Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

Найдено 1 определение:

Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

различаются на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (Изард, 1980), влияют на взаимодействие между людьми. Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне: от насилия и неумышленного убийства до самопожертвования. Эмоции могут придавать смысл и значение человеческому О. Эмоциональное отношение к др. человеку является фактором, мотивирующим и управляющим взаимодействие между ними (выделены 3 оси эмоционально-ценностного отношения человека к человеку: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность (Столин, 1983). Эмоции играют важную роль в подкреплении поведения, контроле за ним. Так, при эмоциональной реакции раскаяния человек не только признает факт совершения поступка, но и раскаивается в нем. При ужесточении - человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает свой выбор. При смятении признание факта поступка сопровождается внутр. колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного. Контроль со стороны окружающих может быть осуществлен путем вызывания чувства стыда или вины. Внеш. контроль, будучи усвоенным, превращается в самоконтроль. Контроль, напр., с помощью страха превращается в самоконтроль с помощью постоянной оглядки на мнения других и избегания «наказания» в виде негативного о себе мнения. Эмоции влияют на восприятие, память, мышление и воображение человека, на все, что он делает, на то, как он обращается с другими. Так, честное и равноправное О. возможно там, где усмирены и дискредитированы амбиции, самодовольст во, злорадство и пр. (Добрович, 1987). Маурер (1969) считает, что эмоции играют решающую роль, изменяя поведение человека. Эмоции, сопровождающие неудачу в межличностных отношениях, существенно различаются в зависимости от причин ее объясняющих. Объяснение неудачи внеш. причинами вызывает такие чувства как удивление и недовольство. Объяснение неудачи недостаточностью прилагаемых усилий вызывает чувство стыда и вины. Неудача, объясняемая личностными качествами или недостатком способностей, ассоциируется с чувством некомпетентности и неполноценности (Weiner, Russel, German, 1978). Наиболее надежными чувствами, к-рые ассоциируются с одиночеством, называют: отчаяние, депрессию, невыносимую скуку, самоуничижение (Рубинстайн, Шейвер, 1989). Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными (Садлдер, Джонсон, 1989). Страх, стыд, вина - одни из фундаментальных эмоций, возникшие в эволюционно-биологических процессах (Изард, 1980). Страх может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в к-ром оно происходит (Sroufe, 1974), от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях (Kagan, 1974; Charlesworth, 1984) и от опыта и возраста индивида (Jersild, Holmes, 1935; Bowlby, 1973). Ситуация (напр., неудача в О.) может стать источником страха: а) через формирование гипотез; б) через антиципацию; в) через прямое столкновение (Tomkins, 1963). Выражение лица часто используется в кач. индикатора страха. Страх, в зависимости от своей интенсивности, переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Сильный страх способствует поведению избегания. Др. типы поведения, связанные со страхом, являются взаимодействием страха с иными эмоциями. Так профиль эмоций для ситуации страха: выражены эмоции страдания, интереса, удивления. Стыд играет большую роль в человеческих отношениях, но он менее изучен, чем страх. Физич. выражение стыда описывается относительно легко: человек отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, обычно опускает голову. Категория стыда относится к оценке собственного действия индивида, к-рый способен предположить, какова будет реакция других и представить себе как вообще могут быть оценены ими подобные действия (Дробницкий, 1977). При стыде все сознание человека заполняется им самим, возникает ощущение поражения, унижения, преступности, отчужденности. Стыд сопровождается неспособностью мыслить логично, а нередко - ощущением неудачи, поражения (Изард, 1980). Для состояния стыда характерны: а) мысли: о провале, разочаровании, обвинении себя, о причинах поведения, о том, как извиниться, об изолированности, одиночестве, отверженности; б) действия: извинения, обещания больше не повторять сделанного, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих, рацио нализация, попытки найти причину, наказание самого себя. Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и тем самым способствует сближению людей. В то же время, победа над стыдом важна для чувства личной идентичности и свободы. Готовность подвергнуться стыду выступает как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом (Gynd, 1961). Стыд, наиболее вероятно, будет наблюдаться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное О. и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам. Стыд способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда (Изард, 1980). Существуют след. психол. условия для развития вины: а) принятие моральных ценностей; б) усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям; в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями. Вина возникает при «неправильном» поведении. Поведение, к-рое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религ. кодексы. Вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции как раскаяние, осуждение самого себя или понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в к-рых человек чувствует личную ответственность. Вина, обычно, влияет в течение значительно большего времени, чем стыд, на экспрессивность субъекта и его манеру вести себя. Для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом, страданием. Предвосхищение вины и ее избегание усиливает чувство личной ответственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Катц и Зиглер (1967) заключили, что развитие вины у индивида положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Различают переживание вины как: а) враждебную вину (результат своего чувства враждебности и за счет актов агрессии); б) моральную вину. Эмпирическое изучение влияния на О. мыслей, образов, возникающих при страхе неудачи, чувстве вины, стыда, обиды, показало, что это влияние опосредствовано дополнительным фактором - для поведения важно как человек внутренне справляется с возникшей эмоцией (как он ее переживает, пережил). Переживание эмоций - это внутр. деятельность, внутр. работа, с помощью к-рой человеку удается восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией. Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения

Силаков А.С.
Рассматривается проблема взаимосвязи особенностей эмоционального отношения педагогов средней школы к своей профессиональной деятельности и преобладающего у них стиля педагогического общения с учащимися с учетом их направленности на субъект-субъектные или субъект-объектные отношения. Обсуждаются взгляды ряда отечественных ученых на проблему субъекта, роль педагога в его формировании. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъект-субъектных стилей педагогического общения с доминирующей эмоциональной модальностью профессиональной деятельности педагога.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севе

Другова Л.А.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования факторов риска эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Анализируется содержание понятий «синдром полярного напряжения», «фактор риска», «тревожность», подчеркивается, что совокупность всех этих факторов влияет на здоровье детей.
Скачать PDF

Социально-демографические и эмоциональные факторы репродуктивного поведения женщин

Попова Ю. Н., Морогин В. Г.
В статье обсуждается очень актуальная в настоящее время проблема репродуктивного поведения современных российских женщин. Рассматриваются различные его формы, которые можно условно подразделить на две категории: с установкой на сохранение беременности и на ее прерывание. Обсуждается роль выделенных в эмпирическом исследовании социально-демографических и эмоциональных факторов, оказывающих влияние на формирование той или иной репродуктивной установки у беременных женщин. Данные исследования интерпретируются в сопоставлении с контрольной группой небеременных.
Скачать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Скачать PDF

Факторы эмоционального выгорания таможенных инспекторов

Старостина Людмила Васильевна
В исследовании факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания таможенных инспекторов, выявлено побудительное, движущее начало в формировании эмоционального выгорания таких факторов, как стаж, возраст, пол и социально-психологический климат в коллективе
Скачать PDF

Факторы эмоционального «Выгорания» у преподавателей

Кабалова Оксана Юрьевна, Лисняк Марина Анатольевна, Горбач Наталья Андреевна
Изучены индивидуальные профили латеральной организации мозга и проявления синдрома эмоционального «выгорания» у преподавателей вуза. Выявлены особенности проявлений симптомов эмоционального «выгорания» у преподавателей с разными типами латеральности. Установлена обратная корреляционная связь между индивидуальным типом латеральности и выраженностью указанного синдрома.
Скачать PDF

Эмоциональное «Выгорание» как фактор возникновения внутриличностного конфликта

Бобровникова Т.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: