ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
см. психо- и профилактика] - раздел психиатрии, занимающийся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней и их перехода в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Психопрофилактика
Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
Психопрофилактика
Междисциплинарная область, целью которой является предупреждение психогенных и психосоматических нарушений (гипертонической, язвенной болезней, нарушений обмена веществ и др.). В основе П. лежит повышение устойчивости психики к воздействию неблагоприятных факторов. П. является составной частью образования, медицинской профилактики, организации труда, учебы, спорта, деятельности общественных и правоохранительных органов.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Психопрофилактика
наука о предупреждении расстройств психики, высшей нервной деятельности. П. тесно связана с психогигиеной и на основе данных о влиянии факторов внешней среды на организм человека, на основе данных изучения реактивности, сопротивляемости, роли наследственного фактора разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствует внедрению этих мероприятий в жизнь и практику. Специальной задачей п. является предупреждение рецидивов и обострений душевных болезней, а также профилактическая работа в тех случаях, когда вероятность возникновения психического заболевания относительно велика (истощение нервной системы, психопатический склад личности, тугоухость, переходный возраст, климактерический период и др.).
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Психопрофилактика
раздел медицины, включающий мероприятия, направленные на предупреждение нервнопсихических заболеваний. П. состоит из трех этапов. Первичная П. включает общегигиенические, психогигиенические мероприятия, способствующие предупреждению заболевания. Вторичная П. связана с лечением и предотвращением рецидива болезни. Третичная П. направлена на предупреждение того, чтобы заболевание приняло хроническую форму и привело к инвалидности. На этом этапе необходима реабилитационно-профилактическая работа с больным. Она предполагает использование в основном психологических и социальных методов воздействия, с ограничением лекарственного лечения.
Литература
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Психопрофилактика
греч. psyche — душа и prophylaktikos — предохранительный) — область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами П. являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Психопрофилактика
(Psychoprophylaxis) (от греч. psyche и prophylasso - стоять на страже, стеречь, предотвращать). Раздел психиатрии, задачи которого состоят в: а) предотвращении возникновения психических заболеваний - первичная профилактика; б) предотвращении перехода психических заболеваний в хронические формы, т. е. их хронификаций - вторичная профилактика; в) социально-трудовой реабилитации больных с целью предотвращения их инвалидизации - третичная профилактика. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Психопрофилактика
1. система идей и мероприятий, имеющих целью предупреждение психических нарушений, расстройств личности и поведения. Первичная психопрофилактика нацелена на устранение или нейтрализацию влияния важнейших факторов, подрывающих психическое здоровье населения (например, это расширяющийся контроль генетических, конституциональных факторов, травм, интоксикаций и др.). Вторичная психопрофилактика нацелена на раннее выявление и терапию психических расстройств, предупреждение неблагоприятных тенденций их развития и распространения. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидизации психиатрических пациентов путем их реабилитации, возвращения к социально полезной деятельности и минимизации негативного их влияния на лиц из ближайшего окружания; 2. направление в профилактике заболеваемости, включая психиатрическую, основанное на представлении о том, что психологические факторы имеют существенное значение в развитии различной, в том числе психосоматической патологии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).
Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.
Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.
Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.
При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.
Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000