КОЛЛЕКТИВ это что такое КОЛЛЕКТИВ: определение — Психология.НЭС
Коллегиальные решения Коллектив научный

КОЛЛЕКТИВ

Найдено 8 определений термина КОЛЛЕКТИВ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

коллектив

малая группа высшего уровня развития. В cоциальной психологии – общность людей, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Оцените определение:

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

КОЛЛЕКТИВ

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:

1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая);

2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;

3) идентификация коллективная;

4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;

5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:

1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;

2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;

3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;

4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;

5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим;

6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:

1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;

2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;

3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КОЛЛЕКТИВ

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Коллектив

лат. collectivus — собирательный] — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

КОЛЛЕКТИВ

от лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «К.» часто заменяется словом «команда». В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности (в противовес конформности-нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, отличающихся от закономерностей в др. группах. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует и т. д. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. В К. гораздо менее вероятны деструктивные конфликты по сравнению с др. видами групп. Поэтому борьба или хотя бы сопротивление навязываемому сегодня индивидуализму во взаимоотношениях людей является важным условием профилактики конфликтов. Только в К. человек может эффективно и с удовольствием трудиться, самореализовываться и чувствовать себя комфортно.

Источник: Словарь конфликтолога

Коллектив

психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.

Источник: Словарь по конфликтологии

Коллектив

лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

коллектив

(от лат. collectifions – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить к., в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами (экипаж, расчет, взвод, рота). Вторичный к. – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных к. В условиях армии это к. части, соединения и др.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме КОЛЛЕКТИВ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда

Огнев Александр, Лихачева Эльвира
В статье предпринята попытка соотнести понятия «коллектив» и «команда». Представлен сопоставимый анализ современных представлений о команде в организационном консультировании и представлений о коллективе. Показано, что «командообразование» не подразумевает необходимости достичь гармонии в межличностных отношениях. Развиваются представления об исполнительной этике как пути сочетания личного благополучия и эффективности деятельности.
Скачать PDF

Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения

Емельянов А. А.
Скачать PDF

Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения

Денисов Н.Л.
Методом тестирования исследован социально-психологический климат в студенческом коллективе высшего учебного заведения в различные периоды обучения. Показано, что с увеличением сроков обучения повышается уровень социально-психологического климата, увеличивается доля когнитивной и снижается доля эмоциональной составляющей. Высказано мнение, что анализ структуры социально-психологического климата позволяет более точно определить стадию формирования коллектива, благодаря чему становится возможным делать мобильным практику управления учебно-воспитательным процессом.
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Педагогические условия формирования коллектива студентов

Тулина О.О.
Скачать PDF

Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах

Белов Василий Георгиевич, Соловьева Татьяна Андреевна, Парфенов Юрий Александрович
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогики и психологии проблемы социально-психологического климата подросткового коллектива. Проведен анализ совокупности показателей социально-психологического климата у делинквентных подростков. Описаны психологические механизмы формирования детерминирующих факторов социально-психологического климата в подростковом возрасте.
Скачать PDF

Построение модели молодежной субкультуры в пространстве трансформации коллективного и индивидуальног

Шабанов Л.В., Савин П.Н.
Скачать PDF

Психологический профиль современного студенческого коллектива (на примере студентов-медиков)

Лебедев Ю.В.
Проведено клинико-психологическое обследование 230 студентов (набор 1997 года) медицинского института ЯГУ. Динамическое наблюдение проводилось в течение всего периода обучения (шесть лет). Установлено, что личностные особенности студентов определяют уровень социальной адаптации и академическую успеваемость. Дана общая характеристика психологического профиля современного студенческого коллектива (на примере студентов-медиков).
Скачать PDF

Совместная деятельность коллективного психолого-педагогического субъекта по коррекции агрессивного п

Заостровцева М.Н.
Скачать PDF

Личностные детерминанты эффективности руководства воинским коллективом

Агатий И. И.
В статье приводятся результаты исследования личностных детерминант эффективности руководства воинскими коллективами. Работа выполнена в рамках личностной модели руководства и может рассматриваться как ее дальнейшее развитие, связанное с применением концепции личностных черт, известной как Большая Пятерка.
Скачать PDF

Проявления коллективного субъекта учебной деятельности в студенческой группе

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения коллективного субъекта учебной деятельности. Рассмотрены проявления коллективного субъекта в ходе наблюдения двух экспериментальных ситуаций и соотнесены с результатами социометрического исследования учебной группы и микрогрупп
Скачать PDF

Исследование трудностей служебного взаимодействия младших командиров с коллективом группы

Шишкина О.В.
Скачать PDF

Похожие термины: