ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ
психология, основанная на опыте, признающая опыт единственным источником надежных и достоверных научных знаний о психологии человека, опирающаяся в основном на объективные, экспериментальные методы исследования. См. методы объективные, опыт, эксперимент, эмпиризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
термин-понятие, кот. ввел в псих. X. Вольф, в целях денотации - фиксации специфической дисциплины, кот. дескриптирует-комментирует-эксплицирует-интерпретирует феномены психической жизни; базальной задачей Э.п. считаются интроспективные методики наблюдения за дифференциально-психическими процессами, факторами, их кластероизация, установление-фиксация взаимодействий-корреляций-ассимиляций между самими феноменами, явлениями, если Локк дифференцировал проблему опыта на экстернальный и интернальный аспект, то уже впоследствии Беркли и Юм элиминировали такой подход, а под опытом стали эксплицировать-интерпретировать чувственные впечатления индивида с учетом и имманентных и экзогенных-экстернальных факторов; в совр. эпоху, некот. стор. этого направления значительно модифицировали постулаты Э.п. с ориентацией на индуктивно-дедуктивную гностизацию психических явлений, с подключением экспериментально-эмпирических методик, связанных с интроспекцией, что дает возможность новационно-экспериментально-рефлексивно трактовать-изучать-моделировать феномены психики, в контексте-модели естественно-научных знаний.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. empirical psychology) - термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся "бессмертной" душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.
В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологиче-ского подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого "О душе и жизни" (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Лок-ж, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.
Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под "опытом" чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.
Сложившаяся в середине XIX в. "опытная школа" в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования "опытной школы" подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина "опыт" привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
221.40 кб

Горизонты современной эмпирической психологии

Дорфман Леонид Яковлевич
Современная эмпирическая психология это чувственный опыт и разум за рамками чувственного опыта; новые отношения между эмпиризмом и рационализмом, восприятием и пониманием, эмпирическими и теоретическими исследованиями.
Читать PDF
3.85 мб

Предпосылки современной эмпирической психологии

Челпанов Г.И.
Переиздание статьи Г.И.
Читать PDF
209.43 кб

Типология эмпирических исследований в психологии

Морошкина Надежда Владимировна, Гершкович Валерия Александровна
В работе представлен анализ 82 авторефератов кандидатских диссертаций по психологии, по результатам анализа предложена типология дизайнов эмпирических исследований, включающая пять типов: описательный, индуктивно-корреляционный, д
Читать PDF
120.89 кб

Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков

Леонтьева Александра Владимировна, Шарудилова Анна Сергеевна
В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических трудностей подростков. Выявлены причины этих трудностей.
Читать PDF
212.21 кб

Эмпирическое исследование рефлексии у будущих психологов МЧС России

Иванова С. П., Кузьменкова Л. В.
Рассмотрены вопросы необходимости применения рефлексии в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России.
Читать PDF
322.81 кб

Эмпирическое исследование психологии профессий дипломатического профиля

Пчелинова В.В., Назаренко М.Б.
Эмпирическое изучение банка описаний структурированной целостной картины мира профессий, дает возможность познакомиться по короткому коду с интересующим их описанием в самом кратком виде.
Читать PDF
311.24 кб

Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования)

Барышева Тамара Александровна
Обосновывается авторская концепция психологической структуры креативности как системного психического образования, анализируются основные подходы к изучению структурных параметров креативности, выявляются индивидуальные особенност
Читать PDF
261.18 кб

Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта

Ерохина Елена Владимировна
Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж.
Читать PDF
418.60 кб

Теоретические и эмпирические аспекты исследования феномена зависти в психологии

Микелевич Е.Б.
В статье представлен обзор некоторых теоретических и эмпирических подходов к анализу феномена зависти в психологии. Проведено теоретическое исследование источников по вопросу критериев отбора объектов и предметов зависти.
Читать PDF
305.02 кб

Анализ проблемы эмпирического исследования созерцания в отечественной психологии

Дорошко Кирилл Геннадьевич
В статье рассматривается место созерцания в современной социальной жизни, а также возможность эмпирического исследования созерцания. Приводятся примеры результативного исследования.
Читать PDF
442.60 кб

Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций

Костригин А. А.
Рассмотрена роль личностных особенностей психолога-консультанта в успешности его практической деятельности, и обоснована идея о том, что личность консультанта и компетенции психолого-консультативной деятельности необходимо рассмат
Читать PDF
305.54 кб

Профессиональный оптимизм: эмпирическое обоснование и Психологическая интерпретация

Ясько Б.А.
В статье обосновывается точка зрения, согласно которой профессиональный оптимизм является конструктом, включающим два равнозначных компонента: операциональный и психологический.
Читать PDF
77.17 кб

Проблема эмпирического изучения нормативной регуляции поведения психолога-консультанта

Агарков Александр Павлович
В статье рассматриваются основные модели эмпирического изучения нормативной регуляции поведения применительно к профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Читать PDF
337.25 кб

Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование

Бехтер Анна Александровна, Гречко Анастасия Андреевна, Чебарыкова Светлана Васильевна
В статье представлено эмпирическое исследование, которое посвящено изучению профессиональной идентичности будущих специальных психологов.
Читать PDF
135.16 кб

Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований

Журавлев А. Л., Позняков В. П.
Излагается система представлений о предмете, методологических принципах, содержании и структуре экономической психологии.