Диалектика это что такое Диалектика: определение — Психология.НЭС
диалектизм Диалектика целей и средств

Диалектика

Найдено 4 определения термина Диалектика

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Диалектика

dialectic) "Д." - обобщающий термин, охватывающий неск. различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла. Д. не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе "Антитетическое значение первобытных слов" (Antithetical meaning of primal words), антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что мн. слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что "Д. пришла в челов. мышление" через осознание того факта, что нечто одновременно и яв-ся, и не яв-ся чем-то. Значения взаимосвязаны, и во мн. случаях эта связь яв-ся связью противоположностей. Вторым ист. подтверждением значимости диалектического мышления - мышления, осн. на категориях Д., - яв-ся школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470- ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 - ок. 399 до н. э.) - замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи. В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов - вовсе не неизбежное последствие, от к-рого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из "первичных и истинных" предпосылок, т. е. из таких предпосылок, к-рые не подлежат исслед. через диалектическое противопоставление. Доказательное мышление укрепилось в зап. философии, в к-рую оно проникло через английский эмпиризм. Совр. кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения (meaning) и рассуждения (reasoning). Развитие математики в новое время привело к тому, что мат. объяснения оттеснили Д. на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, чел. способен путем рассуждения прийти к противоположности нек-рых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и "рефлектирующего" интеллекта, к-рые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек "разрешает" противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений. Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоан. при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность Д. в том, что касается понимания природы чел. Более совр. теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, тж проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. "Структурализм") подчеркивал важность Д. в его понятии формальных операций. Ричлак полагает, что совр. психология должна воскресить Д., если хочет создать действительно полную картину челов. опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Тж отмечается быстрый рост числа эмпирических исслед. социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу челов. природы. См. также Усвоение понятий и развитие, Эпистемология, Галилеево и аристотелевское мышление, Обработка информации Дж. Ф. Ричлак
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ДИАЛЕКТИКА

1. Рассуждение, включающее обширные дедуктивные аргументы, особенно те, которые направлены на разъяснение значения понятий. Древний диалектический подход включал развитие противоречий и их разрешение как способ разъяснения. 2. Философия Георга В.Ф. Гегеля, которая основывалась на теории, что действительность развивается через взаимодействие тезиса, антитезы и синтеза. Для Гегеля каждое действие (тезис) вызывает противодействие (антитезу) и неизбежно сопровождается интеграцией этих противоположностей (синтезом). Принципы Гегеля оказали значительное влияние на диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Диалектика

от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г.В.Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии XIX-XX вв. нашла воплощение в учениях В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии XX в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Источник: Словарь по истории психологии

Диалектика

греч. dialektike (techne) - (искусство) вести беседу, спор) - 1. рассуждения, имеющие основанием обширные дедуктивные (общие, теоретические) познания и логику; 2. в теории познания Георга В.Ф. Гегеля - представление о том, что действительность развивается благодаря взаимодействию противоположностей (тезис и антитезис порождают синтез). Основоположником диалектики считается Гераклит, учение которого его современники находили весьма путаным и непонятным; 3. требование диалектической логики к мышлению не выбирать одно из двух полярных суждений, а находить такое третье, которое их объединяет, устанавливает или фиксирует их единство; 4. способность рассуждать беспристрастно, реалистически и гибко, в равной степени принимая при этом во внимание самые разные аспекты действительности, включая противоречащие один другому.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Диалектика — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Диалектика взаимодействия: сотрудничество и конфликт

Миронов Евгений Анатольевич
В статье описывается модель сотрудничества Ромб Сотрудничества, основанная на четырех основных процессах: целеполагании, достижении цели, коммуникации как информационного обмена и формировании отношений между участниками. Для каждого из процессов предлагается адекватный критерий его эффективности, что позволяет оценивать и регулировать эффективность сотрудничества в целом. Конфликты рассматриваются как составная и необходимая часть процесса сотрудничества, являющиеся индикаторами его «здоровья» и механизмами его улучшения. Дается классификация конфликтов, основанная на модели Ромб Сотрудничества.
Скачать PDF

Диалектика необходимости и случайное в процессе принятия решения командира

Виноградов Вадим Владимирович
Скачать PDF

Диалектика биологического и социального в процессе формирования мобильной личности

Амирова Л.А.
Динамика социальных процессов в современной России, являясь одновременно и причиной, и следствием процесса экономических и политических преобразований, вновь выводит на передний край психолого-педагогической науки проблему развития личности. Это должна быть личность новой, современной формации, способная активно совершенствоваться, гибко и дисциплинированно изменяться, адаптируясь к новым требованиям и условиям существования, что поможет ей пережить ситуацию кризиса, выйти из него и создать новое общество, новые формы и условия жизни людей, при которых возможно объединение технико-экономического развития и развития самого человека.
Скачать PDF

Диалектика генетических факторов и социально-этнических условий в формировании интеллекта

Тадтаев Христафор Багратович
Анализируется проблема формирования национально-этнических особенностей творческого мышления. Выявляется единство природного и социального в формировании интеллекта и невозможность дифференциации этносов по вертикали в зависимости от уровня интеллекта.
Скачать PDF

Развитие диалектических представлений как средство коррекции негативной трансформации образа «я» дет

Бежкинева Татьяна Васильевна
Скачать PDF

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Скачать PDF

Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности

Пащенко Александр Константинович
В статье рассматривается структурно-диалектический метод как методологическое основание исследований проблемы нормативного поведения личности, осуществляется анализ проблемы нормативности личности с позиции структурно-диалектического подхода, дается описание структуры и уровней нормативной ситуации.
Скачать PDF

Диалектические системные основания для разработки теории психической адаптации личности в медицинско

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые базовые положения объективной диалектики как системные основания при разработке новых теоретических конструкций в естественно-научных областях (на примере задач медицинской психологии). Представлены отдельные положения теории психической адаптации личности как объекта научного исследования, описаны ее феноменологические и сущностные характеристики. Отражено применение системного подхода и общей теории функциональных систем при разработке положений теории психической адаптации личности.
Скачать PDF

Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект)

Сафонов В. К.
В статье обосновывается методологический подход рассмотрения категории психического состояния с общефилософских позиций. Психическое состояние трактуется как единичное атрибутивное проявление диалектики природы. Диалектическая функция психического состояния это форма существования психики, объединяющая в единое целое психические процессы и психические свойства. Характеристики функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния.
Скачать PDF

Взаимосвязь репрезентаций диалектичности и степени разрешения противоречий в аксиосфере личности

Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна
Эмпирически показано, что чем выше уровень репрезентации диалектичности противоречий окружающего мира студентов, тем ниже степень разрешения противоречий ценностей своей аксиосферы. Диалектичность представлена двумя характеристиками: изменчивостью объектов и толерантностью к неопределенности. Предложена типологическая модель из соотношений диалектичности и степени разрешения противоречий ценностей аксиосферы.
Скачать PDF

Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление

Веракса Александр Николаевич
В статье рассматривается возможность соотнесения процессов символизации и диалектического мышления в детском возрасте. При этом особое внимание уделяется сопоставлению понимания диалектического мышления в контексте школы структурно-диалектической психологии Н.Е.Вераксы и школы Ж.Пиаже. Показаны роль символизации в становлении детского развития на примере игровой деятельности и рисования, а также соотношение этих процессов с развитием диалектического мышления.
Скачать PDF

Диалектические структуры в метапознании

Чернокова Татьяна Евгеньевна
Проблема метапознания рассмотрена с позиций структурно-диалектического подхода. Обоснована возможность различения формальных и диалектических структур в метапознании. Показаны различия в содержании диалектической и формальной концепции познания (когнитивно-эмоциональном компоненте метапознания). Раскрыта специфика формального и диалектического целеполагания, моделирования условий, программирования действий и самоконтроля в познавательной деятельности. Описаны содержание и структура диалектических действий, обеспечивающих метакогнитивные процессы.
Скачать PDF