Эмоции в общении

Найдено 1 определение
Эмоции в общении
Эмоции (Э.) выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное О. Э. способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность. По мнению многих авторов, организующая функция Э. проявляется в неск. формах: в форме выразительных движений, эмоциональных действий, высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме опр. отношения к окружающему. В нач. ХХ в. были проведены первые исследования эмоциональности. С тех пор принято считать, что эмоциональные люди отличаются тем, что все принимают близко к сердцу и бурно реагируют на пустяки, а малоэмоциональные - обладают завидным хладнокровием. Эмоциональность, к-рая определяет Э. в О., рассматривается как устойчивая черта личности, связанная с ее темпераментом. В. Д. Небылицын считал эмоциональность одним из осн. компонентов темперамента человека и выделял в ней такие характеристики, как впечатлительность (чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота и необдуманность эмоциональных реакций), лабильность (динамичность эмоциональных состояний). В зависимости от темперамента человек с большей или меньшей интенсивностью эмоционально включается в разл. ситуации. В. В. Бойко выделяет след. особенности эмоциональных переживаний в межличностном О.: 1) Эмоциональная реакция участников О. носит двусторонний характер. В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а т. наз. двусторонние переживания, когда каждая сторона подходит к другой неск. по-иному. 2) Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, Э. приобретают характер послания другому, т. е. становятся знаками, смысл к-рых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. Заключение о внутр. переживаниях др. человека конструируется путем приписывание мотивов. То, какие мотивы будут приписаны другому, зависит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Поэтому значение для сохранения межличностных отношений имеет способность децентрации. 3) Формируясь в процессе социализации, Э. и чувства подвергаются жестокому социальному контролю. Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления Э., а собственно проблема управления Э. в О. заключается в поиске той меры, к-рая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления Э., и в то же время использовать Э. как важнейший регулятор межличностных отношений. Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. СПб., 2004; Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. Т. П. Скрипкина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
747.19 кб

Эмоциональные аспекты общения и творчества

Соснова Маргарита Львовна
В статье рассматривается проблема влияния эмоциональной составляющей на качества общения, взаимосвязь эмоций с творческим процессом в разных видах искусства и в науке.
Читать PDF
504.08 кб

Роль эмоций в общении и в освещении реальности

Касымова Инобат Тухтабоевна
В статье рассматривается эмоциональное влияние журналистских материалов на сознание массовой аудитории, а также эмоционального состояния самого журналиста на качество его работы.
Читать PDF
516.17 кб

Роль эмоций в общении и в освещении реальности

Касымова Инобат Тухтабоевна
В статье рассматривается эмоциональное влияние журналистских материалов на сознание массовой аудитории, а также эмоционального состояния самого журналиста на качество его работы.
Читать PDF
129.86 кб

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Читать PDF
600.89 кб

Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения

Гроголева Ольга Юрьевна, Богородская Виктория Сергеевна
В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы субъектов затрудненного общения.
Читать PDF
954.32 кб

Эмоциональное самораскрытие мужчин и женщин в общении с разными партнерами

Шкуратова Ирина Павловна, Тепина Мария Николаевна
Статья посвящена малоизученной в отечественной психологии проблеме эмоционального самораскрытия. Авторы рассматривают культурные предписания, существующие относительно выражения эмоций представителями мужского и женского пола.
Читать PDF
944.81 кб

Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками

Васягина Наталия Николаевна
Усиливающийся сегодня интерес к индивидуальности ребенка, развитию его активной, социально-ориентированной позиции, обуславливает необходимость обоснования психологических факторов, задающих соответствующий требованиям времени век
Читать PDF
235.45 кб

Исследование взаимосвязи стилей общения с синдромом эмоционального выгорания

Таранова О. В.
В статье описываются основные результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у мастеров производственного обучения вождению.
Читать PDF
450.43 кб

Эмоциональная отзывчивость детей в процессе творческого педагогического общения

Картамышева Екатерина Вячеславовна
В статье рассматривается эмоциональность детей в процессе творческого педагогического общения, приводятся результаты исследования отношения ребенка к уроку музыки, включая занятия хоровым пением.
Читать PDF
4.65 мб

Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А.
Представлены результаты исследования успешности кодирования детьми лицевой экспрессии базовых эмоций (радость, удивление, печаль, страх) с позиций гуманитарно-психологического подхода.
Читать PDF
555.78 кб

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение

Комарова Э.П.
В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения
Читать PDF
1,006.69 кб

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Подымова Людмила Степановна, Ильина Светлана Владимировна
В данной статье рассмотрена проблема развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Представлена развивающая программа и раскрыты результаты ее реализации.
Читать PDF
207.16 кб

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Читать PDF
128.23 кб

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С. В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения.
Читать PDF
325.50 кб

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей.

Похожие термины:

  • Эмоциональное общение

    общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, при
  • Эмоции дифференциальные в общении

    различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нерв
  • Интеллект эмоциональный в общении

    Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) - понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализи
  • Эмоциональное выгорание в общении

    Синдром эмоционального выгорания (С. э. в.) - характеристика психич. состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном О. с др. людьми в эмоционально перегруженной атмосфере (термин введе
  • Эмоциональное выгорание в педагогическом общении

    состояние, к-рое осознается и переживается как утомление, усталость от деятельности. Характеризует представителей профессии с высокой интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, деятельно
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

    различаются на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (Изард, 1980), влияют на взаимодействие между людьми. Теория дифференци
  • Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым расстройством личности

    характеризуется патологически выраженной импульсивностью, несдержанностью, склонностью к вспышкам гнева, агрессии и самоагрессии. Поведение в состоянии аффекта резко контрастирует с обычной от