КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Существует ряд модификаций К.-а. и методических приемов формализации ответов на вопросы, присущие любому предметно-содержательному анализу текста: о чем, что и как написано или сказано по данному вопросу в каждом из большой совокупности источников.
Т. М. Дридзе предложила в 1975 г. информативно-целевой подход к анализу печатных или устных текстов, цель которого — дать ответ, зачем в тексте приведены сведения по определенному вопросу, формализовав потенциальную информативность и тем создав возможности и для исследования актуального понимания текста читателем или слушателем.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., "формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста"), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.
В методическом аспекте К. а. находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод
или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве К. а. наиболее часто используется в психологической диагностике.
В психологии метод, близкий к К. а., применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование К. а. в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщении испытуемого, сопровождающих
практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особое достоинство К. а. в том, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого,
относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения К. а. включают: 1) анализ результатов проективных методик исследования личности; 2) изучение диагностических
интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; 3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании; 4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым
экспертным оценкам; 5) анализ объективной информации о личности; 6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
В целях диагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.) проводится своеобразный К. а. грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (напр., количество «тематических» высказываний, глаголов, логических
«гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках.
Проведение К. а. в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования
или обследования. Такие категории (напр., количество речевых актов-взаимодействий, побуждающих высказываний, частот отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т. д.) должны быть исчерпывающими, охватывать
все части фиксируемого содержания. В случае включения К. а. как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.
После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые
ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования.
Источниками информации для К. а. могут служить различные виды речевой продукции, материалы и документы, прямо или косвенно характеризующие изучаемые особенности личности. Наиболее существенными ограничениями при выборе источников информации являются
частота встречаемости необходимых данных и возможности их квантификации. При проведении К. а. первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных (табл. 5).
Процедура статистической обработки результатов К. а. во многом близка изучению ассоциации (см. КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТЫ ДИХОТОМИЧЕСКИЕ) и ранжированию данных. Предложена специальная процедура подсчета с помощью коэффициента Яниса (С). При помощи
этого коэффициента может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий:
где— число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем единиц информации, отражающей изучаемую категорию; —
общий объем единиц анализируемого источника информации.
При К. а. содержания информации представляет интерес метод Ч. Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных элементов содержания. Этот вид анализа очень прост и включает подсчет числа элементов каждого типа и числа совместных их наблюдений.
На основании этих исходных данных вычисляется математически ожидаемая вероятность совместного появления
Если обнаруженное в исследовании число совместных появлений единиц
существенно больше, чем ожидаемое, то можно предположить, что возникшие сочетания не случайны. Установленная таким образом гипотеза может быть проверена с помощью других статистических
и эмпирических методов.
Статистические методы К. а. применимы для относительно больших массивов данных и имеют значение в основном при проведении серий психодиагностических исследований. В индивидуальных обследованиях применяются более простые процедуры регистрации К.
а.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.