НАПРАВЛЕННОЕ И ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НАПРАВЛЕННОЕ И ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ
Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken) - понятия, введенные Юнгом для описания разнообразных форм умственной деятельности и различных способов, с помощью которых психическое выражает самое себя.
"Особенно напряженный ход мыслей протекает более или менее в словесной форме, т. е. так, как если бы хотелось его высказать, преподать или убедить кого-либо в его правильности. Такой ход мыслей явно обращен вовне. В этом смысле для нас логическое мышление, протекающее в известном направлении, является действительным мышлением, т. е. мышлением, приспособленным к действительности <...> Мы называем такое мышление также мышлением с направленной внимательностью. Оно обладает той особенностью, что вызывает утомление, почему может быть приводимо к функционированию лишь по временам <...> есть приспособление к окружающему; частью этого приспособления является определенно-направленное мышление, которое, выражаясь биологически, представляет собой не что иное, как процесс душевной ассимиляции" (ЛМС, с. 26).
Направленное мышление подразумевает сознательное использование языка и идей. Оно основывается и конструируется со ссылкой на реальность.
Фантазирующее мышление, с другой стороны, использует образы в самостоятельной или тематической форме, эмоции и интуицию.
"Почти ежедневно мы переживаем при засыпании вплетание наших фантазий в сновидения, так что между сонной мечтой во время дня и во время ночи разница не слишком велика. Мы имеем, стало быть, две формы мышления: определенно-направленное мышление и мечтание или фантазирование. Первое работает в целях общения при помощи элементов речи и является трудным и изнурительным; последнее, напротив, работает без труда, спонтанно, - воспоминаниями. [Оно] отвращается от действительности, высвобождает субъективные желания и оказывается совершенно непродуктивным, когда дело идет о приспособлении "(ЛМС, с. 33).
Подобное мышление можно назвать метафорическим, символическим, образным. Юнг указывал на то, что фантазирующее мышление может быть осознанным, но обычно оно в своем течении бессознательное. Направленное и фантазирующее мышление можно сравнить соответственно с первичными и вторичными процессами в классическом психоанализе. Типичным выражением фантазирующего мышления являются сновидения и мифология.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

НАПРАВЛЕННОЕ И ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ
(Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken). Термин введен Юнгом для описания различных форм умственной деятельности и различения способов, которыми психика выражает (Собр. соч. Г. 5. Парагр. 4— 46). Направленное мышление подразумевает сознательное использование языка и идей. Оно основывается или конструируется со ссылкой на реальность. По существу, направленное мышление является коммуникативным, мышлением «наружу», к другим, для других. Это язык интеллекта, научного изложения (хотя, возможно, не научного открытия) и здравого смысла. Фантазирующее мышление, с другой стороны, использует образы в самостоятельной или тематической форме, эмоции и интуиции (см. ОБРАЗ). Правила логики и физики, а также моральные заповеди в расчет не принимаются (см. МОРАЛЬ; ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; СУПЕР-ЭГО; СИНХРОНИЯ). Подобное мышление можно назвать метафорическим, символическим, образным (см. МЕТАФОРА; СИМВОЛ). Юнг указывал на то, что фантазирующее мышление может быть осознанным, но обычно оно в своем течении предсознательное или бессознательное (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Ф. и Н. М. можно сравнить соответственно с первичным и вторичным процессами Фрейда. Действие первичного процесса бессознательно; одиночные образы могут суммировать большие зоны конфликта или относиться к другим элементам; пространственно-временные категории не учитываются. Первичный процесс по существу есть выражение инстинктивной деятельности (и, следовательно, аморальный, если не безнравственный); он характеризуется желаниями и подчинен принципу удовольствия. Вторичный процесс управляется принципом реальности, является логическим и вербальным; он формирует основу мысли и является выражением эго. Эго действительно не может функционировать без подавления действия первичного процесса; следовательно, первичный и вторичный процессы антипатичны. Хотя некоторые виды творческой деятельности содержат в себе оба процесса, по существу, они противоположны. Юнг не видел причины, по которой фантазирующее мышление неизбежно угрожало бы эго; он считал, что эго извлекает выгоду из такого контакта. Однако бесконтрольная фантазия является частью состояний инфляции или одержимости. Установлено, что Н. и Ф. М. сосуществуют как два раздельных и равноценных подхода, хотя последнее ближе к архетипическим пластам психики (см. АРХЕТИП). Такая беспристрастность сближает юнговские идеи с современными представлениями о функционировании двух полушарий головного мозга, взаимодействие которых оказывается главным в умственной деятельности человека. Мозговая деятельность левого полушария связана с лингвистическими способностями, логикой, целенаправленным действием и подчиняется закону времени и пространства; левое полушарие можно охарактеризовать как аналитическое, рациональное, детализированное в своих действиях. Правое мозговое полушарие — это область эмоций, чувств, фантазий, общего восприятия, не единичное связано со всем остальным, и холистической способности моментально охватить сложную ситуацию в целом (в отличие от более детального диалектического подхода левого полушария). Трансцендентная функция описана на языке межполушарных связей — физиологически corpus callosum (Rossi, 1977). См. ТЕЛО. Сновидения можно рассматривать как типичное выражение фантазирующего мышления или правополушарного функционирования, хотя время от времени в снах появляются элементы логического порядка. Иногда считают, что интерпретация снов относится к направленному мышлению, но более правильным следует относить интерпретацию к комбинации в процессе воображения Н. и Ф. М. (см. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ). Юнг рассматривал мифологию как выражение фантазирующего мышления и отмечал, что те условия и внимание, которые мы уделяем сегодня науке и технике, греки посвящали развитию своих мифов. Миф — это средство выражения метафорического взгляда на личностный и физический миры, и, следовательно, его нельзя оценивать посредством направленного мышления. Немногие аналитические психологи могли бы согласиться с устаревшей оценкой Юнга относительно мышления первобытных, которое он считал по преимуществу фантазирующим. Тем не менее остается ценным его наблюдение, что фантазирующее мышление четко прослеживается в детском поведении (хотя и здесь логика играет свою роль). Использование Юнгом слова «мышление» в приведенном здесь значении выдвигает ряд проблем. Напр., в своей типологии он использует это слово в ином смысле. Говоря о Н. и Ф. М., не подчеркивает ли он всего лишь разницу между сознанием и бессознательным? Может быть и другая точка зрения: выделение фантазирующего мышления указывает на то, что бессознательное имеет свою собственную структуру, язык и логику (психологику); тем самым сдерживается любая попытка придать слишком высокий статус рациональному (см. ПСИХИКА; ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ). В равной степени соединение Юнгом Н. и Ф. М. служит предостережением тем, кто хотел бы обойтись без рационального мышления, обвиняя «интеллектуалов» в шизоидности или «опьяненности» разумом. Несомненно, что личное предпочтение, основанное на психологическом типе, играет роль в определении, какого рода мышление с большей естественностью подходит тому или иному человеку (см. ТИПОЛОГИЯ). В период младенчества и детства семейные и социальные требования могут приводить к искажениям и извращениям. Поскольку клинически это обычно проявляется как результат домашнего запрещения фантазирующего мышления, то возможно также говорить о влиянии культурного фактора. И действительно, западное общество приобрело тенденцию ценить и использовать направленное мышление в большей степени, чем фантазирующее.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.