Методика Межличностные отношения ребенка

Найдено 1 определение
Методика «Межличностные отношения ребенка»
Рене Жиль. Адаптация И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой. Предназначена для выявления структуры межличностных отношений ребенка. Под межличностными отношениями ребенка понимаются не только отношения, складывающиеся между родителями и детьми, но и отношения выходящие за пределы родительско-детских отношений в семье. К межличностным отношениям ребенка также относятся отношения, складывающиеся у ребенка с др. взрослыми и с др. детьми в разл. вариантах детских взаимодействий. Методика является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Рисунки на картинках выполнены схематично. Такая тактика облегчает процесс идентификации респондентов с изображенными персонажами. Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место на картинке. В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в опр. ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по данной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кого и в какой ситуации выбрал ребенок, в какое место и на каком расстоянии он помещает себя от опр. лиц, какие варианты поведения ему предпочтительны в предлагаемых текстовых заданиях. Такая простота и легкость дают возможность применять методику для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. В этом случае будут видоизменяться общие требования к процедуре опроса. Методика измеряет 13 параметров, к-рые можно разделить на 2 группы переменных. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с др. людьми: 1) отношение к матери; 2) отношение к отцу; 3) отношение к матери и отцу в целом как родителям; 4) отношение к братьям и сестрам; 5) отношение к бабушке и дедушке; 6) отношение к другу, подруге; 7) отношение к учителю (воспитателю). Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях: 8) степень любознательности; 9) степень стремления к О. с детьми в больших группах; 10) степень стремления к доминированию и лидерству; 11) конфликтность, агрессивность; 12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию; 13) степень отгороженности от других, стремление к уединению. Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Для каждого параметра подсчитывается суммарный балл. Суммарный балл определяется максимальным числом заданий, описывающих данный параметр, и варьирует от 6 до 20. Т. о., методика позволяет представлять результаты как качественно, так и количественно. Лит.: Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные отношения ребенка. М., 1994; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. И. Н. Гильяшева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011