Эмоциональное общение

Найдено 1 определение:

Эмоциональное общение

общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д.

Оцените определение:

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие

Мурашова Лада Анатольевна
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии умственно отсталых детей. В статье изложены результаты изучения особенностей эмоциональных проявлений умственно отсталых детей в общении. Показано значение общения с взрослыми, которые поддерживают положительный эмоциональный контакт с умственно отсталым ребенком. Приведены факты, свидетельствующие о значении эмоций в развитии межличностного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста

Гонина Ольга Олеговна
Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).
Скачать PDF

Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения

Силаков А.С.
Рассматривается проблема взаимосвязи особенностей эмоционального отношения педагогов средней школы к своей профессиональной деятельности и преобладающего у них стиля педагогического общения с учащимися с учетом их направленности на субъект-субъектные или субъект-объектные отношения. Обсуждаются взгляды ряда отечественных ученых на проблему субъекта, роль педагога в его формировании. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъект-субъектных стилей педагогического общения с доминирующей эмоциональной модальностью профессиональной деятельности педагога.
Скачать PDF

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения

Березина Татьяна Николаевна
В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный с помощью слов, неосознаваемый через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во-первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение

Комарова Э.П.
В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения
Скачать PDF

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Подымова Людмила Степановна, Ильина Светлана Владимировна
В данной статье рассмотрена проблема развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Представлена развивающая программа и раскрыты результаты ее реализации. На основе проведенного исследования автором выделены психологические условия эффективного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка (Кобелева Г.Р. 2004. С. 5). В свою очередь, особенности эмоциональной сферы оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. В старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретают чувства, вызванные тем, насколько хорошо ребенок выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершенные им действия для других людей. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций и переживаний. Неудовлетворенность общением со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников (Стожарова М.Ю. 2007. с. 7). В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным эмоциям. Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг. Исходя из этого, целью нашего исследования было изучение психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. В исследовании использовались следующие методы: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева); социометрия для дошкольников "Два домика" (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева); модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амен); модифицированный рисуночный тест "В детском саду" (Р.В. Овчарова); модифицированный эмоционально личностный тест "Сказка" (Л. Дюсс); цветовой тест Люшера. С целью подтверждения сделанных выводов нами использовались также методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена). Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Курска. Экспериментальную выборку составили 115 детей старшего дошкольного возраста. Комплекс взаимодополняющих методов исследования позволил выделить в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками такие проблемы как: агрессивность, тревожность, закрепление негативных эмоций. Основным источником отрицательных эмоциональных состояний является недовольство сложившимися отношениями со сверстниками, чувство недооцененности и отстраненности. Следовательно, остаются неудовлетворенными основные коммуникативные потребности общения старших дошкольников со сверстниками: потребность в признании, уважении и сотрудничестве с другими детьми. В ходе исследования были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками: а) неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников. б) детям с низким уровнем коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом присуща более высокая степень агрессивности; в) старшие дошкольники испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, не зависимо от уровня сформированности у них коммуникативных умений и социометрического статуса. Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками нами была разработана и реализована программа, направленная на решение следующих задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями. В структуре развивающей программы нами были выделены четыре взаимосвязанных блока. Так, например, первый блок включает в себя упражнения, направленные на формирование уверенности в себе, развитие позитивного отношения к себе и т.д. Упражнения второго блока направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, средств общения и передачи эмоциональных состояний; осознание своих эмоций и распознание эмоциональных состояний других; коррекция агрессивности и тревожности и т.д. Третий блок программы включает игры, способствующие развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, умения применять нормы и правила общения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях и т.д. В четвертом блоке подобраны игровые задания, направленные на обучение детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами; обучение конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием и т.п. В процессе реализации программы нами использовались различные методы: подвижные, сюжетно-ролевые, парные и групповые игры, игры-ассоциации, психогимнастика, разнообразные этюды и упражнения, элементы изотерапии, беседы, чтение и обсуждение литературных произведений, разыгрывание и придумывание окончаний предлагаемых историй, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения. Анализ динамики развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками экспериментальной выборки продемонстрировал следующие результаты. Статистически значимо увеличилось число дошкольников с высоким уровнем коммуникативных умений (Fэмп = 2, 96 при р ≤ 0,05). Дети стали более успешно применять нормы и правила общения, они легче вступают в контакт с окружающими сверстниками, более активны в процессе общения. В своих взаимоотношениях чаще проявляют положительные эмоции при решении конфликтных ситуаций, умеют подчинять свои желания интересам других, слушать партнера, находить тему беседы. Повышение уровня сформированности коммуникативных умений способствовало улучшению социометрического статуса детей экспериментальной группы. Можно отметить улучшение взаимоотношений дошкольников, увеличение числа успешных в общении детей. Количество же детей, попавших в категорию «аутсайдеров» сократилось. Произошедшее увеличение количества детей успешных в кругу сверстников статистически значимо ( Fэмп = 2,1 при р ≤ 0,05). Эмпирические данные показали тенденцию к снижению агрессивности (Fэмп = 1,9 при р ≤ 0,05). Агрессивность не является способом удовлетворения коммуникативной потребности, дети могут заинтересовать сверстника, найти адекватный способ разрешения конфликтной ситуации, что способствует положительному восприятию общения с другими детьми. Дошкольники реже проявляют упрямство, вспыльчивость, приступы гнева, желание обидеть. Реализованная нами программа позволила снизить показатели тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам. В кругу своих сверстников дети стали чувствовать себя более комфортно и уверенно, они удовлетворены складывающимися отношениями, интерес к сверстникам возрос, их общение наполнилось положительными эмоциями. Однако, независимо от своего положения в системе отношений со сверстниками, дети нуждаются в постоянном подтверждении своей значимости и успешности, в понимании, сопереживании со стороны сверстников. Дошкольникам необходимо чувствовать свою включенность в группу сверстников. Результаты исследования показали, что: эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстниками; развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний. развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками эффективно при реализации следующих психологических условий: использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников; приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками; развитие у старших дошкольников уверенности в себе; преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.
Скачать PDF

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

Гроголева Ольга Юрьевна, Богородская Виктория Сергеевна
В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы субъектов затрудненного общения. Проводится сравнительный анализ уровня алекситимии, личностной тревожности и агрессивности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В исследовании были обнаружены статистически значимые различия в уровне алекситимии и агрессивности. Более высокий уровень данных эмоциональных проявлений личности выявлен у субъектов затрудненного общения.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: