Развитие навыков межличностных отношений

Найдено 1 определение:

Развитие навыков межличностных отношений

interpersonal skills development) Н. м. о. - это совокупность видов и форм поведения, к-рые определяют и, возможно, ограничивают качество личных отношений между людьми. Понимание необходимости тщательной качественной оценки того, как люди ведут себя друг с другом, представляет собой относительно новое измерение в психологии. Н. м. о. чаще всего определяются как навыки общения (communication skills), и наиболее систематическому изучению были подвергнуты как раз вербальные и невербальные транзакции в процессе общения. Концепция развития Н.м.о. и их последующего тренинга предполагает, что эти навыки приобретаются, а не выявляются из латентного состояния. Благодаря этому фокусу на научении, интерес психотерапевтов и специалистом по теории коммуникации привлекают такие факторы, как влияние культурной среды, окружения, соц. ожиданий, общественных и личных ценностей. Альфред Адлер - социал-демократ - был первым, кто стал рассматривать людей как в высшей степени соц. существ, чье поведение яв-ся преднамеренным и целенаправленным. Более поздняя работа Карен Хорни, в к-рой подчеркивалось влияние культурной среды на формирование невротических представлений о себе, и, в особенности, интерперсональная теория Гарри Стэка Салливана проложили для будущих теоретиков дорогу к изучению более субъективного мира пациентов. Помимо тезиса о необходимости рассматривать клиента как "целостного чел.", Роджерс дал толчок к формулированию концепции существования центрального ядра "облегчающих" (fasilitative) условий, являющихся решающими в развитии конструктивных отношений между терапевтом и клиентом. Он определил эти условия как эмпатию, душевную теплоту и искренность (genuineness) психотерапевта в отношениях с клиентом. Чарльз Б. Труа и Роберт Т. Каркуфф в своих глубоких исслед. получили новую информ. об ингредиентах консультирования и психотерапии, обеспечивающих терапевтическую эффективность. Впечатляющие своим объемом данные, опубликованные этими исследователями, способствовали дальнейшему прогрессу исслед., проявившемуся прежде всего в создании нескольких комплектов надежных шкал для измерения точности взаимопонимания, эмпатии, альтруистической теплоты и конгруэнтности (self-congruency) психотерапевта. Сэмовэр и Ринтай придают особое значение тому, что в челов. речи выражаются общие элементы, а челов. внимание отличается высокой избирательностью. Они постулируют, что люди активно стремятся к согласованности между их Я-образами, поведением и воспринимаемой информ. и что они поддерживают эту субъективную (perceptual) согласованность посредством искажения воспринимаемой информ. или уклонения от сведений, к-рые не в силах изменить. Эти авторы утверждают, что активное слушание получателя информ. способствует ее лучшему сохранению в памяти. Социальные роли и соц. статус оказывают влияние на коммуникацию в организациях и ни один символ или слово не имеют какого-то абсолютного значения (иными словами, "значение" слова определяется не столько самим по себе словом, сколько говорящим или слушающим участником коммуникации. Они также занимались изучением вклада невербального языка в челов. коммуникацию. Каркуфф и его сотрудники разработали модель содействия межличностным отношениям, ориентированную в первую очередь на использование в терапевтической ситуации. Их модель, ориентированная по существу на тренировку и обучение, предполагает первоначально выработку навыка различения, т. е. способности конкретного лица достаточно полно понимать обращенную к нему информацию как по содержанию, так и в отношении той функции, к-рую она выполняет в процессе коммуникации. Способность получать информ. полностью зависит от уровня внимания воспринимающего. Модус реагирования чел. на сообщение имеет решающее значение для непрерывности конструктивной коммуникации и составляет основу инициативы к действию. На эффективность коммуникации влияют шесть условий межличностного взаимодействия; три из них играют облегчающую роль и три содействуют активности. Облегчающие условия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно высоком уровне, они делают более успешными усилия индивидуума узнать и понять себя. 1. Эмпатия - это способность временно слиться с другим человеком и увидеть мир его глазами. Это способность понимать опыт (experiences) и чувства другого человека. 2. Уважение - это способность сообщить другому человеку свою симпатию к нему и веру в его потенциальные возможности. 3. Конкретность - это способность помочь другому человеку точно сформулировать высказывания о своих чувствах и опыте. Условия действия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно высоком уровне, они способствуют претворению идей в действия. 1. Искренность - это способность оставаться самим собой в отношениях с другим человеком. 2. Конфронтация - это способность говорить другому то, что есть на самом деле и указывать на расхождения между словами, действиями и воспринимаемой реальностью. 3. Открытость - это способность понимать как собственные чувства и опыт, так и чувства и опыт другого, возникающие в процессе взаимодействия. См. также Групповая психотерапия., Тренинг социальных умений Р. Берг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе

Рассказова О.В.
Читать PDF

Особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде

Аветян Алина Мкртычевна
Изучены особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической среде. Проведено сопоставление с особенностями развития таких отношений старшеклассников в моноэтнической среде.
Читать PDF

Возможности акмеологического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе части постоянно

Белецкая Оксана Константиновна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей системного, когнитивного, структурного и акмеологического подходов к исследованию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности.
Читать PDF

Акмевекторный подход к развитию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовно

Чеснокова Елена Владимировна, Белецкая Оксана Константиновна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей различных подходов к изучению межличностных отношений коллектива воинской части постоянной боевой готовности.
Читать PDF

Влияние межличностных отношений студентов вуза на развитие их карьерных устремлений

Канаматова А.К.
В статье анализируется проблема развития карьерных устремлений студентов.
Читать PDF

Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовател

Васильева Ольга Семёновна, Аветян Алина Мкртычевна
В условиях сохраняющейся хрупкости построения межнациональных отношений обращение к проблеме развития межличностных отношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде представляется чре
Читать PDF

Взаимосвязь личностного развития студента и межличностных отношений в учебной группе

Капцов А.В.
В статье рассмотрены закономерности изменений когнитивных характеристик и личностных качеств студентов в зависимости от общности их личностных ценностей в учебной группе.
Читать PDF

Технологии интерактивного обучения психологии как средство развития межличностных отношений студенто

Осадчук О.Л., Потапова Ю.В.
В статье обсуждаются теоретические вопросы, связанные с особенностями межличностных отношений в период юности, социально-психологической спецификой студенческих групп.
Читать PDF

Роль межличностных отношений в развитии карьерного роста сотрудников в организации

Крысько Владимир Гаврилович, Королёва Оксана Александровна
Статья посвящена исследованию межличностных отношений и их влиянию на карьерный рост в организации и трудовом коллективе.
Читать PDF

Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выс

Бедарева Кристина Анатольевна
Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.
Читать PDF

Методика формирования и развития межличностных отношений детского сообщества в эстетической воспитат

Калашникова Виктория Александровна
Представлены данные, полученные в ходе исследовательской деятельности, проводимой в целях изучения проблемы формирования межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста в процессе
Читать PDF

Методика формирования и развития межличностных отношений детского сообщества в эстетической воспитат

Калашникова Виктория Александровна
Представлены данные, полученные в ходе исследовательской деятельности, проводимой в целях изучения проблемы формирования межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста в процессе

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: