НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ это что такое НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ: определение — Психология.НЭС
НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ НАУКА: ПРЕДМЕТ

НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение:

НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ

лег в основу экспериментирования. Делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от подхода рационалистического. Это, конечно, не означает пренебрежение логикой, рассудительностью и просто здравым смыслом. Однако предположения, появившиеся подобным путем, рассматриваются как гипотезы, подлежащие проверке путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате коих получают новые данные. Если они согласуются с уже известными, то постепенно создается все более четкая теория, позволяющая из объяснить. Если же эти данные противоречат выдвинутой гипотезе, то она подлежит изменению или даже отбрасыванию.

Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия действительности заключается метод научный.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке

Лебедева А.А.
В статье дан анализ различных взглядов на понимание качества жизни как предмета полидисциплинарных исследований. Результатом теоретического обзора стала проблематизация содержания понятия «качество жизни» в науках о человеке. Качество жизни связано с такими объективными факторами, как физическое здоровье, экономическое благополучие, различные внешние обстоятельства и условия и т.п. Однако исследователями признается, что качество жизни как субъективная оценка зависит от восприятия личностью своей жизни и отношения к ней. В связи с этим в современной психологической науке происходит смещение акцента исследования на субъективные параметры жизни, а обобщающей категорией для описания субъективных условий формирования психологического благополучия становится понятие субъективного качества жизни. Такой подход к качеству жизни обладает большим исследовательским потенциалом, но нуждается в дальнейшей проработке.
Скачать PDF

Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии (или История о чрезвычайном проис

Орлов Александр Борисович, Орлова Наталия Александровна
В статье дискутируется «персонологический проект» развития психологии, предложенный Вадимом Артуровичем Петровским и Еленой Борисовной Старовойтенко. Выявляются и эксплицируются внутренние противоречия и недостатки данного проекта, главными из которых оказываются «бессистемность», хаотичность и синкретичность концептуального аппарата и «бесчеловечность», редукция человека до личности, а личности до персоны. Авторы статьи полагают, что персонология невозможна как интеграция разных парадигм, но она возможна как интеграция разных понятий в рамках какой-то одной парадигмы, существующей в современной психологии личности (например, персонология реально существует в рамках и экзистенциального, и человекоцентрированного подходов). Персонология невозможна также как интеграция разных культур, но она возможна как интеграция понятий внутри одной культуры. Иначе говоря, общая персонология как изначальный глобальный проект невозможна; возникновение общей персонологии возможно из персонологии частной, и эта естественная амбиция прослеживается в каждой частной теории личности, начиная с психоаналитической. Более того, лишь при построении частной персонологии (внутри одной научной парадигмы и одной культуры) возможна действительная (а не только на словах), творческая интеграция понятий. Поставив перед собой задачу построения общей персонологии до построения частной персонологии, Вадим Артурович Петровский и Елена Борисовна Старовойтенко неизбежно стали заложниками перечней разнородных, противоречивых понятий и странных, безосновательных классификаций. Ни понятие «персона», ни понятие «перзон» (по Лэнгле), ни понятие «личность», ни даже понятие «субъект» неадекватны в силу узости своего объема амбициозным замыслам авторов «персонологического проекта». Существует лишь одно понятие, соразмерное данному проекту, и это понятие - «человек» (как человеческое существо). Перспективы развития общей персонологии видятся в реализации холистической человекоцентрированной парадигмы применительно к фундаментальной, консультативной и культурной психологии личности. Данная область психологии и психопрактики позиционируется в статье как «наука человека - о человеке - для человека - во имя человека».
Скачать PDF

Психология как Наука толерантности: коммуникативный подход

Кабрин Валерий Иванович
Работа посвящена коммуникативному синтезу основных психологических парадигм классической и современной психологии. Делается попытка понять синергию рассматриваемых подходов в духе толерантной коммуникации.
Скачать PDF

Метапсихология как наука о душе: энергоинформационный подход к ресурсам душевной деятельности челове

Снетков Владимир Михайлович
Статья посвящена необходимости перехода психологии от физиологической парадигмы к следующему этапу своего развития в качестве метапсихологии; к термодинамической концепции человека, его психики, души и сознания.
Скачать PDF

Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпиричес

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к проблеме совладания со стрессом и его эмпирические исследования в связи с риском развития соматических заболеваний, а также качеством жизни и медицинским прогнозом у лиц с диагностированными соматическими расстройствами.
Скачать PDF

Основные подходы к эмпирическому изучению образа мира личности

Баксанский О. Е., Кучер Е. Н.
В статье определены основные подходы к эмпирическому изучению образа мира человеком, выделены методы исследования значения.
Скачать PDF

Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию

Уточкин Игорь Сергеевич
В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5(уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов принципа избыточности в задаче на зрительное обнаружение; во втором различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.
Скачать PDF

Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изуч

Щукина Мария Алексеевна
Статья посвящена саморазвитию как особой форме развития личности и личности как субъекту развития. Обсуждается становление психологии саморазвития как самостоятельной, динамично развивающейся области исследований современной психологии. Показан эвристический потенциал субъектного подхода к разработке проблем саморазвития личности. Саморазвитие личности определяется как качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности как субъекта развития. Признается, что саморазвитие, сохраняя родовые признаки развития, отличается осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни. Представлено эмпирическое исследование субъектного опыта развития (саморазвития) (N = 327), где продемонстрирована правомерность выделения модусов общей субъектности и субъектности развития, а также обнаружена их связанность посредством эмоциональных индикаторов субъектного опыта. Выявлено, что эмоциональное подкрепление опыта субъектности в развитии является значимым фактором воспроизводства такого опыта и превращения его в стратегию жизни. Показаны взаимосвязи субъектности развития с общей субъектностью личности, определяющей меру самоуправления в социальной среде, и субъектностью жизни, проявляющейся в выборе стратегии жизнетворчества. Саморазвитие представлено как частный случай стратегии жизнетворчества, которая реализуется через управление событиями жизни. Посредством управления личностью событиями как элементами жизненного пути становится возможным управление качественными изменениями самой личности – саморазвитие. Выделены четыре типа шкал субъектности-объектности изменений, характеризующих роль и место субъектной стратегии развития в представлениях развивающейся личности. Установлены статистически значимые различия между респондентами, использовавшими различные типы шкал.
Скачать PDF

Ритмология профессиональной карьеры: эмпирические и методологические основания научного подхода

Толочек Владимир Алексеевич
Обосновывается необходимость становления как отрасли «прогнозирующей психологией», ориентированной на решение качественно новых задач: 1) Прогноза развития психологических систем (профессионализма субъекта и др.). 2) Обеспечение взаимосвязи этапов научно-исследовательской работы и научно-практической работы (решение задач психологического сопровождения субъектов и др.). Рассматривается возможность реализация такого методологического подхода на примере изучения темпоральных характеристик профессиональной карьеры (ТХПК) субъекта как целостного феномена.
Скачать PDF

Культурно-деятельностный подход к проблеме регуляции эмоций: теоретическое обоснование и эмпирическа

Первичко Елена Ивановна
Статья посвящена теоретическому обоснованию и эмпирической верификации концептуальной модели регуляции эмоций, разработанной в теоретико-методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы. Выдвигается и получает эмпирическое подтверждение общая гипотеза о том, что регуляция эмоций может быть представлена в качестве системы, включающей психологический и физиологический уровни. При этом в структуре психологического уровня, в свою очередь, могут быть выделены мотивационно-смысловой и операционально-технический уровни, слаженная работа которых обеспечивается такими психологическими механизмами, как рефлексия и знаково-символическое опосредствование. Установлено, что особенности мотивационно-потребностной сферы (наличие и способ презентации конфликта мотивов достижения и избегания неудачи) определяют проявление остальных анализируемых компонентов системы регуляции эмоций как у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (пролапсом митрального клапана ПМК), так и у здоровых лиц. Показан вклад рефлексии и знаково-символического опосредствования, выделяемых в культурно-деятельностной парадигме в качестве важнейших механизмов функционирования психики, в обеспечение работы системы регуляции эмоций. Доказано, что регуляция эмоций пациентов с ПМК отличается от таковой у здоровых лиц наличием выраженного конфликта мотивов достижения и избегания неудачи, дефицитом личностной рефлексии и искажениями в знаково-символическом опосредствовании эмоций, а также ограничениями в использовании ресурса имеющихся стратегий регуляции эмоций. Показано, что пациенты с ПМК отличаются от контрольной группы достоверно более частым возникновением состояния эмоциональной напряженности при эмоциональной нагрузке, что негативно влияет на возможность эффективного использования ресурса стратегий регуляции эмоций в эмоционально значимых ситуациях.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF