ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 1 определение:

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. empirical psychology) - термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся "бессмертной" душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологиче-ского подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого "О душе и жизни" (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Лок-ж, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под "опытом" чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. "опытная школа" в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования "опытной школы" подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина "опыт" привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателе

Лактионова Елена Борисовна
В статье рассматриваются актуальность, принципы, функции, цель, объект, предмет психологической экспертизы образовательной среды. Определяется ее содержание. Обосновывается комплекс объективных и субъективных показателей психологической экспертизы, раскрывается их взаимосвязь.
Скачать PDF

Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования)

Барышева Тамара Александровна
Обосновывается авторская концепция психологической структуры креативности как системного психического образования, анализируются основные подходы к изучению структурных параметров креативности, выявляются индивидуальные особенности.
Скачать PDF

Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков

Леонтьева Александра Владимировна, Шарудилова Анна Сергеевна
В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических трудностей подростков. Выявлены причины этих трудностей. Указывается, что подростки, испытывающие психологические трудности, нуждаются в особом внимании социального педагога, психолога, преподавателей и родителей.
Скачать PDF

Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта

Ерохина Елена Владимировна
Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж. Мэйера, приводятся результаты анализа диагностических данных, полученных на репрезентативной выборке и позволяющих выдвинуть гипотезу о существовании популяционных различий в выраженности как отдельных психологических компонентов составляющих ЭИ, так и интегративных его характеристик. Обосновываются шесть видов «профилей» ЭИ, три из которых имеют выраженную акцентированную конфигурацию, а три характеризуются как профили «сглаженного» вида. Делается вывод о необходимости дальнейших эмпирических обоснований исследования ЭИ с позиций типологического подхода в психологии личности.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особеннос

Неяскина Юлия Юрьевна, Нуждина Анна Михайловна
The article demonstrates the results of empirical research revealing Self-Image features of gamble addiction individuals. The importance of the research is determined by insufficient studying of ludomania problem in Psychology and constant increasing of casinos in Russia. The results show that ludomania connected with personal features and traits of a player and has an effect on the specific of his self-relationship and personal identity. The data can be used by practical psychologists while working out gamble preventive programmes.
Скачать PDF

Эмпирическое выделение критериев оценки деструктивности психологического воздействия в процессе проф

Асланян Виктория Юрьевна
На основе анализа внешне наблюдаемых фрагментов профессиональной деятельности служителей религиозных культов выявлены критерии оценки деструктивности психологического воздействия: четкая ритмичная музыка, совместные ритмичные движения верующих в зале, совместное пение верующих с хором, повтор определенного количества движений служителем религиозного культа во время проповеди.
Скачать PDF

Эмпирическое исследование гендерных различий отношения студентов-психологов к личностным и профессио

Косарева А.Б.
В работе проанализировано пилотное исследование, направленное на выявление представлений у студентов-психологов об индивидуально-личностных и профессионально важных качествах специалиста-психолога.
Скачать PDF

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических

Клецина Ирина Сергеевна
В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.
Скачать PDF

Проблема эмпирического изучения нормативной регуляции поведения психолога-консультанта

Агарков Александр Павлович
В статье рассматриваются основные модели эмпирического изучения нормативной регуляции поведения применительно к профессиональной деятельности психолога-консультанта. Проанализированы трудности сбора эмпирических данных и их интерпретации. Представлены основные принципы изучения нормативной регуляции поведения психолога-консультанта как показателе его актуального профессионального развития.
Скачать PDF

Эмпирическое исследование психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного

Маркелова Татьяна Владимировна, Кошелева Светлана Ивановна
Скачать PDF

Научно-теоретические основы построения эмпирической модели формирования психологической культуры под

Родина И. П.
В статье актуализируется проблема формирования психологической культуры подростков в условиях школы-интерната; центральным в предлагаемой концепции выступает научно-теоретическое обоснование эмпирической модели психологической культуры; рассматривается содержание, средства и механизмы формирования психологической культуры подростков в учреждениях интернатного типа; формулируются некоторые рекомендации и правила для практических психологов и педагогов.
Скачать PDF

О статистической обработке и представлении эмпирических данных в психолого-педагогических исследован

Магомедов Пахрудин Шабанович
В статье рассматривается проблема статистической обработки данных эмпирического исследования и представления его результатов в научных психолого-педагогических публикациях; показана важность освоения психологами и педагогами математических методов исследования и их значение в презентации результатов эмпирических исследований.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: