dialectical thinking). Мышление, характеризующееся стремлением к интеграции противоположных или конфликтующих мыслей или наблюдений.
Диалектическое мышление
Диалектическое мышление
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Мышление диалектическое
Мысленне дыялектычнае / Dialecticak thinking– особая форма М., позволяющая вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности за счет оперирования противоположностями. В исследованиях диалектического М. можно выделить несколько направлений. Первое направление связано с изучением диалектического М. как постформальной стадии интеллектуального развития человека. Второе– рассматривает диалектическое М. как оперирование противоположностями. Третье направление рассматривает диалектическое М. как содержательный процесс, связанный с развитием противоречия в конкретной предметной области. Современное диалектическое М. предполагает проявление трех основных способностей: 1) оперировать диалектическими противоречиями, раскрывать, осмысливать их; 2) отражать конкретную диалектику вещей; 3) постигать в формах категориального аппарата диалектической логики всеобщую объективную связь и развитие. Измерение диалектического М. в дошкольном и школьном возрасте осуществляется с помощью методик, разработанных в рамках структурно-диалектического подхода (Н. Е. Веракса). А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса
Диалектическое мышление
греч. dialektike — искусство спорить] — форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Д. м. может осуществляться с помощью различных механизмов. Один из таких механизмов, позволяющий ребенку осуществлять самостоятельное движение в системе знаний, складывается уже в дошкольном возрасте. Он представляет собой структуру переработки информации, позволяющую оперировать отношениями оппозиции. Эти отношения входят в структуру любого учебного предмета и любой деятельности. Структуры Д. м., возникающие у дошкольников, продолжают функционировать в школьном возрасте и у взрослых субъектов в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах: науке, технике и искусстве. Возможность применения диалектических действий дошкольниками обусловлена формированием комплексных представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. Схемы таких действий широко представлены в фольклоре, адресованном детям: сказках, загадках и т. д. Ребенок, владеющий Д. м., из объекта учебной деятельности становится ее субъектом, партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира. Он становится способным действовать в противоречивых ситуациях и легче осуществлять социальную адаптацию. Овладение Д. м. рассматривается как присвоение диалектической логики — универсальной структуры, отражающей возможности продуктивной трансформации материальных и идеальных объектов. Развитие мышления в школьном возрасте подчинено овладению системой научных понятий и оперированию на знаковом уровне. Фактически в подавляющем количестве случаев понятия определяются метафизически, диалектическая форма в них не выявляется. Поэтому в целом школьный возраст характеризуется переходом к ориентации на основе метафизических понятий. Хотя диалектические структуры продолжают сохранять свое реальное значение в повседневной жизни ребенка, они начинают подавляться метафизическими системами в рамках ведущей учебной деятельности. Это выражается в затруднении выполнения заданий, требующих применения Д. м. В дальнейшем, к старшему подростковому возрасту, в связи с упорядочиванием знаний школьников на знаковом уровне, наблюдается развитие Д. м., основанного на знаковых формах отражения. Школьники могут оперировать диалектически в пределах соответствующего содержания, однако такое оперирование весьма ограничено. Н.Е.Веракса