ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ это что такое ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС
Диалектическая методология Диалектическая связь

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 2 определения термина ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Свободное значение: теоретическая позиция, в которой утверждается, что конфликт и изменение являются основными принципами жизни. Диалектика, основоположником которой был Гераклит, развивалась в философской и политической формах Гегелем и Марксом соответственно. Как теория, уделяющая особое внимание изменениям, она нашла свою аудиторию в психологии развития, где она согласовывалась с теми теориями, в которых утверждается, что развитие представляет собой серию или поток преобразований, вызванных существенными конфликтами между когнитивной системой ребенка и действительностью или между сосуществующими когнитивными компонентами.

Согласно этой позиции, личности рассматриваются как преобразующие свое окружение действиями, которые, в свою очередь, преобразуют их самих. Таким образом, люди развиваются благодаря собственному труду, сопротивлению, с которым они сталкиваются, и конфликтам, которые они порождают. Главные изменения в развитии (или "диалектические скачки") происходят тогда, когда ежедневные количественные изменения достигают критического числа или массы. Позиция Пиаже часто определяется как диалектическая.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Диалектическая психология

направление в психологии развития, согласно которому движущими силами развития личности являются ее внутренние преобразования, необходимые для разрешения имеющихся интрапсихических конфликтов и преодоления вновь возникающих проблем во взаимоотношениях с внешним миром, к которым индивид в силу каких-то причин оказался неподготовленным. В результате таких преобразований, личность, меняясь сама, получает тем самым возможность нужным образом изменять и окружающую действительность. Иными словами, личность развивается благодаря собственным усилиям и внутренней работе над собой в ходе деятельности (см.), она создает себя сама своими действиями, а не просто адаптируется или пассивно приспосабливается к условиям жизни.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления. Проводится краткий анализ понятия творческого мышления в контексте структурно-диалектического подхода. Обсуждаются такие понятия, как «структура» и «многомерность», применительно к изучению феномена интеллектуального творчества. В контексте теории диалектического мышления вводится новое понятие – структурная гибкость мышления (СГМ). Приводятся описание и результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалектического мышления и СГМ с использованием авторских диагностических методик. Делается вывод о том, что наличие у человека способности к диалектическим преобразованиям обуславливает его способность «превратить проблему в возможность» за счет мысленного помещения проблемного объекта в контекст различных структурных взаимосвязей.
Скачать PDF

Проблема формирования творческого мышления в контексте структурно-диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В настоящей статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления. Проводится краткий анализ понятия творческого мышления в контексте структурно-диалектического подхода. Обсуждаются возможные подходы к построению занятий, целенаправленно формирующих творческое мышление. В контексте теории диалектического мышления вводится новое понятие «многомерность». Выдвигается гипотеза о том, что для успешного формирования творческого мышления требуется не «тренинг преобразований», а более сложно организованное комплексное воздействие. Такого рода занятия могут быть основаны на некой сложно организованной деятельности, которая была бы личностно значима для человека, носила задачный характер и обусловливала необходимость проявления «многомерности» мышления, то есть способности не просто переструктурировать ситуацию, а комплексно применить такие действия диалектического мышления, как «смена альтернативы» и «опосредствование», именно в связи с работой по выработке вариантов решений личностно значимой проблемы.
Скачать PDF

Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровожде

Маралов Владимир Георгиевич
Статья посвящена теоретическому анализу форм саморазвития личности (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации) в контексте решения проблем психологического сопровождения личности. Названные формы саморазвития отличаются друг от друга потребностями, целями, мотивами и стратегиями осуществления. Обсуждается дискуссионный вопрос о роли самореализации в структуре саморазвития. В итоге делается вывод о том, что самореализация является одновременно и самостоятельным процессом, и формой саморазвития. Результатом саморазвития во всех его формах является личностный рост. Его специфика и качественное своеобразие будет определяться выбором личностью тех или иных стратегий самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации. Раскрываются особенности диалектической взаимосвязи форм саморазвития. Она состоит в том, что каждая из форм саморазвития, выполняя свою специфическую функцию, способствует одновременно и реализации функций, присущих другим формам, обусловливая тем самым единство и направленность процесса саморазвития в целом. Обосновывается, что во временном аспекте первичным является самоутверждение, в рамках которого «вызревают» другие формы саморазвития. Самоутверждение остается ведущей формой вплоть до подросткового возраста. Начиная же с подросткового возраста, при благоприятных условиях на первый план выдвигается самосовершенствование. Саморазвитие взрослого человека характеризует в большей степени самоактуализация и самореализация. В конечном итоге показывается, что в ходе осуществления психологического сопровождения саморазвития личности практический психолог может четко выделить стратегические ориентиры. До подросткового возраста таким ориентиром будет оказание помощи в самоутверждении личности, конкретно, в выборе конструктивной стратегии самоутверждения, создания условий для преодоления доминантной стратегии или стратегии самоподавления. Начиная с подросткового возраста, и в старшем школьном возрасте акцент смещается на поддержку самосовершенствования, оказание помощи в выборе соответствующих его стратегий: приобретения, избавления, преобразования и ограничения. При этом продолжают решаться и задачи позитивного самоутверждения, создаваться предпосылки для самоактуализации личностного потенциала и реализации его в жизни.
Скачать PDF

Законы диалектической активности как методологические основания психологического исследования личнос

Аминов Уллубий Камильевич, Аминова Дженнет Камильевна
В статье делается анализ методологических приемов, оснований и концепции, составляющих принципиальную основу для психологического исследования движущих сил развития и поведения личности. Основным объектом внимания авторов выступают диалектические законы организации психических явлений.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Скачать PDF

Похожие термины: