Ильенков Эвальд Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ильенков Эвальд Васильевич
(18.02.1924, Смоленск - 21.03.1979) - отечественный психолог.
Биография. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946-1953 гг. учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса К критике политической экономии". С 1953 г. работал сначала младшим, а с 1961 г. - старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему "К вопросу о природе мышления".
Исследования. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 60-е гг. обратился к работам И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, освещающим работу со слепоглухонемыми детьми. На этом материале дал теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане.
Сочинения. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1960;
Об идолах и идеалах. М., 1968;
Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974;
Искусство и коммунистический идеал. М., 1983;
Философия и культура. М., 1991

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич

(1924— 1979) — российский философ, психолог, педагог. Д-р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак-т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 — эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, куда влились факультеты ИФЛИ. В июле 1942 г. вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 г. призывается в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 г. И. — литсотрудник артиллерийского отдела газеты Красная Звезда. С февраля 1946 — снова студент философского фак-та МГУ, который заканчивает в 1950 г. После МГУ — аспирантура. Под Руководством Т.И.Ойзермана готовит и в сти953 г. защищает канд. дис. на тему: Некоторые вопросы материалистической Диалектики в работах К. Маркса К критике политической экономии. С 1953 г. и до последних дней жизни И. работает в секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 г. за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г. Чернышевского. В 1968 г. И. защищает докт. дис: К вопросу о природе мышления. В ряде своих работ (Об идолах и идеалах (1968), Учитесь мыслить смолоду (1977), статьях Психика и мозг (1968), Психика человека под лупой времени (1970), Становление личности: к итогам научного эксперимента (1977), Что же такое личность? (1979), рукописи К вопросу о психическом, субъективном и др.) — затрагивает и предельно обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники человеческого в человеке, начала психического развития, природу личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы духовного и личностного роста человека. Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах И. широко пользуется понятием теоретическая психология, тем самым точно выражая своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, И. не просто обобщал их в виде суммы примеров для иллюстрации тех или иных философских положений. Он стремился поднять эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его культуры. Такова, например, оценка И. результатов эксперимента коллектива И.А. Соколянско-го — А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал испытательным полигоном для общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане). Аналогичным образом И. оценивал и результаты поисков коллектива Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова в области разработки проблем развития мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на формирование научной позиции В.В. Давыдова. В центре внимания И. была также проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности , которое понималось им с позиций немецкой классической философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского времени. И. показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности как всезнайства и всеумейства. Он выдвинул и обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых является, по И., продуктивное воображение. С его точки зрения, воображение — это прежде всего умение видеть целое раньше частей, а это, в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого себя глазами других людей, в пределе — всего человеческого рода. Отсюда — в воображении нет ничего исключительного, это — норма развития, всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя представления о личности как человеческой индивидуальности, И. исходил из того, что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого единичного ) личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом ансамбля всех общественных отношений. И. подчеркивал особую роль идеального (кристаллизованных в теле исторической культуры преобразовательных сущностных сил общественного человека, всеобщих схем его деятельности) в становлении личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое кредо И. — решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия. Им разработана также концепция личности (по Гегелю — всеобщей индивидуальности, в отличие от дурной) как творца общего и значимого для всех содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом социального и психологического бессмертия. И, наоборот, личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек становится производной от своих же собственных проекций — ролей, профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т.д., механизмом их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей И. развивается представителями новых генераций психологов— В.А. Петровским, В.К. Шабель-никовым, А.В. Суворовым, В.Т. Кудрявцевым и др. И. автор многих научных и публицистических работ, среди них монографии: Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса, 1960; Диалектическая логика, 1974 (2-е изд. — 1984); Философия и культура, 1991 и др. В.Т. Кудрявцев, А.В. Суворов

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005