ЭМПИРИЧЕСКИЙ это что такое ЭМПИРИЧЕСКИЙ: определение — Психология.НЭС
Эмпирическая свобода Эмпирический вопрос

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения термина ЭМПИРИЧЕСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

empirical) - данный термин применяется для описания системы лечения, основанной на опыте или наблюдении, но не доказанной научно.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

В психологическом обиходе это чрезвычайно общий термин. У него имеется ряд различных и довольно специализированных значений. В специальной литературе он используется: 1. В отношении фактов вообще. 2. В отношении опыта вообще. 3. Для описания процедур, проводимых без явного отношения к какой-либо теории. 4. Общий синоним понятия экспериментальный. 5. Описание любой процедуры, основанной на оценке фактов. 6. Имеющий отношение к эмпиризму. Обратите внимание, что в основе всех этих способов использования лежат непосредственные данные, они относятся или к самим данным, или к их сбору, анализу или оценке. Это составляет тот общий смысл, в котором термин чаще всего используется. Обратите внимание, что при таком употреблении этого термина эмпирическое противопоставляется (в большей или меньшей степени) рациональному.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Эмпирический

имеющий отношение к фактам, опыту, экспериментам или процедурам, основанным на опыте. Например, эмпирическая психология.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ЭМПИРИЧЕСКИЙ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Личностное и профессиональное развитие студентов: эмпирический поиск показателей

Портнова Алла Георгиевна, Залюбовская Наталья Сергеевна
В статье представлено описание теоретического и эмпирического поиска комплексных показателей личностного и профессионального развития студентов вуза. По результатам исследования, проведенного в Кемеровском государственном университете, авторами выявлено, что уровень субъективного контроля является ведущим показателем личностного и профессионального развития студентов.
Скачать PDF

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов,

Гессманн Ханс-Вернер
В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.
Скачать PDF

Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методи

Погожина Ирина Николаевна
Показатели уровней развития умения децентрироваться, полученные у дошкольников с помощью методик Хьюза и Пиаже, сопоставлены как между собой, так и с уровнями развития логических операций (классификации, сериации) и пониманием принципа сохранения. Установлено наличие статистически значимой корреляционной взаимосвязи (r Спирмена) между всеми исследуемыми показателями. Эмпирически подтверждена позиция Пиаже о когнитивной эгоцентричности как исходной точке детского развития, определяющей особенности логики ребенка. Обоснована необходимость учета всех характеристик логического мышления при разработке и оценке эффективности методик диагностики децентрации. Сделан вывод: методики диагностики децентрации Хьюза и Пиаже следует рассматривать как дополняющие, а не исключающие друг друга при оценке общего уровня развития логического мышления ребенка.
Скачать PDF

Эмпирический метод решения проблемы нарушений уставных правил взаимоотношений

Мельников Валерий Григорьевич
В статье представлен метод формирования ориентировочной основы позитивной активности личности будущего офицера. Формирование осуществлялось в процессе устранения причин, способствующих передаче и насаждению негативных норм взаимоотношений в учебных подразделениях высшего военного учебного заведения.
Скачать PDF

Эмпирический анализ переживания чувств вины и стыда: социокультурные особенности

Горнаева Светлана Васильевна
Цель: изучение особенностей переживания вины и стыда представителями различных этнических групп в зависимости от социальных характеристик в различных ситуациях взаимодействия. Метод и методология проведения работы: использовались методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, математической статистики. Результаты: проведенное исследование позволило выявить различия в переживании вины и стыда между мужчинами и женщинами, представителями старшего и молодого поколений, респондентами различной этнической принадлежности в зависимости от дистанции взаимодействия и фактора анонимности совершенного проступка, а так же составить психологический портрет личности склонной переживать чувства вины и стыда. Область применения результатов: материалы, представленные в статье, имеют теоретический интерес и практическую значимость для оценки и прогнозирования изменений морально-нравственного состояния общества, а также для осуществления воспитательной, психопрофилактической и коррекционной работы, направленной на преодоление нравственной деградации личности.
Скачать PDF

Эмпирический анализ типов деструктивности сотрудников правоохранительных органов

Показано разнообразие представлений ученых о проблеме деструктивности личности, множество существующих в теории концепций и моделей. Характер обобщений не в полной мере способствует познанию и прогнозированию деструктивных явлений. Утверждается необходимость разработки психологической теории деструктивности, объединяющей известные, но разрозненные явления психологической жизни личности в едином методологическом ключе. Обосновываются ее принципиальные положения: деструктивность вид деятельности, а не реактивный акт поведения; она направлена на осознаваемую цель и формируется на основе осознаваемой субъектом потребности. К признакам деструктивности автор относит: индивидуально-типологические, регуляторные, ценностно-смысловые характеристики личности; особенности отношения субъекта к существенным сторонам жизнедеятельности самому себе, обществу и профессиональной деятельности. Предлагается авторская методика диагностики деструктивности, направленная на описание деструктивных и конструктивных составляющих социальной и профессиональной активности субъекта. Показатели диагностики: типологические предпосылки деструктивности; особенности регуляции деятельности и отношений; ценностные характеристики личности в связи с деструктивностью. Предусмотрены показатели, описывающие уровень дезадаптации личности. Автором проведен эксплораторный факторный анализ показателей деструктивности личности 211 сотрудников органов внутренних дел (93 % мужчины, средний возраст 34 года), позволивший сгруппировать и описать психологические особенности четырех типов проявления деструктивности: «социально-отчужденный» 31 % опрошенных, «социально-деструктивный» 29 % опрошенных, «асоциально-деструктивный» 23 % опрошенных, «асоциально-отчужденный» 17 % опрошенных. Проведенная типология позволяет обобщить психологические предпосылки конструктивного и деструктивного поведения сотрудников правоохранительных органов. Направления дальнейших исследований видятся автором в уточнении и эмпирической проверке положений разрабатываемой концепции деструктивности личности.
Скачать PDF

Эмпирический анализ тибетской системы классификации конституциональных типов человека

Калмыков Степан Владимирович, Цыбиков Анатолий Сергеевич, Занданова Галина Ильинична, Зинина Ольга Андреевна
В статье рассматривается тибетская система классификации психофизиологических типов человека по системе «ветер-желчь-слизь», влияние на него гендерного фактора. Получены данные, подтверждающие тесную взаимосвязь трех регулирующих систем организма человека («ветер», «желчь», «слизь») с психологической структурой личности. Проведен сравнительный анализ психофизиологических типов по личностным характеристикам.
Скачать PDF

К вопросу о психологической жизнеспособности человека: концептуальная модель и эмпирический опыт

Рыльская Е.А.
В статье дается краткое теоретико-эпирическое обоснование концепции психологической жизнеспособности человека. Показано, что тенденции процесса научного познания феномена жизнеспособности развиваются в направлении от структурно-статических, элементных представлений к пониманию жизнеспособности как особой целостности, интегративного свойства человека, сущностью которого является его духовный потенциал. Дается описание концептуальной модели жизнеспособности человека. Приводятся результаты эмпирической верификации данной модели, включающие исследования обыденных представлений о жизнеспособном человеке, общей и компонентной структуры жизнеспособности и онтологических аспектов ее проявления.
Скачать PDF

Эмпирический анализ результатов исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуационны

Каминская Ольга Владимировна
В статье раскрывается специфика отношения личности к пребыванию в интернет-сети, определяется значимость такой деятельности для индивида и наличие или отсутствие аддиктивных проявлений.
Скачать PDF

Факторы формирования подростковой делинквентности: эмпирический анализ

Морозова Екатерина Анатольевна, Щека Наталья Юрьевна
Данная статья посвящена определению социально-экономических факторов, влияющих на становление делинквентного поведения у несовершеннолетних. В работе использованы различные методы научного познания, в частности, эмпирический анализ, метод социологических исследований, естественно-научный, формально-логический. Научная новизна работы состоит, в частности в проведении эмпирического анализа социально-экономических факторов, влияющих на становление и развитие делинквентности у подростков на примере Магдагачинского района Амурской области.
Скачать PDF

Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молод

Лабунская В.А., Дроздова И.И.
Введение. Интерпретация внешнего облика, его оценок и самооценок с позиций социально-психологического подхода. В статье развивается социально-психологический подход к внешнему облику, его оценкам и самооценкам. С позиций данного подхода внешний облик трактуется как конструируемая форма объективизации внутреннего мира личности, как феномен, отражающий различные этапы жизненного пути на основе динамичных, вариабельных взаимосвязей трех компонентов: 1) физического, 2) социального облика, 3) экспрессивного поведения. В статье в рамках социально-психологического подхода к внешнему облику представлена трактовка оценок и самооценок как результатов социально-перцептивной деятельности, направленной на установление взаимосвязей между внешним обликом и психологическими, социально-психологическими особенностями личности. В ней отмечается, что оценки и самооценки внешнего облика молодыми людьми являются значимыми, эмоционально-насыщенными феноменами, включенными в ценностно-смысловую сферу, регулирующими переживания и взаимоотношения молодых людей. Социокультурные, социально-психологические факторы оценок и самооценок внешнего облика. В статье подчеркивается, что оценки и самооценки внешнего облика зависят от большого числа разнообразных факторов. В ней акцент сделан на рассмотрении социально-психологических факторов оценок и самооценок внешнего облика: значимых Других, семьи, группы, которые во многих случаях реализуют функцию «социального давления» на отношение молодых людей к своему внешнему облику. В статье выделяются интегральные социально-психологические, личностные факторы (самоотношение, жизненные стратегии, удовлетворенность жизнью, перфекционизм, нарциссизм) динамики самооценок и оценок внешнего облика. Обсуждение и обоснование «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику». В статье на основе социально-психологического анализа проблемы оценок и самооценок внешнего облика сделан вывод о преобладании в работах корреляционного подхода. В ней предлагается перейти от одно-, двух-, трехфакторных моделей изучения оценок внешнего блика к «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику». В данную модель в качестве факторов включены: компоненты внешнего облика (физический, социальный облик, экспрессивное поведение) и их интегральные характеристики; совокупность групповых, межличностных, личностных, субъектных факторов, воздействие которых опосредовано социокультурными условиями бытия человека.
Скачать PDF

Эмпирическое исследование проблемы филогенетических предпосылок становления самосознания

Хватов Иван Александрович
В результате теоретико-экспериментального исследования показано, что собаки, как представители низшего уровня интеллектуальной стадии развития психики, способны узнавать собственное отражение в зеркале и использовать эту информацию для ориентации во внешнем пространстве.
Скачать PDF