психопрогностика ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Найдено 7 определений термина ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

Оцените определение:

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.

При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Психопрофилактика

Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

Источник: Базисное руководство по психотерапии (термины)

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

см. психо- и профилактика] - раздел психиатрии, занимающийся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней и их перехода в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Психопрофилактика

Междисциплинарная область, целью которой является предупреждение психогенных и психосоматических нарушений (гипертонической, язвенной болезней, нарушений обмена веществ и др.). В основе П. лежит повышение устойчивости психики к воздействию неблагоприятных факторов. П. является составной частью образования, медицинской профилактики, организации труда, учебы, спорта, деятельности общественных и правоохранительных органов.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Психопрофилактика

1. система идей и мероприятий, имеющих целью предупреждение психических нарушений, расстройств личности и поведения. Первичная психопрофилактика нацелена на устранение или нейтрализацию влияния важнейших факторов, подрывающих психическое здоровье населения (например, это расширяющийся контроль генетических, конституциональных факторов, травм, интоксикаций и др.). Вторичная психопрофилактика нацелена на раннее выявление и терапию психических расстройств, предупреждение неблагоприятных тенденций их развития и распространения. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидизации психиатрических пациентов путем их реабилитации, возвращения к социально полезной деятельности и минимизации негативного их влияния на лиц из ближайшего окружания; 2. направление в профилактике заболеваемости, включая психиатрическую, основанное на представлении о том, что психологические факторы имеют существенное значение в развитии различной, в том числе психосоматической патологии.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Психопрофилактика

греч. psyche — душа и prophylaktikos — предохранительный) — область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами П. являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Показать все [+4] ↓

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Психопрофилактика риска суицидального поведения юношей и девушек

Романова И.В.
Статья посвящена исследованию проблемы риска суицидального поведения юношей и девушек. В ней описывается разработанная автором статьи система психопрофилактики, которая помогает качественно снизить уровень суицидального риска, тем самым влияя на гармоничное развитие личности.
Скачать PDF

Психопрофилактика лактационных кризов на этапе сопровождения беременности в женских консультациях

Тишевской И.А., Туранина С.В.
Рассмотрены основные проблемы, обусловливающие сложности в преодолении лактационных кризов, а также пути их профилактики.
Скачать PDF

Психокоррекция и психопрофилактика девиаций с учетом особенностей защитно-совладающего поведения под

Самойлина Татьяна Григорьевна, Михайлюк Елена Борисовна
В статье поднимается проблема подхода к изучению и психокоррекции девиантного поведения с позиций эффективности-неэффективности защитно-совладающего поведения. актуальность поднятой проблемы обусловлена рядом обстоятельств: неуклонным ростом преступности в целом и подростковой преступности в частности, трудностями в выборе методов воспитания и воздействия на подростков, проявляющих отклонения в поведении. Защитно-совладающее поведение несовершеннолетних рассматривается как один из уровней социально-психологической адаптации, подчеркивается существенная роль системы психологических защит и совладания в формировании девиантного поведения. Поднимается вопрос о целесообразности проведения эффективных мероприятий профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетних, психокоррекции с опорой на диагностику особенностей функционирования защитно-совладающей системы, специфику имеющихся копинг-ресурсов с целью формирования продуктивных копинг-стратегий, снижения защитной активности подростками.
Скачать PDF

Личность осужденных (психодиагностика и психопрофилактика, воспитательная работа)

Сергеев Михаил Петрович
С помощью теста Аммона изучена психодинамическая структура личности 1170 осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях Чувашской Республики. Обсуждается влияние пенитенциарной среды на личность осужденных и применение различных подходов при проведении психодиагностической и психопрофилактической, воспитательной работы.
Скачать PDF

Психопрофилактика дезадаптации младших подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Дубровина Д.А.
Рассмотрена проблема дезадаптации младших подростков, представлены результаты исследования на этапе перехода из младшего в среднее звено школы, разработана программа психопрофилактики дезадаптации младших подростков.
Скачать PDF

Психопрофилактика интолерантности подростков по отношению к людям с ограниченными возможностями здор

Зыкова Надежда Викторовна, Шаукенова Эллина Шаукатовна
В статье рассматривается вопрос влияния социальных установок на развитие у подростков толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется сущность понятий «толерантность», «интолерантность». Обращается внимание на значимость подросткового возраста в развитии положительных качеств личности.
Скачать PDF

Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД

Кобозев Игорь Юрьевич
В статье анализируется содержание понятия «психопрофилактика профессионального стресса», приводится описание структуры, целей, задач и компонентов программы психопрофилактики и коррекции профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел. Психопрофилактика профессионального стресса предполагает обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки, формирование эффективного личностного и социального копинг ресурса на всех уровнях профилактической работы, включая формирование потребности к постоянному саморазвитию и личностному росту.
Скачать PDF

Основы психопрофилактики и психокоррекции стресса у сотрудников (военнослужащих)

Мельников В.И., Столяров А.А.
Скачать PDF

Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в услови

Луговская Т.В.
Приведены практические материалы по организации процесса психопрофилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях детского дома. Показаны методы деятельности педагога-психолога. Психопрофилактика основывается на построении возрастно-сообразного образовательного пространства, обеспечивающего подростку возможности напряженной личностно осмысленной, социально значимой жизни и меняющего его отношение к отклоняющемуся поведению.
Скачать PDF

Оценка эффективности психопрофилактической подготовки беременных к родам

Пенжоян М. А., Покровский В. М., Пенжоян Г. А.
До и после проведения психопрофилактики регуляторно-адаптивный статус беременных женщин с нормально протекающей беременностью в третьем триместре оценивали по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма. Одновременно проводили психологическое тестирование Увеличение диапазона синхронизации, уменьшение длительности ее развития на границах диапазона, уменьшение длительности восстановления исходного ритма сердцебиений при прекращении пробы на границах диапазона, увеличение индекса регуляторно-адаптивного статуса после психопрофилактики указывали на увеличение регуляторно-адаптивных возможностей. Об этом же свидетельствовали данные психологических методов. Однако информативность параметров пробы сердечно-дыхательного синхронизма оказалась выше информативности показателей психологических методов.
Скачать PDF

Клинико-психологические основы психотерапии и психопрофилактики при кардиоваскулярной патологии

Лазарева Елена Юрьевна
Приведены результаты клинико-психологического исследования больных с кардиоваскулярной патологией. Определены мишени психопрофилактики и психотерапии при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и пороках сердца. Предложены модели психотерапии и психопрофилактики с учетом выявленных адаптивных и дезадаптивных психологических характеристик личности больных.
Скачать PDF

Аутогенная тренировка как средство психогигиены и психопрофилактики в процессе здоровьесбережения ст

Титова Людмила Алексеевна
Ликвидация состояния дискомфорта обеспечивается с помощью аутогенной тренировки для создания психогигиенического комфорта на занятиях физической культурой.
Скачать PDF