КОНТЕНТ-АНАЛИЗ это что такое КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: определение — Психология.НЭС
Контентанализ сновидений КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Найдено 11 определений термина КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНТЕНТ - АНАЛИЗ

в психологии - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Кон - тент - анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии применяется для получения информации, отвечающей некоим критериям качества - как объективность, надежность и валидность. Заметно повысить качество контент-анализа позволяет применение методов анализа статистического многомерного к его данным. Особенно широко применяется анализ факторный, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом К.-а. м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. К ним относятся:

1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., "формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста"), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Контент-анализ

Общий термин, обозначающий не прямое, а косвенное изучение человеческой психологии (путем анализа специфических характеристик текстов и других носителей информации — например, политических речей, литературы и т. д.). Существует возможность получить некоторое представление о психологическом состоянии человека или даже культуры, носителем которой он является, благодаря внимательному изучению таких артефактов. Подробное исследование речей экс-президента США Рональда Рейгана предоставило в распоряжение психологов свидетельства ошибок речи, типичных для прогрессирующего умственного расстройства, болезни Альцгеймера. Сходным образом анализ телерекламы может дать интересные сведения о стереотипах общественного сознания.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Общий термин для обозначения ряда методов анализа речевых актов, сообщений или документов для изучения различных тем, идей, эмоций, мнений и т.д. Большинство таких процедур состоит из сложных схем подсчета, в которых определяется число определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных выражений и т.п.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования.

Источник: Психологическая диагностика (основные понятия)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

один из основных видов анализа документов, заключающийся в количественном подсчете каких-л. признаков, свойств изучаемого явления, отраженных в документе, с последующей оценкой на основе этого содержательных характеристик конфликтов. Для проведения К.– а. конфликтологу необходимо: а) определить категории анализа; б) выделить смысловые единицы; в) определить единицы счета. Категория анализа – это понятие, отражающее изучаемую характеристику конфликта. Смысловая единица – фрагмент текста, содержание которого отражает категорию анализа. Единица счета – мера оценки смысловых единиц. Напр., конфликтолог изучает отражение в СМИ чеченского конфликта. Категория – оценка отношения СМИ к действиям федеральных сил и бандформирований. Смысловые единицы – позитивная оценка федералов, негативная оценка, нейтральная оценка. То же для бандформирований. Единицы счета – количество оценок каждого из 6 видов данных в программе «Новости» в 21:00 на первом центральном телеканале с 1 по 30 сентября 2005 г.

Источник: Словарь конфликтолога

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

от англ. contents — содержание...) — метод выявления и оценки специфических характеристик текста и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на вопросы и т. п.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (напр., психологические характеристики субъектов сообщений, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и т. д.). Затем производится систематический замер частоты и объема употребления этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации. К.-а. дает возможность выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, К.-а. как научный метод психологии используется для получения информации, отвечающей некоторым критериям качества (таким как объективность, надежность, волидность). Заметную роль в повышении качества К.-а. играет возможность использования методов многомерного статистического анализа полученных данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Контент-анализ

англ. contents – содержание, содержимое; греч. analisis – разложение, расчленение) - термин, обозначающий ряд методов анализа речевых актов, сообщений, документов для изучения различных тем, идей, эмоций, мнений и др. Обычно процедура изучения состоит из сложных схем подсчета, позволяющих выявить число определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных выражений и т.п.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Контент-анализ

content analysis). Процедура, используемая в описательных исследованиях для категоризации исследуемого поведения (обычно вербального).

Источник: Исследование в психологии методы и планирование

Контент-анализ

специфический количественно-качественный метод обработки и анализа больших массивов неструктурированной информации, предполагающий выделение определенных характеристик исследования текста и подсчет частоты их встречаемости

Источник: Педагогическая психология

Контент анализ

метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Контент-анализ мемуаров уральского чиновника К. Н. Теплоухова

Горелова Галина Газимовна, Попкова Татьяна Александровна, Степанов Владимир Алексеевич
В статье представлен анализ текста дневника уральского чиновника К.Н. Теплоухова с 1899 по 1934 годы. Результаты анализа дают представление о психологических характеристиках (интересы, личностные пристрастия) типичного представителя чиновничества Урала. Осуществляется сравнение образа жизни в предреволюционный и послереволюционный периоды истории России.
Скачать PDF

Контент-анализ взаимосвязей культурно-средовых идеологических факторов с понятием «Экстремизм» в инф

Мещерякова Эмма Ивановна, Бочаров Алексей Владимирович
Статья посвящена методике контент-анализа трендов сопряженности идеологем с понятием «экстремизм» в информационном поле Рунета. Авторами делаются выводы о динамике, структуре и перспективах экспансии идеологемы «экстремизм» в современном общественном сознании. Можно увидеть не только традиционно связанные с экстремизмом идеологемы, но и те, которые пока связаны с ним в меньшей мере, однако могут войти в информационное поле в ближайшее время. Представленная методика может служить прикладным инструментом планирования приоритетных направлений профилактики экстремизма, в том числе и молодежного.
Скачать PDF

Двойственная природа социальнопсихологического феномена селфи: контент-анализ анкетирования

Демидов Дмитрий Леонидович, Беловол Елена Владимировна, Цветкова Наталья Афанасьевна, Цветков Андрей Владимирович
Разброс мнений в социологии и психологии относительно феномена селфи широк, однако основная часть исследований относит его к негативному полюсу. Данная работа представляет собой первый этап исследования, направленного на выделение как положительных, так и негативных характеристик селфи как социального феномена путем демонстрации неоднородности выборки «любителей селфи» и описания личностных характеристик подгрупп общей выборки. Первый эмпирический этап выполнен методом анкетирования, которое выявило двойственный характер феномена селфи. Респондентам были заданы вопросы: как они понимают селфи (селфи это.) и об их личном отношении к феномену (для меня селфи это.). Из общей массы делающих селфи респондентов путем контент-анализа анкет на основе параметров частоты изготовления селфи и публикации их в социальных сетях выделено четыре группы. Для одной группы селфи это способ самопознания, помогающий зафиксировать наличное состояние личности во внешнем образе. Вторая группа использует эти образы для социализации и самопрезентации в современном обществе путем создания позитивного образа, отражающего те ценности и нормы поведения, с которыми респондент солидарен. Третья группа не видит отличий селфи и обычной фотографии, и пользуется ими в ситуациях отсутствия помощи от «внешнего фотографа». Наконец, четвертая группа состоит из лиц с нарциссическими тенденциями и возможным в дальнейшем формированием селфи-зависимости, что выражается в острой потребности получать положительную обратную связь в виде лайков и комментариев к каждой вывешенной автопортретной фотографии.
Скачать PDF

Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте»

Черемисова Ирина Валерьяновна
В статье представлены результаты исследования психологических характеристик активных пользователей социальной сети «ВКонтакте». Эта социальная сеть является наиболее многочисленной и представляет разнообразные возможности для самовыражения, самопрезентации, обмена мнениями, размещения аудиои видео-материалов. Был проведен контент-анализ 100 страниц активных пользователей данной социальной сети. Это были персональные страницы 50 человек мужского пола и 50 человек женского пола в возрасте от 15 до 50 лет. Результаты исследования показали, что большинство активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» имеет определенные психологические особенности, характеризующие психологическое неблагополучие, независимо от пола, возраста, уровня образования, рода деятельности. Выводы, основанные на материалах исследования, обосновывают острую актуальность и практическую значимость психологической профилактической работы по оптимизации общения в виртуальном пространстве. Особенно важно проводить такую работу с подростками и молодежью. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности социальных и психологических служб, в образовательном процессе вуза, курсов повышения квалификации педагогических работников.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

О возможностях контент-анализа Я-концепции личности

Прокопьева Екатерина Владимировна
В статье раскрываются возможности применения метода контент-анализа в исследованиях Я-концепции, выполняющей в жизни личности ряд важных функций. Приводятся различные концептуальные схемы контент-анализа Я-концепции, реализованные автором в эмпирических исследованиях.
Скачать PDF

Использование контент-анализа для проведения интегрированных исследований вторичного уровня в област

Осипова О.С., Неткачева А.В.
Проводится сравнительный анализ личностно-психологических профилей руководителей коммерческих и государственных организаций с помощью контент -анализа результатов двух социально-психологических исследований первичного уровня с целью получения интегрированного знания более высокого уровня обобщения. Объектом исследования является система управления организацией, предметом личностные качества руководителей. Гипотеза исследования заключалась в том, что для руководителей государственных и коммерческих организаций, наряду с рядом универсальных управленческих характеристик, требуются отличительные личностные черты и навыки, обусловленные спецификой работы в организациях с различной формой собственности и организационной структурой. При выполнении работы были использованы следующие исследовательские методы: метод описания; метод сравнительного анализа; метод контент -анализа; метод синтеза информации. Результаты проведенной работы имеют практическое значение, так как позволяют увеличить результативность процесса отбора претендентов на руководящие должности. Выводы и материалы работы могут использоваться в учебном процессе при подготовке специалистов в области управления персоналом, для совершенствования методики написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Скачать PDF

Диагностика креативности путем контент-анализа текста, созданного испытуемым

Ягелло Андрей Александрович
В статье рассматриваются признанные в научном сообществе подходы к диагностике креативности. Выделяются общие черты этих подходов, а также их отличия. Анализируются взгляды различных авторов на природу творчества, на творческую задачу и методы ее решения. Приводятся примеры творческих задач, используемых с целью диагностики креативности. Формулируются базовые отличительные признаки творческих задач, а также критерии успешности их решения. При выборе критериев успешности решения творческих задач сделан акцент на те критерии, которые объективно лежат в основе решения задач, относимых автором к разряду творческих, и могут быть точно измерены. Автор данной статьи рассматривает диагностический подход к выявлению уровня креативности на основе статистического анализа текста, созданного испытуемым. В статье измеряются такие параметры, как размерность пространства возможных решений, разнородность генерируемых испытуемым решений, равномерность распределения генерируемых испытуемым решений в пространстве поиска решения. Приведены и разобраны формулы, по которым производится вычисление данных параметров. Рассмотрена диагностическая процедура, приведена выборка испытуемых. Представлены результаты апробации диагностического подхода на текстах классических, современных писателей, начинающих авторов, а также формальных юридических текстах. Проанализированы особенности статистического распределения результатов в выборке. Выстроены предположения относительно специфики полученных результатов, приведены авторские интерпретации полученных результатов измерения и диагностики. Рассмотрены достоинства и недостатки данного диагностического подхода, а также предложены возможные области его применения.
Скачать PDF

Контент-аналитическое исследование личности

Алмаев Николай Альбертович, Малкова Галина Юрьевна
В статье обсуждаются вопросы совместного применения личностных опросниковых тестов и контент-анализа автобиографических рассказов. Особенностью методики явилась разработка шкал контент-анализа, максимально приближенных по своему содержанию к шкалам опросникового теста (TCI) Клонинджера. Обнаружено, что связь между результатами тестов и контент2анализа текстов существует, но опосредуется большим количеством промежуточных переменных, таких, как пристрастность субъекта при заполнении опросника, его представления о себе, готовность поделиться информацией с психологом и т. д. Указанные факторы выходят далеко за пределы обычной социальной желательности. В статье делается вывод о необходимости реформирования практики разработки опросниковых тестов, включения в нее новых «шкал2провокаций» и «шкал2ловушек».
Скачать PDF

Опыт контент-анализа суицидальных высказываний в сети Интернет лиц с различным уровнем суицидальной

Брябрина Татьяна Викторовна, Гиберт Анна Ивановна, Штрахова Анна Владимировна
В публикации представлены результаты исследования психологических характеристик суицидентов и лиц, активно высказывающих суицидальные мысли на интернет-страницах социальной сети «ВКонтакте». Описаны современные аспекты ситуации с суицидальной активностью молодых лиц, широко пользующихся возможностями информационных технологий и общения в сети Интернет. Обосновано предложение использования метода контент-анализа, включая его компьютерные варианты, для исследования высказываний, размещенных на аккаунтах пользователей страниц, на которых идет активное обсуждение темы самоубийств. Описаны методические обоснования исследования интернет-ресурсов, представлен оригинальный алгоритм дифференциации участников социальных сетей с различным типом суицидальной активности. Описаны результаты контент-анализа суицидальных высказываний лиц, в отношении которых получены убедительные данные о том, что они покончили впоследствии жизнь самоубийством, и материалы аналогичного исследования высказываний других активных участников этого сегмента социальной сети, высказывавших суждения суицидального характера, но не совершивших самоубийства на момент исследования. Выделены существенные различия в содержании отношения к смерти и представлений о ней, представлений о ближайшем окружении таких лиц и о смысловой сфере в целом. На конкретных примерах обоснована информативность применения метода контент-анализа в его традиционном и компьютеризированном варианте для изучения семантики высказываний лиц с различными типами суицидальной активности и характеристик их личностно-смысловой сферы.
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.
Скачать PDF