Эмоции в общении

Найдено 1 определение
Эмоции в общении
Эмоции (Э.) выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное О. Э. способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность. По мнению многих авторов, организующая функция Э. проявляется в неск. формах: в форме выразительных движений, эмоциональных действий, высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме опр. отношения к окружающему. В нач. ХХ в. были проведены первые исследования эмоциональности. С тех пор принято считать, что эмоциональные люди отличаются тем, что все принимают близко к сердцу и бурно реагируют на пустяки, а малоэмоциональные - обладают завидным хладнокровием. Эмоциональность, к-рая определяет Э. в О., рассматривается как устойчивая черта личности, связанная с ее темпераментом. В. Д. Небылицын считал эмоциональность одним из осн. компонентов темперамента человека и выделял в ней такие характеристики, как впечатлительность (чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота и необдуманность эмоциональных реакций), лабильность (динамичность эмоциональных состояний). В зависимости от темперамента человек с большей или меньшей интенсивностью эмоционально включается в разл. ситуации. В. В. Бойко выделяет след. особенности эмоциональных переживаний в межличностном О.: 1) Эмоциональная реакция участников О. носит двусторонний характер. В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а т. наз. двусторонние переживания, когда каждая сторона подходит к другой неск. по-иному. 2) Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, Э. приобретают характер послания другому, т. е. становятся знаками, смысл к-рых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. Заключение о внутр. переживаниях др. человека конструируется путем приписывание мотивов. То, какие мотивы будут приписаны другому, зависит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Поэтому значение для сохранения межличностных отношений имеет способность децентрации. 3) Формируясь в процессе социализации, Э. и чувства подвергаются жестокому социальному контролю. Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления Э., а собственно проблема управления Э. в О. заключается в поиске той меры, к-рая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления Э., и в то же время использовать Э. как важнейший регулятор межличностных отношений. Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. СПб., 2004; Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. Т. П. Скрипкина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Похожие термины:

  • Эмоциональное общение

    общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, при
  • Эмоции дифференциальные в общении

    различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нерв
  • Интеллект эмоциональный в общении

    Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) - понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализи
  • Эмоциональное выгорание в общении

    Синдром эмоционального выгорания (С. э. в.) - характеристика психич. состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном О. с др. людьми в эмоционально перегруженной атмосфере (термин введе
  • Эмоциональное выгорание в педагогическом общении

    состояние, к-рое осознается и переживается как утомление, усталость от деятельности. Характеризует представителей профессии с высокой интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, деятельно
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

    различаются на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (Изард, 1980), влияют на взаимодействие между людьми. Теория дифференци
  • Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым расстройством личности

    характеризуется патологически выраженной импульсивностью, несдержанностью, склонностью к вспышкам гнева, агрессии и самоагрессии. Поведение в состоянии аффекта резко контрастирует с обычной от