Эмоции

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭМОЦИИ

импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Эмоции
отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Эмоции
общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Эмоции
(Emotions) – относительно сильные чувства, характеризующиеся физиологическим возбуждением и иногда сопровождающиеся сложными размышлениями.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Эмоции
возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

ЭМОЦИИ
лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ЭМОЦИИ
класс психологических состояний, представляющих собой приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренние переживания. Это – настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Эмоции
психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ЭМОЦИИ (МКБ 295; 298; 300; 308; 309; 310; 312; 313)
комплексное состояние реакции активации, заключающееся в разнообразных физиологических изменениях, обостренном восприятии и субъективных ощущениях, направленных на определенные действия. См. также аффект патологический; настроение.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

эмоции

(от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЭМОЦИИ
фр. emotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать; emoveo - потрясаю, волную] - психическое отражение в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта; Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей; Э. выступают в роли регуляторов человеческого общения, одним из средств которого являются выразительные движения, имеющие сигнальный и социальный характер

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Эмоции
Особый класс психических процессов и состояний, отражающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и др.). Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Положительные Э. возникают в случае соответствия промежуточного или конечного результата ожидаемому, отрицательные – при его несоответствии. Проявляясь в ответ на воздействие жизненно важных обстоятельств, в зависимости от личностных качеств человека Э. могут либо стимулировать, либо подавлять его активность.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭМОЦИИ
(лат. emovere — возбуждать) — особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения, свойственная не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений к н у ж д а м организма.
Э. делятся на астенические и стенические, причем большинство эмоций (страх, гнев и т. д.) может проявляться в обеих формах.
У взрослого человека Э. обычно проявляются как компонент чувств. Умение учитывать эмоциональные реакции и состояния — важнейшее требование к личности руководителя и воспитателя.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЭМОЦИИ
/франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную/, ответные психические реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей; то же, что чувства. См. также Эмоциональность.
Условно делятся на положительные – связанные с удовлетворением различных потребностей организма и отрицательные – связанные с фрустрацией Имеют ярко выраженную субъективную окраску; сопровождаются соответствующими поведенческими актами.
«Я рассказала о том, как мы вызывали эти эмоции – чувства тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн)». И. Грекова. В вагоне.

Источник: Словарь доктора либидо

ЭМОЦИИ
Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой. Различают Э. биологические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение) и высшие, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных и т.д.) потребностей. По своей чувственной окраске Э. делятся на положительные и отрицательные. О задержанных Э. говорят в тех случаях, когда в силу тех или иных причин (главным образом, социальных) человек вынужден их подавлять.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Эмоции
переживание поля «организм/среда» в аспекте ценности... Эмоция, рассматриваемая как прямое ценностное переживание организмом поля «организм/среда», не опосредована мыслями и словесными суждениями, она непосредственна. В этом своем качестве она является решающим регулятором действия, ибо она не только составляет основу сознавания того, что важно, но также дает энергию соответствующему действию, или если действие невозможно, она дает энергию и направление поискам такового» [Перлз, Хефферлин, Гудмэн (16), с. 310-311]. Эмоции - это сила, "которая снабжает энергией все наши действия... Эмоции - это язык самого организма; они преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждение (см.) трансформируется в специфические эмоции, а эмоции трансформируются в сенсорные и моторные действия" [Перлз (17)]. Эмоции являются также сигналами о психологических потребностях организма, например, эмоция злости является признаком потребности в выражении агрессии, печаль -потребности в оплакивании утраты. Литература: [14, с. 228; 16, с. 309-314; 17, с. 38; 18, с. 69; 19, с. 17,285-288; 20, с. 229-237]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

ЭМОЦИИ
от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. БАЗОВОЙ ФОРМОЙ эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются АФФЕКТЫ, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Эмоции
Словообразование. Происходит от лат. emovere - возбуждать, волновать.
Категория. Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Специфика. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.
Виды:
- эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
- аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации;
- собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭМОЦИИ
от лат. emoveo – потрясаю, волную) – класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. В биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. – эмоциональный тон ощущений – положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Важную регулирующую роль среди них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Выполняя функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и этим облегчают поиск оптимальных путей достижения. Э. являются одним из мощных внутренних регуляторов поведения. Эмоциональный накал отношений характерен для конфликтов различного уровня, негативные Э. по отношению друг к другу – сущностной признак конфликта. Э. выражают оценочное отношение к оппоненту, его поведению, развитию конфликтной ситуации. Сильные негативные Э. (гнев, ярость, ненависть) свидетельствуют об эскалации конфликта, усилении элемента иррациональности в нем.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭМОЦИИ
от латинского emoveo – «потрясаю, волную» – особый класс психических процессов и состояний, связанных с оценкой значимости влияющих на человека объектов, явлений и ситуаций, которые используются для удовлетворения его потребностей. Э. проявляются в форме непосредственного переживания состояний, отражающих жизненно важный смысл влияющих на него факторов, предметов и ситуаций. Они выражаются при позитивном значении в форме положительных Э. (удовлетворения, удовольствия, радости), либо при негативном (в биологическом и социальном смысле) проявляя отрицательные Э. (ужас, испуг, озлобление). Э., участвуя в оценке влияющих на человека факторов действительности, выделяя в их образе жизненно важные и значимые, являются одним из главных механизмов психической регуляции поведения, деятельности. Они направляют активность или стимулируют её снижение в соответствии с личностной значимостью действующего фактора. Э. играют важную роль в социализации и индивидуализации человека и важны в процессе приобретения индивидуального опыта, профессионального становления и мастерства. Так, для умелого перенесения экстремальных ситуаций чрезвычайно важно пройти специальную психологическую подготовку по обучению самоконтролю и саморегуляции, прежде всего, своего эмоционального состояния. В экстремальных условиях у человека, не имеющего опыта пребывания в них и благополучного перенесения их влияния, может развиться состояние аффекта и ряда нарушений психики.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЭМОЦИИ
Мэри говорила с Джессикой о своем рабочем дне. «Ты не поверишь, что сегодня произошло на работе, — начала Мэри возмущенно. — Мне нужно скреплять много бумаг, и я всегда держу под рукой степлер. А сегодня открываю ящик, а его там нет! Целых полчаса я его везде искала. И тут проходит мимо парень, работающий за соседним столом, и так спокойно кладет степлер передо мной и заявляет: "Спасибо, а то мой сломался". Я просто ушам своим не поверила. Я так разозлилась, что мне захотелось вцепиться в него и хорошенько объяснить, чтобы он в другой раз просил разрешения перед тем, как брать чужие вещи. Меня даже всю затрясло». Мэри выражает негодование по поводу действий своего коллеги.
Можно представить, что эмоции складываются из трех составляющих: чувства, физиологических изменений и состояния готовности к действию. Что касается Мэри, то здесь заметны чувство гнева по отношению к коллеге, физическая реакция на это чувство (ее «затрясло») и готовность к действию («вцепиться и объяснить»).
Для чего же нужны эмоции? Было высказано предположение, что эмоции помогают нам приспособиться к быстро меняющейся окружающей среде. Гнев и страх служат показателями, что не все идет так, как нужно, тогда как ощущение радости свидетельствует о том, что наши цели достигнуты. Согласно еще одному предположению, существуют шесть эмоций, общих для всех культур и для всех людей: счастье, удивление, страх, печаль, гнев и отвращение. Были проведены исследования развития эмоциональных реакций у грудных детей. Оказалось, что в возрасте от десяти до двенадцати месяцев дети способны выражать счастье и отвращение, отличая их друг от друга. В этом возрасте они также способны определять основные изменения в эмоциональном поведении взрослых, которые за ними ухаживают (например, отличать счастливое состояние няни или матери от гневного), хотя насколько тонко они понимают эти различия, еще неизвестно.
См. также статьи «Биопсихология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Стресс».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Эмоции
Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению. Определения могут быть широкими (эмоции рассматриваются как многогранные реакции, при которых происходит взаимодействие между субъективными чувствами и объективным опытом), или узкими (эмоции — это просто наши чувства, такие как радость, гнев, печаль и т. д.). В первом случае предполагается, что эмоции являются источником: 1. Аффективных переживаний, воспринимаемых как приятные или неприятные. Они могут быть внешними (например, встреча с опасным животным) или внутренними (специфическая мысль или образ). 2. Когнитивных процессов, когда мы даем название своему аффективному переживанию (например, называем его радостью или печалью), а затем оцениваем свои реакции. К примеру, встреча с опасным животным в зоопарке не вызовет такую же эмоциональную реакцию, как столкновение с этим животным в глухом лесу. 3. Физиологической подстройки к возбуждающему стимулу. Наше тело готовится к новой ситуации, а после события организм возвращается к состоянию равновесия. 4. Поведения, которое имеет тенденцию быть адаптивным и ориентированным на достижение цели. Иными словами, мы пытаемся избежать того, что вызывает неприятные чувства, или продлить то, что вызывает приятные чувства. Существует ряд характеристик, отделяющих эмоции от других граней жизненного опыта, таких как чувства или настроения: - Они отличаются остротой и скорее мимолетны, чем продолжительны. - Они воспринимаются как напряженное состояние — т. с. это нечто большее, чем случайное настроение. - Они характеризуются дезорганизацией поведения, которое становится более хаотичным и непредсказуемым, когда организм находится в эмоциональном состоянии. - Эмоции, по-видимому, являются продуктом эволюционной адаптации данного вида: они отражают стратегию выживания, хотя эмоциональная реакция может не соответствовать ее былому значению. - Эмоции не являются привычками. Эмоция выражается не как часть регулярного цикла, но как реакция на конкретные обстоятельства.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭМОЦИИ
форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности. Являясь психическим отражением жизненного смысла явлений и ситуаций, Э. проявляются в форме непосредственного сиюминутного пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В науке известны возникающие при Э. выразительные движения (см. Выразительные движения) и физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции и т. д.), влияние Э. на познавательные процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др.). В Э. человека своеобразно выражается отношение к условиям и задачам его деятельности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Для Э. воинов характерны: большая интенсивность (особенно во время боя), разнообразие, переходы от одних к другим. Неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним) характеризует эмоциональную устойчивость, выступающую как условие сохранения надежности деятельности воинов в сложных для них ситуациях. К отрицательным Э. относятся: неудовлетворенность, разочарование, гнев, подавленность и др. Отрицательные Э. возникают в том случае, если деятельность чрезвычайно затруднена, когда воин не справляется с заданиями или часто делает ошибки и не получает разъяснения их сути. Известна большая роль Э. в общении и взаимоотношениях воинов. У них возникают симпатии или антипатии, успокоение или раздражительность, близость или отчуждение, сопереживание или безразличие, принятие или неприятие друг друга. Оптимальный эмоциональный климат в воинских коллективах повышает творческий потенциал каждого воина. Эмоциональная жизнь человека начинается с простых эмоциональных реакций, затем появляются эмоциональные состояния и наконец чувства – высший результат эмоциональных отношений к действительности. Определенные Э. и чувства имеют место и тогда, когда человек полностью информирован об этих явлениях или когда его потребности удовлетворены.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭМОЦИИ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями. Слово Э. происходит от латинского emovere, обозначающего «двигать», «возбуждать» или «стимулировать». К Э. относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по отношению к разным объектам, по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динамичны, периодически изменяются, могут переходить одно в другое, иногда-в свою противоположность. Например, радость иногда может смениться печалью, страх-гневом, удовольствие-неудовольствием.
Динамика эмоциональных состояний зависит от тех потребностей и интересов, с которыми эти состояния функционально связаны. Э. представляют собой особого рода ощущения, выступающие в форме специфических переживаний. Однако ощущения, сопровождающие Э. и входящие в их состав, существенно отличаются от тех обычных ощущений (переживаний), которые человек получает в процессе восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Отличия Э. от обычных ощущений сводятся к следующему: 1. Ощущения всегда связаны с работой того или иного органа чувств и возникают в результате его деятельности. Э. с работой органов чувств, как правило, не связаны и не порождаются их активностью. 2. Входя в состав образа какого-либо предмета или явления, существующего в действительности, ощущения отражают свойства данного предмета или явления, присущие или же приписываемые ему нашим сознанием. В Э. объективные свойства предметов и явлений, существующих вне человека, напрямую не отражаются. 3. Ощущения относятся к соответствующему предмету или явлению, расположенному, как правило, вне нас. Э., в отличие от этого, характеризуют наши собственные физические или психологические состояния, а не объективно существующие предметы и явления. 4. Ощущения имеют вполне определенную, предметную отнесенность, а Э. такой отнесенностью не обладают. 5. Ощущения человека не имеют ограничений во времени в том смысле слова, что могут существовать и существуют до тех пор, пока человек воспринимает порождающие их предметы или явления. Их динамика не поддается каким-либо общим закономерностям, например, они не могут возникать и исчезать периодически. Что касается Э., то они имеют закономерные, периодические изменения. Э. не может долгое время сохраняться в неизменном виде. Со временем она неизбежно будет меняться по своим характеристикам, причем в зависимости не от того, что и как человек воспринимает в данный момент времени, а в зависимости от того, что и как происходит в самом человеке, в его организме и психике. 6. Качество ощущений практически не зависит от актуальных потребностей и интересов человека, в то время как качество эмоциональных переживания непосредственно определяется ими. 7. Ощущения характеризуют познавательные процессы человека, а эмоции-его индивидуальные, личностные особенности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭМОЦИИ
ЭМОЦЫІ / EMOTIONS (от лат. emovere– возбуждать, волновать)– 1) форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности ; 2) психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Являясь психическим отражением жизненного смысла явлений и ситуаций, Э. проявляются в форме непосредственного сиюминутного пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Изучению Э. посвящены работы Р. Вудвортса (1950), П. М. Якобсона (1958), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1987), Л. И. Куликова (1997), К. Изарда (2000), Е. П. Ильина (2000), Г. М. Бреслава (2004). Теории происхождения Э.: 1) физиологические: центральная теория Кеннона– Барда; периферическая теория Джеймса– Ланге; 2) психологические: информационная концепция П. В. Симонова; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Типы эмоциональных переживаний: аффект (см. Аффект), собственно Э., чувства (см. Чувства), настроение (см. Настроение), эмоциональный стресс. Компоненты Э.: эмоционально-оценочный (эмоциональное переживание); экспрессивный (выразительные движения: мимика, пантомимика, жесты и др. (см. Выразительные движения)); когнитивный/рефлексивный (анализ и понимание воспринимаемой, вспоминаемой или представляемой ситуации с приданием предметной направленности, ощущение (см. Ощущение) и восприятие (см. Восприятие) состояний организма); физиологический (вегетативные и биохимические изменения); поведенческий. Функции Э.: сигнальная/коммуникативная (Э. сопровождаются выразительными движениями (см. Выразительные движения), что сигнализирует о том, какие Э. переживает человек); регуляторная (регуляция поведения); оценочно-отражательная (обобщенная оценка событий и явлений); побудительная/симулирующая (Э. определяют направление поиска для решения задач); подкрепляющая (значимые события быстро и на длительный срок запечатлеваются в памяти). Свойства Э.: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и «упрочение», заразительность, адаптация, иррадиация, пластичность, переключаемость. Классификация Э.: 1) стенические; астенические; 2) по В. Вундту– удовольст вие– неудовольствие (положительные– отрицательные Э.); напряжение– разряжение (напряжение– покой); возбуждение– торможение (энергия– вялость); 3) по К. Изарду– фундаментальные/базовые (радость, удивление, гнев, печаль, стыд, пре зрение, горе-страдание, вина, смущение, интерес-волнение, отвращение); про из водные. Методы изучения Э.– субъективные и объективные. Известна большая роль Э. в общении и взаимоотношениях учащихся. Неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним) характеризует эмоциональную устойчивость, выступающую как условие сохранения надежности деятельности учащихся в сложных для них ситуациях. Оптимальный эмоциональный климат в классах, студенческих группах повышает творческий потенциал каждого учащегося. Психодиагностика Э. может осуществляться с помощью методики диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. Бойко, опросника «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова, методики «Определение эмоциональности» В. В. Суворовой, опросника «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина, методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса и др. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Эмоции
(от лат. emovere — «возбуждать, волновать») — субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. д. Выделяют эмоциональное состояние и эмоциональное выражение.
Эмоциональное состояние (эмоциональное переживание) — субъективное переживание, отражающее отношение данного индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональное выражение — изменения в соматической и висцеральной сферах, которые сопровождают эмоциональное состояние или возникают независимо от него.
Э. выражается с помощью определенной экспрессии и тем самым становится знаком и сигналом о состоянии человека, который ее испытывает.
Выделяют несколько способов эмоциональной экспрессии. Первый — это мимический и жестовый (см. Мимика, Жесты). Мимическая композиция четырех базовых эмоций — страха, радости, гнева и удивления — относительно постоянна у всех людей независимо от их расы, национальности, пола и возраста. Она закладывается в раннем возрасте и окончательно проявляется к среднему дошкольному; к этому же периоду формируется способность правильно воспринимать мимическое выражение основных Э. взрослых. Остальные получают свое мимическое оформление к более позднему возрасту и характеризуются значительной индивидуальной вариативностью выражения.
Жесты как средство проявления эмоциональных состояний имеют более условный и социальный характер. Кроме двух из них: движение рук от себя наружу (жест отвращения и отторжения) и движения рук к себе (жест принятия и притяжения), остальным человек обучается в своей национальной культуре. Следовательно, природа их социально-культурная. Дети довольно поздно научаются распознавать значения жестов как способов выражения эмоционально окрашенного отношения и эмоциональных состояний. Первыми усваиваются жестовые способы экспресии основных четырех эмоций (страха, радости, гнева и удивления).
Эмоциональной выразительностью обладает и голос человека. С помощью речевых и неречевых средств не только взрослый, но младенец и ребенок старшего возраста могут довольно точно проявить свое эмоциональное состояние. Эмоциональная экспрессия — это функция просодических характеристик речи, т. е. тех тонально-частотных параметров голоса, которые не участвуют в оформлении речевых фонем (см. Речь устная, Речь экспрессивная). Они модулируют фонемнолексический сигнал таким образом, что слушающий воспринимает звучащие слова и фразы с эмоционально-аффективной окраской, которую говорящий не всегда специально оформляет. Большинство специалистов считают, что эмоциональная экспрессия осознается человеком не полностью. Она выступает неосознаваемым каналом передачи информации об эмоциональных процессах в социальных взаимодействиях. В максимальной степени это относится к голосовым средствам экспрессии, по сравнению с которыми мимика и жесты могут стать контролируемыми, если этому человека специально обучать.
Степень эмоциональной экспрессивности относится к индивидуально-типологическим чертам человека (см. Типологические особенности проявления свойств нервной системы). Известно, что флегматики и отчасти меланхолики по сравнению с холериками и сангвиниками менее экспрессивны, их поведение менее выразительно.
Переживание Э. иногда расходится с экспрессивностью. Так, известно, что больные истерическим неврозом могут быть подчеркнуто экспрессивны, при этом степень их переживаний меньшая, подчас встречается полная холодность.
Литература
Изард К. Эмоции человека. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭМОЦИИ
от лат. emovere — возбуждать, волновать) — переживание человеком его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; одна из форм отражения объективной действительности. В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности делает Э. отрицательным (страх, гнев, горе и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает Э. положительную окраску (радость, воодушевление, удовольствие и т. п.). Э., возникающие на базе высших социальных потребностей человека, принято называть чувствами — интеллектуальными, этическими, нравственными (чувство долга, любви и т. д.). Сильные, стремительно возникающие Э. носят название аффектов; длительно сохраняющиеся эмоциональные состояния называют настроением. В зависимости от преобладания в данной Э. активизирующих или угнетающих влияний на поведение субъекта Э. разделяют на стенические и астенические. Положительные Э. обычно благоприятно влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Отрицательные Э. зачастую приводят к напряженности функциональных систем организма, нарушают гармонию обменных процессов. При этом преобладают либо напряженная «давящая» активность, либо угнетенность. Отрицательные Э. нередко способствуют возникновению ряда заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных. В множестве эмоциональных процессов выделяют особый вид собственно Э. В отличие от аффектов и настроений, они могут слабо проявляться внешне и имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. имеют также идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения; в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, внимание, мышление и др. Возникающие при переживании Э. физиологические процессы выступают (наряду с мимическими, пантомическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах объективными индикаторами эмоциональных состояний. С позиций инженерной психологии Э. можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели. Благодаря Э. происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие — ослабляются и т. п. Одним из условий формирования Э. является оценка оператором своих возможностей и соотнесение их с целью деятельности. Исходя и всего сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, в любой деятельности человека всегда имеется элемент Э., во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации Э. могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее; вследствие этого возникают два аспекта анализа и изучения Э. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния Э., другой — предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений Э. И, в-третьих, в профессиональной деятельности человека Э. выполняют две основные функции: побудительную (побуждают к определенному поведению) и регуляторную (регулируют поведение человека).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Эмоции
emotions) Под Э. в основном подразумевают сильные психич. состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью: Э. обычно бывают положительными или отрицательными. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, яв-ся вместе с тем сильнодействующими переживаниями. Одна из наиболее влиятельных теорий Э., разраб. У. Джемсом и К. Ланге независимо друг от друга, получила назв. теории Э. Джемса-Ланге. По существу, эта теория постулировала, что Э. состоят из телесных изменений (напр., возбуждения) и психич. события или переживания. Само по себе это не было чем-то новым. Но согласно преобладавшей в то время т. зр., процесс возникновения Э. представлялся следующим образом: сначала воспринималось вызывающее Э. событие, затем это восприятие давало начало соотв. переживанию, к-рое, наконец, находило свое выражение в телесных проявлениях. Др. словами, психич. состояние, связанное с Э., напрямую определялось вызывающим Э. событием; физиолог. аспекты оказывались вторичными. Джемс и Ланге выразили свое несогласие с этим. Психич. состояние или переживание, к-рое было специфичным для Э., являлось, с их т. зр., следствием телесных изменений. Теории Джемса и Ланге вызвали большую реакцию. Публикация этих теорий повлекла за собой теорет. и эмпирические исслед., продолжающиеся до настоящего времени. Одним из наиболее серьезных откликов на них стал подход У. Б. Кеннона, к-рый указал на слабые места в теории Джемса-Ланге и предложил теорию Э., осн. на их эволюционной ценности. Согласно Кеннону, события, к-рые служили причиной Э., вызывали возбуждение симпатической НС. Это возбуждение влекло за собой секрецию эпинефрина надпочечниками и включало такие телесные изменения как повышенный сердечный ритм, учащенное дыхание и повышенное мышечное напряжение. Кеннон утверждал, что функция этого возбуждения заключается в подготовке организма к реагированию на событие - напр., к борьбе или бегству. Др. словами, событие, к-рое может принести вред, вызывает возбуждение - "реакцию мобилизации", - подготавливающее организм к совладанию с этим событием. Учащение сердечного ритма, дыхания и т. д. позволяет организму реагировать бдительнее, быстрее и мощнее, увеличивая тем самым его шансы на выживание. Эмоциональные состояния, считал Кеннон, связаны с этим возбуждением, но они не полностью определяются друг другом. Телесные изменения происходят непрерывно, и одни и те же изменения включены в различные эмоциональные состояния. Переживания же, напротив, варьируют от ситуации к ситуации. Он рассматривал гипоталамус как центр и возбуждения, и состояний переживания, а Э. как продукт этих состояний, интегрируемых ЦНС. Эта модель вызвала критику и предложение альтернативных теорий. Одни из них фокусировались на роли возбуждения в возникновении Э. Др. подчеркивали ведущую роль в этом процессе ЦНС. Пейпец указал на то, что с Э. связаны специфические области головного мозга, и последующая работа в этом направлении привела к выделению ретикулярной формации, простирающейся от таламуса до ствола головного мозга, как центра активации или возбуждения. В исслед. было тж обнаружено, что электрическая стимуляция специфических областей мозга вызывает общий эмоциональный паттерн, к-рый можно классифицировать как ярость или страх. Однако, несмотря на признание роли коры головного мозга для выражении Э., попытки локализовать зоны, отвечающие за каждую конкретную Э., не привели к успеху. Большинство совр. исслед. Э. сконцентрировались на взаимодействии между телесными изменениями и состояниями переживания. Арнольд утверждает, что когнитивные оценки событий определяют эмоциональные реакции, включая телесные изменения и состояния переживания. Часть этой детерминации предполагает оценку ощущений: переживания частично осн. на интерпретации событий и частично - на интерпретации телесных изменений. Др. исследователи делают больший или меньший акцент на оценке телесных изменений, оставляя в стороне вопрос о первичности. Рез-ты исслед. в определенной степени поддерживают обе эти позиции. В нек-рых исслед. приводятся данные о том, что отдельные Э. могут быть надежно связаны со специфическими паттернами физиолог. изменений. Экс установил, что характер изменений кровяного давления, сердечного ритма и сопротивления кожи неск. отличался, когда испытуемые были раздражены и когда они были напуганы. Подобные факты были обнаружены еще в ряде исслед., однако лишь нек-рые из Э. оказалась связанными со специфическими телесными изменениями. В полном соответствии с взглядом Кеннона, что не существует достаточного количества различающихся между собой паттернов изменений, к-рые бы позволили учесть все Э., в исслед. было установлено только два или три различных физиолог. предвестника эмоций. Подобно Кеннону, Шехтер и Сингер полагают, что Э. осн. на физиолог. состоянии возбуждения. Возбуждение м. б. одинаковым для различных Э. и выполняет гл. обр. функцию мотивирования индивидуума к попытке объяснить или обозначить его к.-л. ярлыком. Эти ярлыки извлекаются из ситуации. В большинстве случаев это не представляет затруднений. Столкнувшись с медведем, чел. испытывает возбуждение и ищет ему объяснение. Если это дикий медведь, то возбуждение может интерпретироваться как страх, однако если этот медведь ручной, возбуждение м. б. обозначено как сильное любопытство. Одни и те же стимулы в данной ситуации рассматриваются в качестве важнейших детерминант различных переживаемых эмоций. В исслед. тж уделялось внимание выделению измерений Э. Существуют сотни эмоциональных состояний, мн. из к-рых представляют собой те или иные оттенки друг друга. Для того чтобы понять все эти состояния, исследователи пытались идентифицировать базовые измерения, на основе к-рых их можно было бы классифицировать. См. также Когнитивные теории эмоций А. С. Баум

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЭМОЦИИ
это психические процессы, состояния, кот. связаны с потребностями-целями-мотивами-эго-интенциями субъекта, и кот. отражают в матрицах-формах феномены дифференциальных переживаний, такие например, как радость, восхищение, удовлетворение, страх, боязнь и т.п., а также психокодоинтерпретируют-психокодоотражают воздействующие на индивида эпизоды-обстоятельства и феномены объективной реальности; Э. как правило, могут сопровождать различные формы активности индивида и явл. базально-имманентным механизмом психической деятельности и поведенческих паттернов-реакций субъекта, сынтенционированных на реализацию-удовлетворение им своих акцентуально-базальных интересов-потребностей-желаний; Э. коррелируются-трансформируются-тектонизируются-инкарнируются в различных формах-матрицах, отличаются своей психоспецификой-психоинтенсивностью протекания, а элементно-простая матрица Э. — это эмоционально-чувственная тонизация ощущений, кот. может сопровождаться дифференциально-витальными температурно-термическими, тактильно-болевыми, обонятельно-вкусовыми воздействиями; если рассматривать Э. с этих позиций, то положительные Э. побуждают индивида к сохранению и достижению влияний, а отрицательные Э. могут стимулировать в его психике активность, кот. сынтенционирована на обструкцию-блокаду негативных воздействий; аффекты — это особая матрица-форма Э., кот. отличаются интенсификационной силой, способностью релаксировать различные психопроцессы-психофункции-психосостояния и продуцировать в эго-психических актах субъекта идеи-ориентиры-интенции ярости, гнева, дифференциальные эскалации; укажем, что субъект, совершает то или иное действие или акт, в сопровождении определенной эмоции, что и придает самим Э. онтологическо-социально-психическо-фабульный характер-модальность и т.о., Э. отражают-интерпретируют критериально-аксиологическое отношение индивида к тем или иным событиям-эпизодам-ситуациям, к другим индивидам; Э. могут в сочетании с кинетическими актами носить, по своей модели-структуре, идеомоторную модальность и т.о., Э. могут предугадывать-предмоделировать ход будущих событий, в корреляции с актуально-индивидуальными рефлексивно-ментальными диспозициями-интенциями-установками-мотивами субъекта; Э. играют кардинально-коммуникативную роль, как акты-феномены воздействия субъектов друг на друга с той или иной онтологическо-базальной целью в когеренции с мимико-пантомимическими аспектами деятельности-активности; уровень висцерально-энергетической активации организма и гомеостазных структур обеспечивается вегетативной нервной системой в ее корреляции-взаимодействии с кортикально-локальными отделами головного мозга, кот. составляют нервно-базальный субстрат эмоций, а при эмоциях происходит трансформация в деятельности сердечно-сосудистой системы, органах пищеварения, дыхания, желез внутренней секреции. происходит метаболизация активации мышечных групп, а сами чувственно-эмотивные процессы можно отнести к феноменам имманентной регуляции поведения; инфернально-сильное приматно-абсолютное чувство, иногда называют страстью, а те или иные события-эпизоды, кот. интерполируют бытие субъекта и онтологическо-экзистенциальные эпизоды, на общем чувственно-эмотивном фоне, называют на-строением; чувственно-эмотивная жизнь субъекта весьма плюральна, а Э. могут отражать-интерпретировать критериальность-оценочность к отдельным условиям бытия, к деятельности, к той или иной благоприятно-неблагоприятно складывающейся ситуации; динамическая модальность онтологическо-обстоятельственных Э. дефиницируется субъективно-объективными событиями, к коим сопричастны сами Э., к примеру, ввиду любви может эволюционизироваться-прогрессировать в психике субъекта восхищение, удивление любимым человека, или же негативные эмоции ввиду его неудач-неуспехов, а также эволюционизироваться-развиваться дифференциальные проявления-инкарнации ревности; в интенсивно-качественных модальностях Э. могут быть представлены как модально-положительные Э. так и модально-негативные Э. в когеренции-конвергенции с мимико-аттитюдными и вербально-ритмическо-интонационными факто-рами; Э. могут и осознаваться и быть, т.о. произвольно-осознанными, т.е., носить свою ментально-рефлексивную окраску, или же неосознаваться и быть бессознательно-неосознаваемыми и не содержать в своей структуре - модели дискурс-рефлексивные компоненты сами Э. как и в интроабрисе и экстероабрисе трансформируются-тектонизируются-ретектонизируются в процессе эволюции личности, в факторах-кондициях ее общения с другими субъектами, а также под воздействием восприятия-перцептирования произведений науки, культуры, искусства, под влиянием TV, аудио -, видеопродукции, прессы; дискурсрезюмируем, что от тектоники чувств-переживаний-мотивов + ментально-рефлексивных конструктов, полностью зависит возникновение-репродукция-интерполяция-содержание онтологическо-социально-ситуативных Э. с ориентацией-конвергенцией-конгруэнтностью на цели-потребности-планы-задачи-интересы-замыслы субъекта; мультифеномены Э. способствуют стабилизации или же обструкции-флуктуации психических процессов, поведенческих реакций, что влияет на содержательно-динамические аспекты психопроцессов-психофункций, связанных с перцепцией, ментальными актами, механизмами внимания, механизмами репродуктивного воображения, актами мнемоники, с процессами генерирующими-репродуцирующими чувственно-эмотивно-интуитивные акты познания; информационная теория эмоций (И.т.э.)—это концепция, кот. была исследована-разработана П. Симоновым в 1964 году, на базисе дифференциально-психофизиологических экспериментов, а согласно концепциям Симонова, и стор. его теории эмоции дефиницируются-ре продуцируются в зависимости от индивидуально-акцентуальных потребностей-целей-интересов субъекта конгруэнтно модусам-способам их разрешения-сатисфакции-удовлетворения, кот. могут модальноизироваться-характеризоваться как потенциально вероятностно-виртуальные интенции-единицы, связанные с достижением целей; саму оценку-критерий такой вероятности субъект должен производить на базисе генезисно-врожденного или индивидуально-апостериорного опыта, сопоставляя информацию о средствах-модусах-времени-потенциях, необходимых для удовлетворения потребности с той информацией, кот. влияет-воздействует на него в данный отрезок времени; само же моделирование-прогнозирование вероятности достижения цели, реализации задачи, может продуцироваться-инкарнироваться, согласно оригинальным постулатам Симонова на осознаваемом или же неосознаваемом уровне, а само возрастание вероятности, в результате приема-обработки информации и специфико-генерирует положительные эмоции, тогда как снижение-деградация вероятности приводит к отрицательно-негативным эмоциям; стремление же интенсифицировать-продлить-реверсировать положительные эмоции или же стремление деструктировать-блокировать-колапсировать отрицательные эмоции и дефиницирует регуляторно-контрольные функции эмоций, и их специфическо-психофизиологическое амплуа в тектонике-проекциональности поведенческих реакций-актов-паттернов; модель И.т.э., т.о., дает возможность эффективно-рационально апробировать-использовать регистры-данные инкарнации эмоций, такие как, вербально-интонационные единицы, единицы мимики, трансформации связанные с ЭЭГ, с гомеостазом, с физиологическими функциями в коре бол. пол. гол. мозга; эмоции — это радар-индикатор потребностей-интересов субъекта, а сами его потребности могут быть витально-онтологические, социально-онтологическо-индивидуальные, креативно-гностические, интеллектуально-ментально-индивидуальные, эмпирическо-компетентные, сынтенционированные на реинкарнацию-преобразование мира и собственных психофизиологических процессов; на этапах-фазах экспериментально-эмпирического анализа эмоций выявлены-установлены-зафиксированы локальные отделы-структуры-локусы головного мозга, кот. имплицируются-конвергенцируются-когеренцируются с информационно-мотивационными феноменами чувственно-эмотивных состояний, что позволяет фиксировать-дефиницировать чувственно-эмоциональные модальности у субъекта и блокировать-корригировать возникновение эмоционально-стрессовых состояний.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭМОЦИИ
от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии {Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на Признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.
Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса-Ланге теория эмоций), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.
Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).
В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат. подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. Эмпатия). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка", о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего "Я", вторые - как состояния, происходящие "во мне", "навязанные мне". Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр, когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.
Формирование Э. человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.
События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - т. н. настроения.
Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)
Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.
Э. (эмоциональные явления) - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. - это отражение мозгом силы потребности... В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).
Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент {выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса-Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпи-феноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).
Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы - эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения - структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
297.19 кб

Эмоции в структуре криминальной мотивации

Кирсанова О. С., Ковалев О. Г.
Рассматриваются эмоции в качестве психологических образующих мотивации личности, факторов, мотивирующих преступную деятельность. Анализируются точки зрения ученых на природу эмоций и их взаимосвязь с криминальной мотивацией.
Читать PDF
101.09 кб

Эмоции и их роль в личностном развитии ребенка

Калашникова В. А., Абакарова Э. Г.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ре
Читать PDF
150.38 кб

Эмоции, мотивация, потребностьв филогенезе психики и мозга

Вартанов А. В., Вартанова И. И.
Читать PDF
754.92 кб

Роль психологической защиты в возникновении эмоции отвращения при просмотре фильмов ужасов

Черняновская Т. В.
Читать PDF
2.56 мб

Эмоции в межличностном педагогическом взаимодействии

Верхозина Ольга Александровна
Читать PDF
208.32 кб

Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации

Спесивцева Ольга Ивановна
Читать PDF
198.68 кб

2008. 04. 006-007. Эмоции в социопсихологической инфраструктуре трудноразрешимых общественно-политич

Якимова Е. В.
Читать PDF
143.14 кб

2001. 03. 037. Сабини Дж. , Силвер М. Являются ли эмоции только социальной конструкцией?

Якимова Е. В.
Читать PDF
255.42 кб

Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с н

Защиринская Оксана Владимировна, Горбунов Иван Анатольевич
Изучение эмоций проводится в контексте развития невербальной коммуникации человека. Эмоциональный компонент является важнейшей составляющей межличностного общения.
Читать PDF
69.08 кб

Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека

Пырьев Евгений Александрович
В статье на основе большого теоретического и экспериментального материала доказывается доминирующая роль эмоций в процессе психического отражения действительности.
Читать PDF
1.14 мб

Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения

Шуткин С.Н., Усков В.М., Теслинов И.В.
Читать PDF
360.16 кб

Эмоции в социологической инфраструктуре трудноразрешимых социально-политических конфликтов. (сводный

Якимова Екатерина Витальевна
Читать PDF
243.34 кб

Социальные эмоции и проблема интерсубъективности

Шиллер А.В.
Читать PDF
138.76 кб

Эмоции как основа праздничной культуры

Медведева М. А.
Статья посвящена анализу влияния праздника на изменение и формирование ментальности отдельно взятой личности.
Читать PDF
0.00 байт

Деятельность и эмоции человека

Абросимов Альберт Александрович
Анализируетсямеханизм эмоциональных реакций человека с позиций теории деятельности.

Похожие термины:

  • АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

    от английского asthenic emotions; от греческого а – отриц. частица + sthenos – «сила» – переживание чувств печали, уныния, пассивного страха, которое может привести к истощению сил человека.
  • ЭМОЦИИ, ФОРМЫ ПО АСТВАЦАТУРОВУ

    (Астеацатуров М. И.). Различаются две основные формы эмоций, рассматриваемые как элементы рецепторной функции, - таламическая и корковая. Таламическая эмоция - филогенетически старая, примитивная,
  • БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

    теоретический конструкт, объединяющий эмоции минимального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят эмоции РАДОСТИ, ГО
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

    различаются на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (Изард, 1980), влияют на взаимодействие между людьми. Теория дифференци
  • Эмоции дифференциальные в общении

    различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нерв
  • Эмоции, онтогенез эмоций

    Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для нег
  • Гендерно-типичные эмоции

    эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.
  • Лица и эмоции

    faces and feelings") — проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опубликована А. Джахез и Н. Манши в 1990 г. Ребенку предлагается 4
  • Эмоции иктальные

    лат. ictus – припадок) – 1. внезапно возникающие и кратковременные аффективные состояния, вызванные возбуждением определенных нервных структур при эпилепсии. Вариант эпилептического припадка при л
  • ЭМОЦИИ ИКТАТЕЛЬНЫЕ

    (от лат. ictus - припадок). Характеризуются внезапностью возникновения и непродолжительностью. Чаще всего это эмоциональные реакции депрессии и страха. Могут наблюдаться при любом органическом пора
  • Локальные эмоции

    эмоции, относительно специфические для определенных культур. Другое название — индигенные эмоции.
  • Преодоление , сфокусированное на эмоции

    Преодоление, которое направлено на работу с эмоцией, вызванной стрессором.
  • Негативные эмоции

    эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. Любой к
  • Эмоции в общении

    Эмоции (Э.) выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или
  • Оценка эмоции

    процесс, посредством которого люди оценивают события, ситуации или происшествия, заставляющие их испытывать эмоции.
  • Органические эмоции

    редко используемый термин, обозначающий эмоции, которыми проявляются физиологические потребности и/или сопровождается удовлетворение последних.
  • Отрицательные эмоции

    переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.
  • Субъективное переживание эмоции

    личное внутреннее чувство или переживание.
  • Эмоции положительные

    субъективно приятные эмоции. Их объективно позитивная роль сводится, в основном, к тому, что они способствуют закреплению удачных моделей поведения.
  • Познавательные эмоции

    эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство