ФАНТАЗИИ это что такое ФАНТАЗИИ: определение — Психология.НЭС
ФАНКОНИ-ШЛЕЗИНГЕРА СИНДРОМ Фантазии детские

ФАНТАЗИИ

Найдено 1 определение:

ФАНТАЗИИ

FANTASY)

Общепринятым психоаналитическим примером фантазий являются дневные грезы - сюжетные отрывки психической деятельности, отражающие явные и откровенные потребности индивида в удовлетворении сексуальных и агрессивных желаний или желаний самовозвеличения - форма исполнения желаний в воображении. В сознательном и самом чистом виде фантазии возникают при измененных состояний психики, сходных с теми, что наблюдаются при засыпании. Это состояние обычно называют мечтанием.

Распространенным типом сознательных фантазий, с которыми знакомы большинство людей по собственному опыту, являются фантазии о сексуальном удовлетворении, сопровождающиеся либо не сопровождающиеся мастурбацией, а также фантазии о заглаживании вины, об устранении промахов, о богатстве, успехе, признании, силе, славе, о насильственных или разрушительных действиях и т.п.

Фрейд (1905) отмечал, что определенные функции, связанные с выживанием, относятся к "тому, что есть', к реальности; другие функции, в частности те, что связаны с получением удовольствия, остаются относительно свободными от потребностей приспособления к внешней среде и сохраняются в неизменном виде. Так, например, сосание пальца, являясь самостимулирующей активностью индивида, осуществляется поначалу безо всякого сопровождающего содержания; позже, однако, оно обычно сопровождается мыслями о взаимодействии с другими людьми. Образование фантазий понимается как процесс сочетания приятных ощущений с воспоминаниями о совместных с другими людьми переживаниях. При этом подобные воспоминания необязательно должны быть связаны с внешними событиями. Аналитики школы М. Кляйн считают, что фантазии могут быть врожденными.

В настоящее время бессознательный характер многих психических процессов не вызывает сомнений. Особенно это касается фантазий. Фантазии могут создаваться 'но ходу' либо 'вызываться' из памяти. Они могут быть полностью сознательными, осознаваться только при определенных условиях или не осознаваться под действием защиты.

Вполне возможно, что осознаваемая нами часть фантазий является, по сути, производной различных бессознательных проявлений или структур, не только генерирующих целый спектр сознательных образов и представлении, но и оказывающих важное организующее воздействие на ношу психическую деятельность. Так, например, пытаясь объяснить, почему основная часть содержания сновидений забывается при пробуждении, Фрейд (1900) предположил, что работа сновидения включает в себя фантазии, открывающиеся нам при воспоминании содержания сна. Бессознательные фантазии могут быть ответственными за содержательную сторону многих психологических симптомов, а также за формирование стойких паттернов, известных под названием черт характера.

Бессознательные фантазии на описательном уровне сопоставимы с сознательными дневными грезами, а на теоретическом уровне - с понятием инстинктивных влечений. Последние включают в себя цель, объект и силу; импульсы [побуждения) представляют собой феномены, имеющие прямую связь с влечениями или их дериватами. Они могут включать в себя простые последовательности действий, такие, как предваряющая сексуальная игра и т.п. Однако дериваты влечений обычно организуются с помощью опыта и памяти в более сложные психические структуры, ответственные за отграничение желаемых действий, целей и объектов от реальных. Действия часто меняются, в одном сценарии могут присутствовать различные цели и использоваться образы воспоминаний о других людях как о неких моделях или типах, а не о реальных персонах.Такие бессознательные шаблоны или бессознательные фантазии становятся факторами организации новых переживаний, а также воспроизведения паттернов прежнего удовольствия.

Формирование бессознательных фантазий отчасти определяется уровнем психосексуального развития, и фантазии группируются вокруг отдельных базальных потребностей. Перцептивный опыт ребенка организуется сообразно его когнитивным способностям. Если в период анально-садистической фазы развития ребенок становится свидетелем коитуса родителей, он, например, может "понять' этот акт по-своему (соответственно организуя свою память), а именно как садистское нападение отца на мать. Возникшая структура, образование которой принято называть 'фантазией о первичной сцене', может оставаться или не оставаться бессознательной, даже тогда, когда она переживается. Но в любом случае против нее возникает защита. Структура фантазии модифицируется в результате защитных действий, вследствие чего бессознательная фантазия становится компромиссным образованием. Кроме того, когда фантазия активизируется внешними или внутренними стимулами, она не осознается в своей первоначальной форме. В сознании могут проявиться лишь дериваты фантазии, подвергшейся защитной модификации, то есть происходит дальнейшее изменение фантазии в виде компромиссного образования. Как бессознательные фантазии, так и их сознательные дериваты, в конечном итоге являются продуктом взаимодействия побуждений, когнитивных способностей, защитных операций и функций Сверх-Я.

Упорядоченную таксономию бессознательных фантазий и их дериватов еще предстоит разработать. Однако некоторые типы фантазий являются, пожалуй, универсальными, и их можно встретить в самых разных культурах. Они касаются рождения, беременности, первичной сцены, избиения, инцеста, кастрации, бисексуальности (когда человек играет обе роли при половом акте), семейного романа и др. Многие из этих фантазий приведены Фрейдом в эссе 'О сексуальных теориях у детей'. Содержание фантазии может быть связано с развитием или регрессией к той или иной стадии психосексуальной организации. Некоторые формы фантазий причастны к возникновению психопатологической симптоматики. Так, например, бисексуальные фантазии нередко наблюдаются у истерических личностей; фантазии о слиянии с другими людьми часто встречаются при тяжелых формах психической патологии.

Помимо образования сновидений, психологических симптомов и черт характера фантазии служат многим другим функциям. В силу транскультурного сходства физиологических переживаний и переживаний раннего детства многие элементы фантазий в разных культурах идентичны. Такая общность создает основу эмпатии, творчества и получения удовольствия от художественных произведений (Arlow, 1960; Sochs, 1942). Фантазия используется также и в защитных целях (A. Freud, 1936). Фантазия отчасти определяет настрои души , с которым мы воспринимаем внешние стимулы и организуем их в жизненные события. Таким образом, 'все, что воспринимается и переживается в сознании, является результатом взаимодействия данных непосредственного опыта и бессознательной фантазии' (Arlow, 1969а, с. 23).

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Найдено рефератов по теме ФАНТАЗИИ — 0

Найдено научных статей по теме — 4

Как психологические теории преобразуются в метаязык современных психотехнологий: фантазии и размышле

Узлов Николай Дмитриевич
В статье обсуждается вопрос о значимости метауровневых концепций общегуманитарного знания и психологических теорий при построении современных психотехнологий. Ставится вопрос о возможности обучения психотехнологиям как новому способу мышления и восприятия мира исходя из целостного их содержания. Статья иллюстрирована фантазией автора, возникшей при прочтении книги Е.А. Песоцкого «Реклама и психология потребителя» (2004 г.).
Скачать PDF

Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть i: подход и методы

Осорина Мария Владимировна, Чечик Анастасия Андреевна
В статье обсуждается феномен повседневного фантазирования как существенной составляющей психической жизни человека. Этот тип фантазирования обычно появляется в ментальном репертуаре детей после двух лет и в дальнейшем сохраняется в течение всей жизни. Устойчивость этого типа психической практики обусловлена той ролью, которую она играет во внутреннем мире личности. Повседневное фантазирование рассматривается авторами как специфическая и частная форма проявления способности человека к фантазированию и определяется как процесс творческого оперирования образами представлений воображения, направленный на удовлетворение эго-потребностных целей, реализуемых во внутреннем мире личности. Отмечаются основные проблемы, связанные с научным изучением повседневного фантазирования: исторически обусловленное амбивалентное отношение к этому явлению со стороны педагогического и научного сообщества, специфичность предмета исследования и методические трудности организации исследования. В статье предлагаются апробированная авторами стратегия сбора эмпирического материала в виде интервью и текст авторского опросника, который можно применять как при работе с группами респондентов, так и для электронного опроса. Этот опросник позволяет собирать информацию о степени распространенности типичных видов повседневного фантазирования, входящих в границы достаточно широкого репертуара повседневного фантазирования подростков и взрослых людей, исследованного авторами. Опросник был опробован на 480 респондентах. Его можно использовать в электронной форме для сравнительного исследования особенностей содержания повседневного фантазирования у разных групп населения, отличающихся по полу, возрасту, уровню образования и роду занятий.
Скачать PDF

Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть II: результаты апробации методов сбора и о

Осорина Мария Владимировна, Чечик Анастасия Андреевна
This article discusses the phenomenon of everyday fantasizing (EF) as an important part of mental life of a person. We define EF as the process of creative usage of mental imagery serving the needs of a person which are fulfilled in one’s inner world. This type of mental practice is so widespread because it can be used as a resource in achieving a variety of personal goals. In this article we analyze theoretical positions of American researchers who study imagination and fantasy in adults. Also, we define theoretical positions that underlie the research described in this article. It is necessary to highlight the fact that the main characteristic of the events that take place in the inner world is that they potentially can be controlled by the owner of this mental space as it consists of mental representations which are created by the person. Many goals are achieved both in the outer world (in the form of real life actions) and in the inner world (in the form of creating and transforming imaginary situations and “living” in them). In this article we describe and analyze the empirical data collected by using methods (a plan for a semi-structured interview and an inventory) developed on the basis of theoretical positions mentioned above and detailed in the first part of the article.
Скачать PDF

Регуляторная функция повседневного фантазирования взрослых

Чечик Анастасия Андреевна
Повседневное фантазирование присутствует в душевной жизни каждого взрослого человека. На основе данных, полученных нами по результатам 49 глубинных интервью, было выделено четыре функции повседневного фантазирования: регуляторная, познавательно-конструирующая, креативная и коммуникативная. Регуляторная функция позволяет человеку воздействовать на свое психофизиологическое и эмоциональное состояние через образы представлений воображения, изменять свою мотивацию, установки и поведение. В статье описаны и проанализированы ситуации, в которых люди склонны прибегать к этому способу управления своим состоянием. Библиогр. 13 назв.
Скачать PDF