НАУКА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

наука
метод исследования с использованием эксперимента для проверки теорий о разнообразных аспектах природы.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Наука
сфера человеческой деятельности, результатом которой является получение нового знания о действительности, отвечающее критерию истинности.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

НАУКА
1. Основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода. 2. Область исследований или дисциплины, сосредоточенная на выведении основных принципов и общих законов. 3. Система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

НАУКА
сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Термином «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик (объекту, предметной области, принципам и методам познания действительности, категориальному аппарату).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАУКА
систематическое наблюдение и/или эксперимент для объяснения и предсказания природных явлений, нацеленные на установление, приумножение или подтверждение знания. Наука использует наблюдения и/или эксперименты для логических выводов, формулирования и проверки гипотез и для получения выводов, которые могут быть обобщены (имеют более широкое значение), выражены в законах и принципах, поддающихся проверке. Наука развивается через предположения, интуицию, гипотезы, опровержения дедуктивных выводов из гипотез и, в конечном итоге, через проверку гипотезы путем индукции. Иногда наука претерпевает изменение парадигмы, когда давно установленные принципы и законы ниспровергаются новым открытием.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Наука
от рус. «на ухо») – 1. основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода; 2. область исследований или дисциплины, сосредоточенные на выведении основных принципов и общих законов; 3. система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах; 4. сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без какого-то единого научного метода или прямого различия между наукой в значении 2 и 3 и другими формами знания; 5. термин, использование которого по отношению к психологии, психопатологии и психоанализу некоторыми исследователями считается неадекватным. Например, Eysenck (1965), как и аналитик Home (1966) полагают, что психоанализ не является системой научных знаний. Существует и часто высказывается также мнение о том, что психопатология не отвечает или пока что не отвечает критериям научного знания; 6. в кратком оксфордском словаре наука определяется как «систематическое и сформулированное знание».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАУКА
science) Поскольку критики психоанализа (напр., Eysenck, 1965) нередко отвергают его на том основании, что он ненаучен, и поскольку иногда психоаналитики (напр.. Home, 1966) заявляют, что психоанализ не наука, а Гуманизм по отношению к человеку, следует отметить, что утверждение "психоанализ не есть наука" можно рассматривать как истинное либо как ложное, выбрав вначале подходящее определение, что такое наука. Если при определении науки сутью дефиниции становятся полученные в результате эксперимента и измерений знания, то совершенно очевидно, что психоанализ не наука. Если определять ее как попытку установления причинных отношений между событиями, то ответ зависит от того, верит ли человек, что законы ПРИЧИННОСТИ (ДЕТЕРМИНИЗМА) применимы к живым организмам, наделенным СОЗНАНИЕМ. Фрейд верил, Хоум - не верит. Если же определять науку так, как это делает Краткий Оксфордский словарь (C.O.D.), т.е. как "систематическое и сформулированное знание", то психоанализ - наука, и вопрос тогда в том, чтобы решить, к какой ветви науки принадлежит психоанализ, т.е. является ли он естественной, биологической или моральной наукой. По поводу идеи о том, что психоанализ является связующим звеном между биологическими и гуманитарными науками, см. Rycroft (1966); относительно точки зрения на психоанализ как на науку о морали см. Szasz (1951).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

НАУКА
особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Н. взаимодействует с др. видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским. Как и все виды познания, Н. возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания, в частности от искусства, где отражение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. B современной, постнеклассической H. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. Методология исследования таких объектов сближает естественно-научное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции. Конфликтология уже сегодня представляет собой синтез гуманитарных, естественных, технических и физико-математических наук. Системообразующую роль в этом синтезе выполняют гуманитарные науки, а роль ядра последних – психология. Отечественная конфликтология находится на этапе завершения формирования в самостоятельную Н.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

НАУКА
Сфера деятельности, основная функция коей - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира - научная картина мира, и способов взаимодействия с миром - научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания - исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она - не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Наука
Наука вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск. Научная мысль тем и отличается от религиозной, что вовсе не требует непременной веры в себя. (28.1, 32) Невозможно дать понятию общей науки абсолютное определение, ее можно определить только относительно частной науки. С этой последней ее не разделяет ни предмет, ни метод, ни цель, ни результат исследования. Но она проделывает для ряда частных наук, изучающих смежные сферы действительности , ту же самую работу и тем же самым способом и с той же целью, что каждая из частных наук над своим материалом. Наука не ограничивается простым накоплением материала, она подвергает его многообразной и многостепенной переработке, группирует, обобщает материал, создает теории, гипотезы, помогающие шире осмыслить действительность. Общая наука продолжает дело частных наук. Когда материал их доведен до высшей степени обобщения, возможного в данной науке, тогда дальнейшее обобщение оказывается возможным только за пределы данной науки и в сопоставлении с материалом ряда соседних наук. Общую науку поэтому можно определить как науку, получающую материал из ряда частных наук и производящую дальнейшую обработку и обобщение материала, невозможные внутри каждой отдельной дисциплины. (1.1.15, 320) Наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из готовых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, построений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, проверяемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и организуемых и т.д. Наука начинает пониматься диалектически в ее движении, со стороны ее динамики, ее роста, развития, эволюции. (1.1.15, 370) См. Опыт, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

НАУКА
сфера человеческой деятельности, ориентированной на выработку и систематизацию знаний об окружающем мире, человеке и их взаимосвязях.
   Представления З. Фрейда о науке относились как к пониманию природы, существа и возможностей научного познания окружающего мира и человека, так и к рассмотрению научного характера психоанализа.
   Осмысление первого аспекта науки нашло свое отражение в ряде работ основателя психоанализа, включая «Тотем и табу. Психология первобытной религии и культуры» (1913), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933). Так, в работе «Тотем и табу» З. Фрейд подчеркнул, что в отличие от религиозной ступени развития человечества, отражающей любовь к объекту, характеризуемую привязанностью к родителям, «научная фаза» составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказывается от принципа удовольствия и приспосабливается к реальности.
   В работе «Будущее одной иллюзии» основатель психоанализа выступил с идеей необходимости преодолеть невротическую стадию развития человечества, отождествляемую им с религией, и перейти на новую ступень развития, характеризующуюся научным знанием, подобно тому как инфантильность и детский невроз сменяются взрослым состоянием человека, руководствующегося в своей жизни не эмоциями, а разумом. Он верил в то, что «наука в труде и исканиях способна узнать многое о реальности мира, благодаря чему мы станем сильнее и сможем устроить свою жизнь». В ответ на критику его взглядов по этому вопросу и обвинения в том, что, расценивая религию как иллюзию, он сам выдвинул еще одну иллюзию, З. Фрейд отвечал: «наука своими многочисленными и плодотворными успехами дала нам доказательства того, что она не иллюзия» и что иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она способна нам дать».
   В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд отметил, что наука не бредет вслепую от одного эксперимента к другому, заменяя одно заблуждение другим. «Как правило, она работает словно художник над моделью из глины, неустанно что-то меняя, добавляя и убирая в черновом варианте, пока не достигнет удовлетворяющей его степени подобия со зримым или воображаемым объектом». По сравнению с религией и философией, наука – молодая, поздно развившаяся человеческая деятельность. Загадки мира медленно раскрываются научными исследованиями и на многие вопросы наука еще не в состоянии дать никакого ответа. Тем не менее, как подчеркивал основатель психоанализа, несмотря на нынешнее несовершенство науки и присущие ей трудности, «она остается необходимой для нас и ее нельзя заменить ничем иным».
   По большому счету З. Фрейд считал, что существуют только две науки: психология, чистая и прикладная, и естествознание. Социология и другие дисциплины являются не чем иным, как прикладной психологией. Научное мышление как таковое отстраняется от индивидуальных факторов, строго проверяет надежность чувственных восприятий и стремится достичь согласованности с реальностью. Согласованность с реальным внешним миром называется истиной. Наука как раз и ориентирована на раскрытие истины.
   Осмысление другого аспекта науки соотносилось З. Фрейдом с рассмотрением психоанализа в качестве «специальной науки» как отрасли психологии – «глубинной психологии, или психологии бессознательного». Он исходил из того, что дух и душа суть такие же объекты научного исследования, как и предметы внешнего мира. Вклад психоанализа в науку как раз и состоит «в распространении исследования на область души».
   Фактически на протяжении всей своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ – это наука. Другое дело, что, как замечал он в работе «Очерк о психоанализе» (1940), предметом этой науки является психический аппарат, посредством которого осуществляются наблюдения и опыт, лежащие в основе всякой науки. Это приводит к тому, что психоанализ опирается одновременно на методы и объяснения, и толкования и, следовательно, его оценка как науки оказывается неоднозначной.
   В современной научной литературе до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли психоанализ объективной наукой или герменевтикой, то есть искусством толкования. Одни исследователи считают, что психоанализ отвечает требованиям научного знания и расхождения в его оценке могут лишь относиться к тому, следует ли рассматривать психоанализ в качестве естественной или гуманитарной науки. Другие полагают, что психоанализ – это псевдонаука, и в лучшем случае речь может идти об искусстве толкования бессознательного, а не о строго научном, объективном изучении бессознательных процессов и конфликтов. Дискуссионность вопроса о психоанализе как науки связана не только с различным пониманием психоанализа, но и с неоднозначным рассмотрением критериев самой науки.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1,021.58 кб

Прообраз иллюзии: психологическая наука об управлении

Коннов Владимир Иванович
В статье устанавливается связь между базовыми смысловыми ассоциациями, возникающими вокруг понятия «управление», и представлениями о менеджменте как управленческом процессе.
Читать PDF
310.17 кб

Психологическая наука в практике

Брушлинский Андрей Владимирович
Читать PDF
506.81 кб

Когнитивная наука: от междисциплинарного дискурса к трансдисциплинарному ракурсу

Клочко Виталий Евгеньевич
Обсуждается вопрос о современном состоянии когнитивной науки. Утверждается, что когнитивная наука в ее современном виде не является отдельной самостоятельной наукой.
Читать PDF
6.95 мб

Феномен конфликта и педагогическая Наука

Геворкян С. Р.
В статье представлены различные взгляды на проблему и феноменологию конфликта, приводятся психологические особенности, типы, специфика, классификация, способы управления людьми в конфликтных ситуациях.
Читать PDF
2.49 мб

Религия и психологическая наука в постсоветской России

Богданов В. А.
A psychological analysis of man's spiritual Ufe is presented. The author combines modern scientific approaches with models developed in trans-personal experiences.
Читать PDF
351.55 кб

Студенчество и наука: анализ социальных представлений

Володарская Е.
Читать PDF
185.20 кб

2000. 02. 020-024. Постмодернизм и психологическая наука. (сводный реферат)

Якимова Е. В.
Читать PDF
177.92 кб

Психология наука, играющая словами и корреляциями?

Ильин Евгений Павлович
Читать PDF
209.59 кб

Психологическая наука как выбор

Дружинин Владимир Николаевич
Читать PDF
182.73 кб

Психологическая наука: разработка коммуникативной методологии

Мазилов В.А.
В статье представлены основные положения авторской концепции коммуникативной методологии.
Читать PDF
330.62 кб

Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии

Полозова Т. А.
Рассматриваются основы акмеологии библиотерапии как науки, исследующей основы, закономерности, особенности, формы и механизмы саморазвития человека как читателя, зрителя и слушателя.
Читать PDF
574.93 кб

Наука личности: четыре проекта общей персонологии

Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б.
В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношения психологии к «личности» как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу.
Читать PDF
448.09 кб

Российская психология и пути выхода из кризиса: общество, закон, наука

Наумов Артем Геннадьевич
российская психология много лет пребывает в кризисе, который частично совпадает с мировым отставанием этой науки от развития в других областях.
Читать PDF
444.48 кб

Творчество В.И. Вернадского и психологическая наука

Ждан Антонина Николаевна
Читать PDF
345.01 кб

Психологическая практика, культура, наука

Розин В.М.

Похожие термины:

  • БИХЕВИОРАЛЬНАЯ НАУКА

    англ behavioral science - поведенческая наука) - общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп; в частности, к Б. н. относятся психология, социология, социальная антропо
  • НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ

    лег в основу экспериментирования. Делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от подхода рационалистического. Это, конечно, не означает пренебрежение логикой, рассудительностью
  • НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ

    ее объектом выступает природа, органическая и неорганическая.
  • НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

    наука чистая) - фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно возможности практического использования получаемых знаний.
  • НАУКА ГУМАНИТАРНАЯ

    ее объектом выступает человек - человеческое общество и мышление. Науки гуманитарные подразделяются на науки социальные и науки философские.
  • НОМОТЕТИЧЕСКАЯ НАУКА

    см.ДильтейВ.
  • Психология как наука

    Идея о том, что поведение человека во всех основных аспектах сходно с предметами изучения других наук. С этой точки зрения, человеческое поведение ничем не отличается от других природных феномено
  • НАУКА: КЛАССИФИКАЦИЯ

    словом "наука" обозначаются также отдельные отрасли научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки различаются своим объектом (от объекта науки
  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА

    Любая научная дисциплина, изучающая работу человеческого разума. Сюда относятся компьютерные модели мышления, разработки в области искусственного разума, лингвистика, нейропсихология и другие о
  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ НАУКА МАХОНИ

    Направление когнитивно-поведенческой психотерапии, предложенное Махони (Mahoney M. J., 1977). Личностные проблемы рассматриваются как научные; навыки поведения приобретаются в процессе научного исследо
  • НОРМАТИВНАЯ НАУКА

    любая дисциплина, которая пытается разрабатывать «правильные» модели поведения. Например, этика и эстетика, хотя они, скорее, предписывают такие модели, нежели определяют их научными методами.
  • НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

    Общее название, применимое к любой науке, которая изучает поведение организмов, включая психологию, социологию, социальную антропологию, этологию и др. Часто используется как синоним социальной н
  • НАУКА: ОБЪЕКТ

    та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки.
  • НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ

    восходит по крайней мере к Платону; более поздние яркие представители - Декарт, Кант и Гегель. Полагает, что любые достоверные знания могут исходить лишь от разума, и лишь разум должен играть главну
  • НАУКА: ПРЕДМЕТ

    та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фик
  • НАУКА ПРИКЛАДНАЯ

    прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.
  • Психологическая наука

    система психологических теорий, изложенных в языке психологии, подчиненных общему предмету психологии и решающих ее конкретные задача. Взаимосвязи различных П. н. моделируются деревом психологи
  • ВОЕННАЯ НАУКА

    система знаний о подготовке и ведении войны государствами, коалициями государств или классами. Поскольку война – это масштабный и острый социальный конфликт, те разделы В. н., которые подходят к а
  • ЧАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

    отрасль психологии, отвечающая нескольким из следующих критериев: определение четких формулировок предмета и задач; система категорий; выделение в качестве учебного курса, имеющего утвержденную
  • НАУКА КОГНИТИВНАЯ (НАУКИ КОГНИТИВНЫЕ)

    науки и научные направления, касающиеся исследования разума (познавательных процессов, способностей или возможностей) человека. К Н.к. относятся, например, когнитивная психология, лингвистика, ко