КОЛЛЕКТИВ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коллектив
лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОЛЛЕКТИВ
группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Коллектив
психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

коллектив

малая группа высшего уровня развития. В cоциальной психологии – общность людей, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Коллектив
высшая стадия развития организованной общности людей, объединенных процессом совместной деятельности, направленная на достижение социально значимых целей. К. характеризуется высокой сплоченностью, доминированием принципов товарищества в развитии деловых и личностных отношений, коллективной ответственностью, взаимопомощью и взаимовыручкой.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в К. способствуют воспитанию коллективистских качеств. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОЛЛЕКТИВ
группа, в к–рой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Для К. свойственны: коллективистическое самоопределение, действенная групповая эмоциональная идентификация, ценностно-ориентационное единство (А.В.Петровский). Основные признаки К. по А.С.Макаренко: 1) отношения взаимной ответственной зависимости; 2) цели, выходящие за рамки узкогрупповых интересов. Степень подчинения деятельности каждого члена К. общей цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного К., степень его сплоченности. К. различаются по величине, внешней (официальной) и внутренней (неофициальной) структуре. Первичный К. характеризуется общими целями при повседневных контактах (цех, школьный класс, отдел учреждения). К. «возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (А.С.Макаренко).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

коллектив

(от лат. collectifions – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить к., в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами (экипаж, расчет, взвод, рота). Вторичный к. – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных к. В условиях армии это к. части, соединения и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОЛЛЕКТИВ
группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Степень подчинения деятельности каждого члена К. этой цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного К., степень его сплоченности, а при достаточно высокой сплоченности — самоукрепление. К. различаются по величине, внешней (официальной) и внутренней (неофициальной) структуре. Элементарный К.— наименьший по величине, но имеющий свои в основном совпадающие внешнюю и внутреннюю структуры (бригада, пионерская звездочка); первичный К. характеризуется обобщенными целями при повседневных контактах (цех, школьный класс, отдел учреждения), которые могут быть только эпизодическими в основном К. (завод, школа, учреждение).
А. С. Макаренко (1888—1939), создавая учение о К., определял его так: «...коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения» (Соч. М., 1958, т. V, с. 475); он подчеркивал также, что коллектив «...возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (там же, с. 476).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

КОЛЛЕКТИВ
социальная группа достаточно высокого уровня социально-психологического развития. К. отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями входящих в него людей, высокой организованностью и эффективностью деятельности. В работе К. отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект. Малая группа, как коллектив, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное и ответственное отношение членов группы к своим обязанностям, к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм-это стремление членов группы все вопросы решать сообща. Сплоченность представляет собой психолого-поведенческое единство группы, т. е. единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных ситуациях внутригрупповой жизни. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности, умело взаимодействовать друг с другом. Открытость-это доверие членов группы друг другу, их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность-это наличие у всех участников группы достаточно полных, достоверных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и непосредственно касается данной группы. См. группа социальная, деятельность сверхнормативная (активность сверхнормативная), коллектива теория параметрометрическая, коллектива концепция стратометрическая, развития группы социально-психологического уровень, сверхаддитивный эффект, эффективность (деятельности) малой группы.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. collectifious - собирательный) - разновидность малой социальной группы, ее особое качество, проявляющееся в совместимости, сработанности, сплоченности, согласованности общественных, групповых и личных целей, интересов, ценностей.
К. - структурный элемент общества определенного типа, возникающий как выражение определенной общественной потребности и реализующий ее в основной деятельности.
Характеристика коллектива как объекта: результативность основной деятельности; организованность, в том числе способность к самоорганизации, ритмичность в работе, наличие перспективы, соответствие профессиональных и личностных характеристик работников своим функциональным ролям.
Характеристика коллектива как субъекта: самоуправляемостъ, общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей; превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена; способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.
Для членов К. свойственны следующие ценностные ориентации: готовность к продуктивной совместной работе, положительная установка на «другого», «других», разумная доля конформизма.
Качественная характеристика К. как общности: 1) сплоченность, достигаемая через ценностно-ориентационное единство;
2) коллективистское самоопределение; 3) социально-ценный характер мотивации межличностных выборов; 4) высокая рефе- рентность коллектива для его членов; 5) баланс возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности; 6) действенность эмоционально-групповой идентификации, независимая от перемен в его составе; 7) зависимость эффективности работы от интенсивности положительных эмоциональных связей.
Интегральной социально-психологической характеристикой К. является благоприятный психологический климат.

Источник: Акмеологический словарь.

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «К.» часто заменяется словом «команда». В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности (в противовес конформности-нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, отличающихся от закономерностей в др. группах. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует и т. д. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. В К. гораздо менее вероятны деструктивные конфликты по сравнению с др. видами групп. Поэтому борьба или хотя бы сопротивление навязываемому сегодня индивидуализму во взаимоотношениях людей является важным условием профилактики конфликтов. Только в К. человек может эффективно и с удовольствием трудиться, самореализовываться и чувствовать себя комфортно.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Коллектив
лат. collectivus — собирательный] — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

КОЛЛЕКТИВ
группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:
1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая);
2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
3) идентификация коллективная;
4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:
1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;
2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;
3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;
4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим;
6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:
1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;
2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;
3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОЛЛЕКТИВ
КАЛЕКТЫЎ / TEAM (от лат. collectivus– собирательный)– группа лиц, объединенных какой-либо общей целью, идеями, потребностями, интересами деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи и достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. К.– относительно небольшое (по сравнению с социальными группами) и устойчивое (в пространстве и времени) объединение людей. К. имеет внутреннюю организационную структуру, которая зависит от его размера и задачи и может быть одно-, двух- или многоступенчатой. Структура К. способствует достижению им целей, предполагает наличие органов управления (в том числе лидера К.). К. обладает официальной (формальной) и социально-психологической (неофициальной) структурой, которая складывается на основе личных отношений. В ряде случаев формальная структура доминирует (воинский К.), но может и практически отсутствовать (К. студентов). К. предполагает тесные взаимоотношения между его членами. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в К. способствуют воспитанию коллективистских качеств. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Групповые интересы коллектива сосуществуют и сочетаются с интересами общества в целом, с одной стороны, и с индивидуальными интересами его членов– с другой. К. возникает не сразу, а проходит ряд стадий формирования. Применительно к детскому К. А. Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития: 1) песчаная россыпь (люди мало знают друг друга, не связаны между собой; каждый сам по себе, структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы); 2) мягкая глина (каждый преследует свои цели и интересы, при этом интересуется целями других, скрепляющее звено– формальные правила); 3) мерцающий маяк (взаимодействие более активное, появляется желание совместной деятельности, возникает наибольшая вероятность конфликтов, происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства «Мы», появляются неформальные лидеры); 4) алый парус (укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение, развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность, начинает развиваться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность); 5) горящий факел (взаимодействие наиболее активно, группа толерантна и стремится к сотрудничеству, способна договориться, групповые интересы ставятся выше личных). Л. И. Уманскийвыделяет шесть стадий, через которые проходит группа на пути к подлинному коллективу. Нулевой, или отправной, точкой для группового развития является конгломерат– совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее начинается развитие коллектива: 1) номинальная группа– имеет внешне заданную цель и структуру, минимальный опыт совместной деятельности, устойчивых межличностных отношений пока нет; 2) группа-ассоциация– заданные извне цели, виды деятельности и способы их осуществления принимаются членами группы, возникает первичная межличностная интеграция, однако подлинного социально-психологического единства в этой группе нет; 3) группа-кооперация– четкое осознание членами группы общей цели, стремление субъектов к сотрудничеству ради ее достижения и выстроенными деловыми отношениями; 4) группа-автономия– большое значение имеют непосредственно эмоциональные, личностные отношения, гипертрофировано «мы-чувство», что приводит к переориентации группы с общественно значимых целей на групповые; 5) группа-коллектив– высший уровень развития малой группы, что выражается в ее интеграции с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, воинские, партийные, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и другие К. Например, хор представляет собой К. певцов, при этом, если это професиональный хор, то одновременно он выстпает трудовым К.
Коллектив воинский / Калектыў вайсковы / Military team– это личный состав воинской части (формирования). Представляет частный случай трудового К., но имеет существенные отличия, в силу чего может быть выделен в совершенно самостоятельный вид К. Во-первых, воинский К. обладает предельно формализованной структурой, а также распределением функций и отношений руководства-подчинения. Неформальные отношения и неформальные лидеры могут иметь место, но они существуют лишь в рамках горизонтальных отношений и практически не оказывают влияния на всю деятельность воинского К., которая подчинена приказам старших по званию, а также детерминирована воинским уставом. Во-вторых, деятельность членов воинского К. протекает в особых условиях (в условиях боевых действий) либо в состоянии подготовки к ним, что накладывает специфические требования к членам воинского К., помимо четких формальных отношений по вертикали, также необходимы достаточно тесные межличностные неформальные отношения как по горизонтали, так и по вертикали. Это обусловливает доверие личного состава как друг к другу, так и к старшим по званию в условиях боевых действий, уверенность в том, что воинский К. в целом и каждый его член в критической ситуации не подведут и не бросят, соответственно, со своей стороны такая готовность также имеет место. Это необходимое условие для успешных действий воинской части в боевой обстановке. Важнейшим фактором формирования воинского К., быстрого включения в него новых членов и повышения боеспособности является формирование единых ценностей– патриотизма, боевого товарищества и др.
Коллектив педагогический / Калектыў педагагічны / Teaching staff– коллектив учителей школы. Значительное влияние на характеристики педагогического К. оказывают его социально-демографические характеристики (половой и возрастной состав), а также корпоративная культура в каждой конкретной школе, гимназии, лицее. Согласованность действий педагогического К., его ценностно-нормативное единство, а также удовлетворенность трудом и благоприятный социально-психоло ги ческий климат– это факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность педагогической работы и успешность обучения. Соответственно, задачей психолога является диагностика и поддержание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом К. В настоящее время наиболее практически приемлемой является концепция А. И. Донцова о предметно-ценностном единстве как ведущем факторе интеграции К. В рамках этого подхода анализируется совмещение социальной организации предметно-культурной деятельности учения и социальной организации учебно-педагогического К., т. е. единство учебного и педагогического К. Согласованность представлений об эталоне обучаемого в наибольшей мере обусловлена включенностью в межличностные отношения в К. Критерии профессиональных взаимооценок согласованы меньше, чем представления о должном облике педагога. Первые составляют предметную деятельность учителя, находятся в поле его непосредственных профессиональных интересов. Вторые опосредованы факторами разделенного педагогического труда. Показатели, используемые в измерениях состояния педагогического коллектива: целостность (взаимозависимость, гармоничность и т. д.); организованность (взаимодействие, управляемость); эффективность (продуктивность, удовлетворенность); целенаправленность (ценностная и нормативная ориентированность, плюрализм целей); сплоченность (совместимость, доверительность); динамичность (мобильность, устойчивость); самостоятельность (автономность, независимость, свобода, защищенность).
Коллектив студенческий / Калектыў студэнцкі / Student body– формируется на основе формального объединения– учебного курса или учебной группы (в зависимости от организации учебного процесса и численности). Студенческий К. отличается от других рядом особенностей: основным видом деятельности (учение, направленное на получение специального образования); цели и мотивации членов студенческого К. могут существенно отличаться (получение профессионального образования, престижной работы, самосовершенствование, научная деятельность, получение диплома и др.), при этом достижение своих целей одним членом студенческого К. не предполагает автоматически участие в этом процессе других членов; однородностью состава по возрасту, образованию; ограниченностью периода существования (4–5 лет); строгой последовательностью и планомерностью учебной работы; сравнительно высокой степенью самоуправления; преобладанием неформальной структуры при практически полном отсутствии формальной структуры (наличие старосты в студенческой группе не всегда является обязательным); профессорскопреподавательский состав оказывает значительное воздействие на студенческий К., но сам при этом не является его частью, преподаватели, заведующие кафедрами, деканы не являются ни формальными, ни неформальными лидерами студенческого К. Психология студенческого К. включает как общую атмосферу его жизни и деятельности, так и межличностные взаимоотношения, являющиеся доминирующими, общественное мнение, коллективное настроение, традиции (которые в последние два десятилетия постепенно утрачивают свое значение в студенческом К.). Студенческий К. характеризуется также наличием общих внеучебных дел, в которых принимают участие все члены группы, определенным уровнем сплоченности. Непосредственное участие в управлении и руководстве деятельностью К. своих групп становится для студентов школой гражданского воспитания, развивает организаторские способности, психологически готовит их к труду после окончания вуза.
Коллектив трудовой / Калектыў працоўны / Work team– коллектив работников одного предприятия; является и социальным институтом (формой организации совместной деятельности людей), и одним из видов социальной общности. Внутренняя структура трудового К. объединяет группы работников по разным признакам: по их роли в управлении, по виду выполняемых работ в зависимости от внутреннего разделения труда (функциональная структура), по профессии и квалификации или стажу, а также по полу и возрасту (социально-демографическая структура). На социальные характеристики трудового К. влияют форма собственности предприятия, сфера деятельности, численность работников. Совместная трудовая деятельность, внутригрупповые процессы формируют специфическое профессиональное сознание каждого члена трудового К., которое обладает значительным мотивирующим потенциалом. В трудовом К. работники помимо трудовой деятельности реализуют и другие потребности: социальные, рекреационные, бытовые и др., что благотворно влияет на выполнение основных задач за счет уменьшения текучести кадров, улучшения здоровья и работоспособности, улучшения отношения людей к трудовым обязанностям. В современной практике трудовых отношений трудовой К. уступает место другим формам организации, в связи с ускорением темпа жизни, цифровизацией и т. д. Широко распространена проектная форма, предполагающая существование временных групп профессионалов, чьи усилия направлены на решение конкретной задачи; все шире распространяются дистанционные формы организации труда, когда значительная часть сотрудников в органихации никогда не видит других сотрудников, и т. д. В таких организационных формах, однако, не формируется трудовое сознание, как в К., что существенно обедняет мотивацию труда. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда

Огнев Александр, Лихачева Эльвира
В статье предпринята попытка соотнести понятия «коллектив» и «команда». Представлен сопоставимый анализ современных представлений о команде в организационном консультировании и представлений о коллективе.
Читать PDF
0.00 байт

Поздравляю коллектив редакции с 20-летним юбилеем журнала!

Чуляева О. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Неопределенность, коллектив и психологические травмы в инсертуализме

Рябцев Денис Валерианович
В данной статье рассматривается взаимосвязь неопределенности, психической травматичности. Также подчеркнута важность коллективов во взаимоотношениях человека и неопределенности в травматических ситуациях.
Читать PDF
0.00 байт

Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов

Александрова Елена Владимировна
Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социально-эстетического воспитания учащейся молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

История военной кафедры. Этапы становления и развития, коллектив

Ивашин В. М.
Статья повествует об организации, истории развития и современном статусе военной кафедры учрежде­ния образования «Гродненский государственный медицинский университет».
Читать PDF
0.00 байт

Бесплатное здравохранение: реальность и перспективы. Авторский коллектив: Т. В. Богатова, Е. Г. Пота

Читать PDF
0.00 байт

Лечение синдрома вегетативной дисфункции у пациентов молодого возраста (студенческий коллектив) в ам

Ягупов П.Р., Ковалева Н.И., Романюк С.С., Корнеева Н.А., Иванова З.Г.
В статье представлены результаты исследований распространенности психовегетативного синдрома церебрального генеза, развившегося у здоровых людей на фоне хрониостресса.
Читать PDF
0.00 байт

Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассник

Трубников Александр Петрович
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников.
Читать PDF
0.00 байт

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF
0.00 байт

Коллектив творческих единомышленников

Алешин В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический коллектив и его развитие в процессе глобализации и конвергенции образования

Селюкова Е. А.
Статья посвящена проблеме развития педагогического коллектива в процессе глобализации и конвергенции образования.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современн

Пивченко Владимир Петрович
В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогического коллектива, которые раскрывает в своих работах А.С Макаренко.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ

    характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единс
  • КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

    исследовательская программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива н
  • Коллектив научный

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные ("генера
  • КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ

    объединение детей, сплоченных совместной полезной деятельностью ( напр., общественной работой, трудом, учением, спортом, туризмом и т. п.). Основные признаки, присущие любому коллективу – единство,
  • ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    понятие и термин, введенные А. С. Макаренко и лежащие в основе его учения о К.: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловог
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы.
  • АУТИЗМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ

    Термин, предложенный Гарднером Мерфи для обозначения общей тенденции группы индивидов развивать и поддерживать какое-то конкретное убеждение или мнение, которое не соответствует объективной де
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    collective unconscious) См. АРХЕТИП .
  • КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

    правовой акт (соглашение), регулирующий социально-трудовые отношения (регулируются законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях, с изменениями от 24 ноября 1995г.") и заключаемый работника
  • РОЖНОВА МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

    Рожнов В.Е., 1971]. Применяется для лечения хронического алкоголизма. С помощью гипнотического внушения вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально отрицательная реакция на вкус и запах алког
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ РОЖНОВА

    Относится к директивным, гипносуггестивным методам психотерапии. Методика разработана автором (1975) для больных, страдающих алкоголизмом, однако после адаптации стала применяться при неврозах, пр
  • Группы и коллективы

    Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реаль
  • Культуры индивидуалистические и коллективистичекие

    Разделение национ. культур на индивидуалистические (К. и.) и коллективистические (К. к.) было предложено Г. Хофстеде (G. Hofstede) в 1980-х гг. в рамках разработанной им классификации. Анализируя анкеты сотру
  • Идентификация коллективистская

    признание за членами группы, в частности, занимающимися совместной деятельностью, равных прав и обязанностей, в том числе понимание прав каждого из них на содействие и поддержку, необходимости со
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ

    идентификация коллективистская) - возникающая в деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собстве
  • Индивидуализм—коллективизм

    показатель, по которому разнятся культуры: степень, в которой культура пробуждает, питает и удовлетворяет потребности, устремления, желания и ценности автономного и уникального «Я» в большей мере
  • ИВАНОВА МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Иванов Н.В., 1958]. Психотерапевтическая методика для лечения больных неврозами. Предполагает три этапа: на первом происходит индивидуальное обследование больного, условий его жизни, отношения к бол
  • Климат социально-психологический в коллективе

    качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психол. условий, способствующих или препятствующих продуктивной совмест. деятельности и всестороннему развитию
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива

    теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом (М.Г. Ярошевский). Единицей анализ
  • СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

    концепция, разработанная А. В. Петровским. Согласно С. к. к. структура межличностных отношений в коллективе имеет три слоя: первый — межличностные отношения непосредственной зависимости; второй —