ДИДАКТОГЕНИЯ

Предыдущий термин:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Следующий термин:
Дидактоневроз

Содержание:

Найдено 9 определений термина ДИДАКТОГЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИДАКТОГЕНИЯ

греч. didasko - учить, genesis - происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость суждений, их несамостоятельность.

Понятие введено К.И. Платоновым [1937, 1946].

Син.: дидаскогения [Катков Е.С., 1938].

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ДИДАКТОГЕНИЯ

вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера, руководителя и прочих негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх и пр.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и отношениях межличностных. Может быть причиной неврозов.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Дидактогения

Негативное состояние повышенной психоэмоциональной напряженности человека, близкое к срыву адаптации, имеющее в своей основе педагогическую предпосылку. В педагогике Д. может быть вызвана нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя), или неумеренным педагогическим воздействием с информационной, физической, или психической перегрузкой. Д. усугубляет умственное утомление, накапливает его, приводя к переутомлению, нарушению поведения и межличностных отношений, создавая предпосылки к развитию неврозов.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Дидактогения

негативное психическое состояние ребенка, возникающее из-за нетактичности, других неправильных действий педагога.

Из классов уходил

И все читал такие книги, книги,

Которые мне памятны теперь, –

И каждый раз все больше ненавидел

Я этих всех моих учителей…

(Н. Огарев, Исповедь лишнего человека)

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Дидактогения

греч. didakticos + genesis - происхождение) - термин Платонова К.И. (1937, 1946), означающий психотравмирующее детей и их родителей поведение педагога (систематически неуважительное, пренебрежительное, равнодушное отношение, прилюдное высмеивание, занижение способностей и оценок и т.п., а также подчеркивание негативных сторон явлений, которые педагог при изложении учебного материала представляет учащимся). Важное значение приобретает ныне тенденция в политике образования, которую защищают власти и некоторые школьные учителя, - разделение школы на два потока: для детей элиты, избранных, материально обеспеченных родителей и для детей простых людей – риск дидактогении для последней категории детей существенно возрастает. Синоним: Дидаскогения (Катков, 1938).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

дидактогения

(от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ДИДАКТОГЕНИЯ

– негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением пед. такта со стороны учителя (воспитателя). Травмирующее поведение педагога может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, подавление его инициативы, публичное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т. п.). Для аномальных детей особенно болезненным является акцентирование внимания на их дефекте. Д. выражается в повышенном нервнопсихическое напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, причем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специального лечении, в частности методами психотерапии.

Понятие введено К.И. Платоновым (1937).

Синоним: дидаскогения (Катков Е.С., 1938).

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Дидактогения

негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Дидактогения

греч. didaktikos— поучительный + gcnos — род, происхождение] — негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.). Д. проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка. Она может являться причиной неврозов. А. В. Петровский

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 3

Дидактогения как ошибки воспитания и обучения детей и подростков

Худик Владимир Александрович, Фесенко Юрий Анатольевич
В представленной статье описываются возрастные стадии развития, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и деятельности. Рассматривается проблема риска формирования неврозов в аспекте возрастной периодизации. Раскрывается роль привычек в формировании поведенческих реакций. Дается оценка конфликтным ситуациям в условиях профессионально-педагогической среды. Обсуждается понятие дидактогении как результат ошибок со стороны участников образовательного процесса.
Скачать PDF

«Мания»-структура и адаптивная модель развития дидактогений у школьников

Нагорнова Анна Юрьевна, Нагорнов Юрий Сергеевич
Представлены результаты теоретического анализа двух моделей развития дидактогении у школьников. В первой модели раскрыто возникновение «мании»-структуры развития дидактогении у школьников, которая является патологической и характерна для большинства конфликтов между учителем и учеником, сопровождающихся дидактогенными нарушениями. Во второй модели описано адаптивное кольцо развития дидактогении у школьников, при формировании которого происходит осознание проблемы существования у учащегося дидактогении и ее разрешение. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в психолого-педагогических программах тренингов по минимизации развития дидактогений у школьников.
Скачать PDF

Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов

Авксененко Татьяна Николаевна
В статье анализируются особенности ретроспективы школьных дидактогений и их влияние на социально-психологическую адаптацию студентов. Итоги исследования позволяют утверждать, что главными трудностями в адаптации студентов являются некорректное отношение педагогов во время их обучения в общеобразовательных учреждениях. Исследование опирается на основополагающие труды ведущих специалистов в области педагогики и психологии.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!