КОЛЛЕКТИВ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коллектив
лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОЛЛЕКТИВ
группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Коллектив
психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

коллектив

малая группа высшего уровня развития. В cоциальной психологии – общность людей, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в К. способствуют воспитанию коллективистских качеств. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОЛЛЕКТИВ
группа, в к–рой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Для К. свойственны: коллективистическое самоопределение, действенная групповая эмоциональная идентификация, ценностно-ориентационное единство (А.В.Петровский). Основные признаки К. по А.С.Макаренко: 1) отношения взаимной ответственной зависимости; 2) цели, выходящие за рамки узкогрупповых интересов. Степень подчинения деятельности каждого члена К. общей цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного К., степень его сплоченности. К. различаются по величине, внешней (официальной) и внутренней (неофициальной) структуре. Первичный К. характеризуется общими целями при повседневных контактах (цех, школьный класс, отдел учреждения). К. «возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (А.С.Макаренко).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

коллектив

(от лат. collectifions – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить к., в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами (экипаж, расчет, взвод, рота). Вторичный к. – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных к. В условиях армии это к. части, соединения и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОЛЛЕКТИВ
группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Степень подчинения деятельности каждого члена К. этой цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного К., степень его сплоченности, а при достаточно высокой сплоченности — самоукрепление. К. различаются по величине, внешней (официальной) и внутренней (неофициальной) структуре. Элементарный К.— наименьший по величине, но имеющий свои в основном совпадающие внешнюю и внутреннюю структуры (бригада, пионерская звездочка); первичный К. характеризуется обобщенными целями при повседневных контактах (цех, школьный класс, отдел учреждения), которые могут быть только эпизодическими в основном К. (завод, школа, учреждение).
А. С. Макаренко (1888—1939), создавая учение о К., определял его так: «...коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения» (Соч. М., 1958, т. V, с. 475); он подчеркивал также, что коллектив «...возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (там же, с. 476).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

КОЛЛЕКТИВ
социальная группа достаточно высокого уровня социально-психологического развития. К. отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями входящих в него людей, высокой организованностью и эффективностью деятельности. В работе К. отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект. Малая группа, как коллектив, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное и ответственное отношение членов группы к своим обязанностям, к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм-это стремление членов группы все вопросы решать сообща. Сплоченность представляет собой психолого-поведенческое единство группы, т. е. единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных ситуациях внутригрупповой жизни. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности, умело взаимодействовать друг с другом. Открытость-это доверие членов группы друг другу, их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность-это наличие у всех участников группы достаточно полных, достоверных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и непосредственно касается данной группы. См. группа социальная, деятельность сверхнормативная (активность сверхнормативная), коллектива теория параметрометрическая, коллектива концепция стратометрическая, развития группы социально-психологического уровень, сверхаддитивный эффект, эффективность (деятельности) малой группы.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. collectifious - собирательный) - разновидность малой социальной группы, ее особое качество, проявляющееся в совместимости, сработанности, сплоченности, согласованности общественных, групповых и личных целей, интересов, ценностей.
К. - структурный элемент общества определенного типа, возникающий как выражение определенной общественной потребности и реализующий ее в основной деятельности.
Характеристика коллектива как объекта: результативность основной деятельности; организованность, в том числе способность к самоорганизации, ритмичность в работе, наличие перспективы, соответствие профессиональных и личностных характеристик работников своим функциональным ролям.
Характеристика коллектива как субъекта: самоуправляемостъ, общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей; превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена; способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.
Для членов К. свойственны следующие ценностные ориентации: готовность к продуктивной совместной работе, положительная установка на «другого», «других», разумная доля конформизма.
Качественная характеристика К. как общности: 1) сплоченность, достигаемая через ценностно-ориентационное единство;
2) коллективистское самоопределение; 3) социально-ценный характер мотивации межличностных выборов; 4) высокая рефе- рентность коллектива для его членов; 5) баланс возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности; 6) действенность эмоционально-групповой идентификации, независимая от перемен в его составе; 7) зависимость эффективности работы от интенсивности положительных эмоциональных связей.
Интегральной социально-психологической характеристикой К. является благоприятный психологический климат.

Источник: Акмеологический словарь.

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «К.» часто заменяется словом «команда». В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности (в противовес конформности-нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, отличающихся от закономерностей в др. группах. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует и т. д. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. В К. гораздо менее вероятны деструктивные конфликты по сравнению с др. видами групп. Поэтому борьба или хотя бы сопротивление навязываемому сегодня индивидуализму во взаимоотношениях людей является важным условием профилактики конфликтов. Только в К. человек может эффективно и с удовольствием трудиться, самореализовываться и чувствовать себя комфортно.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Коллектив
лат. collectivus — собирательный] — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

КОЛЛЕКТИВ
группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:
1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая);
2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
3) идентификация коллективная;
4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:
1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;
2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;
3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;
4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим;
6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:
1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;
2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;
3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
124.72 кб

Поздравляю коллектив редакции с 20-летним юбилеем журнала!

Чуляева О. Б.
Читать PDF
207.01 кб

Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда

Огнев Александр, Лихачева Эльвира
В статье предпринята попытка соотнести понятия «коллектив» и «команда». Представлен сопоставимый анализ современных представлений о команде в организационном консультировании и представлений о коллективе.
Читать PDF
562.90 кб

Неопределенность, коллектив и психологические травмы в инсертуализме

Рябцев Денис Валерианович
В данной статье рассматривается взаимосвязь неопределенности, психической травматичности. Также подчеркнута важность коллективов во взаимоотношениях человека и неопределенности в травматических ситуациях.
Читать PDF
550.16 кб

Коллектив творческих единомышленников

Алешин В. А.
Читать PDF
513.24 кб

Дорогой Марк Михайлович! коллектив кафедры «Философия» искренне и сердечно поздравляет Вас с 80-летн

Читать PDF
734.85 кб

Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов

Александрова Елена Владимировна
Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социально-эстетического воспитания учащейся молодежи.
Читать PDF
26.42 мб

История военной кафедры. Этапы становления и развития, коллектив

Ивашин В. М.
Статья повествует об организации, истории развития и современном статусе военной кафедры учрежде­ния образования «Гродненский государственный медицинский университет».
Читать PDF
143.59 кб

Бесплатное здравохранение: реальность и перспективы. Авторский коллектив: Т. В. Богатова, Е. Г. Пота

Читать PDF
94.25 кб

Ректорат и коллектив С. -Петербургской государственной лесотехнической академии. Юбилей М. Я. Заруби

Читать PDF
374.48 кб

Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка

Зенухина Евгения Васильевна
Читать PDF
687.25 кб

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка

Барбашина К. И.
Читать PDF
276.06 кб

Лечение синдрома вегетативной дисфункции у пациентов молодого возраста (студенческий коллектив) в ам

Ягупов П.Р., Ковалева Н.И., Романюк С.С., Корнеева Н.А., Иванова З.Г.
В статье представлены результаты исследований распространенности психовегетативного синдрома церебрального генеза, развившегося у здоровых людей на фоне хрониостресса.
Читать PDF
382.96 кб

Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассник

Трубников Александр Петрович
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников.
Читать PDF
102.25 кб

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF
133.69 кб

Угрозы безопасности России на Северном Кавказе / Коллектив авторов; под общ. ред. Н.П.Медведева и П.

Аствацатурова М. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ

    характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единс
  • КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

    исследовательская программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива н
  • Коллектив научный

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные ("генера
  • КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ

    объединение детей, сплоченных совместной полезной деятельностью ( напр., общественной работой, трудом, учением, спортом, туризмом и т. п.). Основные признаки, присущие любому коллективу – единство,
  • ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    понятие и термин, введенные А. С. Макаренко и лежащие в основе его учения о К.: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловог
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы.
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА

    См. групповое суперэго.
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    См. групповое сознание.
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива

    теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом (М.Г. Ярошевский). Единицей анализ
  • СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

    концепция, разработанная А. В. Петровским. Согласно С. к. к. структура межличностных отношений в коллективе имеет три слоя: первый — межличностные отношения непосредственной зависимости; второй —
  • СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

    совокупность направлений, способов и приемов педагогического воздействия и влияния, рассчитанная на представителей определенной этнической общности. Главным элементом этой деятельности являет
  • психика коллектива

    система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, к этим явлениям обычно относят а/ коллективные ценности, взгляды, интересы, убеждения; б/ коллективное
  • ТЕСТ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

    тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива, тест СПСК) - тест, предназначенный для оценки уровня социально-психологического развития группы малой как коллектива. Предст
  • сплоченность коллектива

    степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практическо
  • КОЛЛЕКТИВА КОНЦЕПЦИЯ ПАРАМЕТРОМЕТРИЧЕСКАЯ

    социально-психологическая концепция коллектива, разработанная Л.И. Уманским и его сотрудниками. В соответствии с К.к.п. группа, как коллектив, в своем развитии проходит через четыре стадии: диффузн
  • МЕТОД УКРЕПЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

    (основной) — формирование у всех членов коллектива общей цели их активной деятельности. М. у. к. опирается на закон самоукрепления коллектива.
  • МИНИМУМ КОЛЛЕКТИВА

    (лат. minimum — наименьшее) — этап развития группы, на котором она уже складывается как коллективу определяется целью, вынесенной за рамки группы и подчиненной целям общества.
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

    отражение в коллективном мнении общественного мнения той большой группы, в которую входит данный коллектив.
  • ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    организационное построение коллектива, с нормативно фиксированным статусом каждого его члена, регламентацией характера подчиненности и взаимоотношений между военнослужащими.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОЛЛЕКТИВА

    высокий уровень эффективности его совместной деятельности. П. м. к. основывается на индивидуальных и коллективных знаниях, навыках, умениях, качествах, установках, на правильном восприятии и предс