Эмоции в общении Эмоции иктальные

Эмоции дифференциальные в общении

Найдено 1 определение:

Эмоции дифференциальные в общении

различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и др. системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные компоненты, в частности те, к-рые отражаются на лице (К. Изард). Переживание Э. - это внутр. деятельность, внутр. работа, с помощью к-рой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией (Ф. Е. Василюк). Переживание реализуется внеш. и внутр. действиями (ритуально-символическое поведение, эмоциональные процессы, восприятие, проявляющееся в разл. феноменах «перцептивной» защиты, мышление в виде рационализации своих побуждений, интеллектуальной проработки травмирующих событий). В длительном переживании можно наблюдать применение большого коли чества средств и стратегий, постепенно сменяющих друг друга. Теория дифференциальных эмоций. посвящена изучению отдельных Э., к-рые понимаются как различающиеся между собой переживательно-мотивационные процессы. Данная теория признает за Э. функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне: от насилия и неумышленного убийства до самопожертвования. Эмоции рассматриваются не только как осн. мотивирующая система, но и в кач. личностных процессов, к-рые придают смысл и значение человеческому существованию (К. Изард). Они играют важную роль в организации мотивации и подкрепления поведения (Рапопорт, Изард, Вилюнас и др.) и выполняют контрольную функцию. Так, при эмоциональной реакции раскаяния человек не только признает факт совершения поступка, но и раскаивается в нем. Ужесточение человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает свой выбор. Смятение - признание факта поступка сопровождается внутр. колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного (В. В. Столин). Контроль со стороны окружающих может быть осуществлен путем вызывания чувства стыда или вины. Эмоциональное отношение к др. человеку также является фактором, управляющим взаимодействием между людьми - В. В. Столин выделил 3 оси эмоционально-ценностного отношения человека к человеку: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность. Внеш. контроль, будучи усвоенным, превращается в самоконтроль. Э. влияют на восприятие, память, мышление и воображение человека и, по мнению А. В. Добровича и Маурер, играют решающую роль в изменении поведения. Страх, стыд, вина - фундаментальные Э., возникшие в эволюционно-биол. процессах (К. Изард). Страх может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в к-ром оно происходит (Sroufe), от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях (Kagan; Charlesworth), а также от опыта и возраста индивида (Jersild, Holmes; Bowlby). Сильный страх способствует поведению избегания. Др. типы поведения, связанные со страхом, порождаются взаимодействием страха с иными Э. Стыд играет большую роль в человеческих отношениях, но он менее изучен, чем страх. Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и тем самым способствует сближению людей. В то же время победа над стыдом важна для чувства личной идентичности и свободы. Готовность подвергнуться стыду выступает как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом (Gynd). Стыд, наиболее вероятно, будет наблюдаться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда же стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное О. и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам и способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда (К. Изард). Существуют след. психол. условия для развития вины: а) принятие моральных ценностей; б) усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям; в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями. Вина возникает при «неправильном» поведении. Поведение, к-рое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религ. кодексы. Вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя или понижение самооценки, и возникает в ситуациях, в к-рых человек чувствует личную ответственность. Для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом, страданием. Предвосхищение вины и ее избегание усиливает чувство личной ответственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Катц и Зиглер заключили, что развитие вины у индивида положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Различают переживание вины как: а) враждебную вину (результат своего чувства враждебности и за счет актов агрессии), б) моральную вину (Mosher, Calbraith). Проведенное Н. Д. Твороговой эмпирическое изучение влияния на поведение мыслей и образов, возникающих при страхе неудачи, чувстве вины, стыда, обиды, выявило, что это влияние опосредствовано дополнительным фактором - для поведения важно, как человек внутренне справляется с возникшей эмоцией (как он ее переживает, пережил). Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Скачать PDF

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие

Мурашова Лада Анатольевна
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии умственно отсталых детей. В статье изложены результаты изучения особенностей эмоциональных проявлений умственно отсталых детей в общении. Показано значение общения с взрослыми, которые поддерживают положительный эмоциональный контакт с умственно отсталым ребенком. Приведены факты, свидетельствующие о значении эмоций в развитии межличностного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций.
Скачать PDF

Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста

Гонина Ольга Олеговна
Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).
Скачать PDF

Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения

Силаков А.С.
Рассматривается проблема взаимосвязи особенностей эмоционального отношения педагогов средней школы к своей профессиональной деятельности и преобладающего у них стиля педагогического общения с учащимися с учетом их направленности на субъект-субъектные или субъект-объектные отношения. Обсуждаются взгляды ряда отечественных ученых на проблему субъекта, роль педагога в его формировании. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъект-субъектных стилей педагогического общения с доминирующей эмоциональной модальностью профессиональной деятельности педагога.
Скачать PDF

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения

Березина Татьяна Николаевна
В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный с помощью слов, неосознаваемый через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во-первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение

Комарова Э.П.
В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения
Скачать PDF

Похожие термины: