Развитие навыков межличностных отношений

Найдено 1 определение:

Развитие навыков межличностных отношений

interpersonal skills development) Н. м. о. - это совокупность видов и форм поведения, к-рые определяют и, возможно, ограничивают качество личных отношений между людьми. Понимание необходимости тщательной качественной оценки того, как люди ведут себя друг с другом, представляет собой относительно новое измерение в психологии. Н. м. о. чаще всего определяются как навыки общения (communication skills), и наиболее систематическому изучению были подвергнуты как раз вербальные и невербальные транзакции в процессе общения. Концепция развития Н.м.о. и их последующего тренинга предполагает, что эти навыки приобретаются, а не выявляются из латентного состояния. Благодаря этому фокусу на научении, интерес психотерапевтов и специалистом по теории коммуникации привлекают такие факторы, как влияние культурной среды, окружения, соц. ожиданий, общественных и личных ценностей. Альфред Адлер - социал-демократ - был первым, кто стал рассматривать людей как в высшей степени соц. существ, чье поведение яв-ся преднамеренным и целенаправленным. Более поздняя работа Карен Хорни, в к-рой подчеркивалось влияние культурной среды на формирование невротических представлений о себе, и, в особенности, интерперсональная теория Гарри Стэка Салливана проложили для будущих теоретиков дорогу к изучению более субъективного мира пациентов. Помимо тезиса о необходимости рассматривать клиента как "целостного чел.", Роджерс дал толчок к формулированию концепции существования центрального ядра "облегчающих" (fasilitative) условий, являющихся решающими в развитии конструктивных отношений между терапевтом и клиентом. Он определил эти условия как эмпатию, душевную теплоту и искренность (genuineness) психотерапевта в отношениях с клиентом. Чарльз Б. Труа и Роберт Т. Каркуфф в своих глубоких исслед. получили новую информ. об ингредиентах консультирования и психотерапии, обеспечивающих терапевтическую эффективность. Впечатляющие своим объемом данные, опубликованные этими исследователями, способствовали дальнейшему прогрессу исслед., проявившемуся прежде всего в создании нескольких комплектов надежных шкал для измерения точности взаимопонимания, эмпатии, альтруистической теплоты и конгруэнтности (self-congruency) психотерапевта. Сэмовэр и Ринтай придают особое значение тому, что в челов. речи выражаются общие элементы, а челов. внимание отличается высокой избирательностью. Они постулируют, что люди активно стремятся к согласованности между их Я-образами, поведением и воспринимаемой информ. и что они поддерживают эту субъективную (perceptual) согласованность посредством искажения воспринимаемой информ. или уклонения от сведений, к-рые не в силах изменить. Эти авторы утверждают, что активное слушание получателя информ. способствует ее лучшему сохранению в памяти. Социальные роли и соц. статус оказывают влияние на коммуникацию в организациях и ни один символ или слово не имеют какого-то абсолютного значения (иными словами, "значение" слова определяется не столько самим по себе словом, сколько говорящим или слушающим участником коммуникации. Они также занимались изучением вклада невербального языка в челов. коммуникацию. Каркуфф и его сотрудники разработали модель содействия межличностным отношениям, ориентированную в первую очередь на использование в терапевтической ситуации. Их модель, ориентированная по существу на тренировку и обучение, предполагает первоначально выработку навыка различения, т. е. способности конкретного лица достаточно полно понимать обращенную к нему информацию как по содержанию, так и в отношении той функции, к-рую она выполняет в процессе коммуникации. Способность получать информ. полностью зависит от уровня внимания воспринимающего. Модус реагирования чел. на сообщение имеет решающее значение для непрерывности конструктивной коммуникации и составляет основу инициативы к действию. На эффективность коммуникации влияют шесть условий межличностного взаимодействия; три из них играют облегчающую роль и три содействуют активности. Облегчающие условия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно высоком уровне, они делают более успешными усилия индивидуума узнать и понять себя. 1. Эмпатия - это способность временно слиться с другим человеком и увидеть мир его глазами. Это способность понимать опыт (experiences) и чувства другого человека. 2. Уважение - это способность сообщить другому человеку свою симпатию к нему и веру в его потенциальные возможности. 3. Конкретность - это способность помочь другому человеку точно сформулировать высказывания о своих чувствах и опыте. Условия действия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно высоком уровне, они способствуют претворению идей в действия. 1. Искренность - это способность оставаться самим собой в отношениях с другим человеком. 2. Конфронтация - это способность говорить другому то, что есть на самом деле и указывать на расхождения между словами, действиями и воспринимаемой реальностью. 3. Открытость - это способность понимать как собственные чувства и опыт, так и чувства и опыт другого, возникающие в процессе взаимодействия. См. также Групповая психотерапия., Тренинг социальных умений Р. Берг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе

Рассказова О.В.
Скачать PDF

Особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде

Аветян Алина Мкртычевна
Изучены особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической среде. Проведено сопоставление с особенностями развития таких отношений старшеклассников в моноэтнической среде. Обнаружено больше значимых связей между личностными и поведенческими особенностями в выборке старшеклассников полиэтнической среды. Соответственно, развитие их межличностного взаимодействия должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведение.
Скачать PDF

Возможности акмеологического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе части постоянно

Белецкая Оксана Константиновна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей системного, когнитивного, структурного и акмеологического подходов к исследованию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Дается характеристика принципов акмеологического подхода и возможных концептуальных основ понимания феномена межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Предлагается интерпретация и содержание понятия межличностные отношения в военной части. Определяется возможность влияния на субъективные условия развития данных отношений, характеристики их вариантов.
Скачать PDF

Акмевекторный подход к развитию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовно

Чеснокова Елена Владимировна, Белецкая Оксана Константиновна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей различных подходов к изучению межличностных отношений коллектива воинской части постоянной боевой готовности. Дается характеристика и классификация типов межличностных отношений в коллективе. Предлагается интерпретация форм отношений в коллективе воинской части. Определяется роль нормативно-уставных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности, управление их развитием через групповые нормы. Обосновывается необходимость применения акмевекторного подхода в исследовании межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности.
Скачать PDF

Влияние межличностных отношений студентов вуза на развитие их карьерных устремлений

Канаматова А.К.
В статье анализируется проблема развития карьерных устремлений студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению влияния межличностных отношений студентов на развитие их карьерных устремлений, кратко описывается предложенная программа по развитию межличностных отношений, которая направлена на расширение представлений студентов о психологических аспектах построения и поддержания межличностных отношений людей.
Скачать PDF

Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовател

Васильева Ольга Семёновна, Аветян Алина Мкртычевна
В условиях сохраняющейся хрупкости построения межнациональных отношений обращение к проблеме развития межличностных отношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде представляется чрезвычайно актуальным. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования, приведены выводы, сделанные после обработки данных с помощью методов мат. статистики.
Скачать PDF

Взаимосвязь личностного развития студента и межличностных отношений в учебной группе

Капцов А.В.
В статье рассмотрены закономерности изменений когнитивных характеристик и личностных качеств студентов в зависимости от общности их личностных ценностей в учебной группе. Показано, что на вид этих закономерностей влияют пол студентов и актуальные механизмы социальной перцепции.
Скачать PDF

Технологии интерактивного обучения психологии как средство развития межличностных отношений студенто

Осадчук О.Л., Потапова Ю.В.
В статье обсуждаются теоретические вопросы, связанные с особенностями межличностных отношений в период юности, социально-психологической спецификой студенческих групп. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования технологий интерактивного обучения психологии в качестве средства развития межличностных отношений студентов медицинского вуза.
Скачать PDF

Роль межличностных отношений в развитии карьерного роста сотрудников в организации

Крысько Владимир Гаврилович, Королёва Оксана Александровна
Статья посвящена исследованию межличностных отношений и их влиянию на карьерный рост в организации и трудовом коллективе. Особое внимание уделяется выявлению факторов и характеристик, которые влияют на карьерный рост сотрудников в организации с учетом психологических особенностей сотрудников и их карьерных устремлений.
Скачать PDF

Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выс

Бедарева Кристина Анатольевна
Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.
Скачать PDF

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую ада

Толчинская Лариса Витальевна
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Скачать PDF

Психология развития навыков сочинительства в работах Л. Н. Толстого

Винокурова О. С.
В данной статье освещаются пути решения методологических проблем развития навыков сочинительства по трудам Л. Н. Толстого. Рассматривается воспитание творческой, нравственной личности в обстановке непринуяеденности, сотрудничества, эмоциональной привлекательности. Принципы свободы в обучении и воспитании, сотрудничества учителя и учеников являются главными условиями развития творческой личности.The article reveals the ways for decision of methodological problems of writing skills development according to L. Tolstoy's works. The principle of freedom in education and upbringing, cooperation of a teacher and pupils are among the main conditions for development of a creative person.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: