Диалектическое мышление

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Диалектическое мышление
dialectical thinking). Мышление, характеризующееся стремлением к интеграции противоположных или конфликтующих мыслей или наблюдений.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Мышление диалектическое
Мысленне дыялектычнае / Dialecticak thinking– особая форма М., позволяющая вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности за счет оперирования противоположностями. В исследованиях диалектического М. можно выделить несколько направлений. Первое направление связано с изучением диалектического М. как постформальной стадии интеллектуального развития человека. Второе– рассматривает диалектическое М. как оперирование противоположностями. Третье направление рассматривает диалектическое М. как содержательный процесс, связанный с развитием противоречия в конкретной предметной области. Современное диалектическое М. предполагает проявление трех основных способностей: 1) оперировать диалектическими противоречиями, раскрывать, осмысливать их; 2) отражать конкретную диалектику вещей; 3) постигать в формах категориального аппарата диалектической логики всеобщую объективную связь и развитие. Измерение диалектического М. в дошкольном и школьном возрасте осуществляется с помощью методик, разработанных в рамках структурно-диалектического подхода (Н. Е. Веракса). А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Диалектическое мышление
греч. dialektike — искусство спорить] — форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Д. м. может осуществляться с помощью различных механизмов. Один из таких механизмов, позволяющий ребенку осуществлять самостоятельное движение в системе знаний, складывается уже в дошкольном возрасте. Он представляет собой структуру переработки информации, позволяющую оперировать отношениями оппозиции. Эти отношения входят в структуру любого учебного предмета и любой деятельности. Структуры Д. м., возникающие у дошкольников, продолжают функционировать в школьном возрасте и у взрослых субъектов в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах: науке, технике и искусстве. Возможность применения диалектических действий дошкольниками обусловлена формированием комплексных представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. Схемы таких действий широко представлены в фольклоре, адресованном детям: сказках, загадках и т. д. Ребенок, владеющий Д. м., из объекта учебной деятельности становится ее субъектом, партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира. Он становится способным действовать в противоречивых ситуациях и легче осуществлять социальную адаптацию. Овладение Д. м. рассматривается как присвоение диалектической логики — универсальной структуры, отражающей возможности продуктивной трансформации материальных и идеальных объектов. Развитие мышления в школьном возрасте подчинено овладению системой научных понятий и оперированию на знаковом уровне. Фактически в подавляющем количестве случаев понятия определяются метафизически, диалектическая форма в них не выявляется. Поэтому в целом школьный возраст характеризуется переходом к ориентации на основе метафизических понятий. Хотя диалектические структуры продолжают сохранять свое реальное значение в повседневной жизни ребенка, они начинают подавляться метафизическими системами в рамках ведущей учебной деятельности. Это выражается в затруднении выполнения заданий, требующих применения Д. м. В дальнейшем, к старшему подростковому возрасту, в связи с упорядочиванием знаний школьников на знаковом уровне, наблюдается развитие Д. м., основанного на знаковых формах отражения. Школьники могут оперировать диалектически в пределах соответствующего содержания, однако такое оперирование весьма ограничено. Н.Е.Веракса

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.23 мб

Творчество и диалектическое мышление

Крашенинников Евгений Евгеньевич
Самое общее определение творчества следующее: творчество создание нового.
Читать PDF
305.23 кб

Символ как средство диалектического мышления

Коконцева Е. В.
Статья посвящена проблеме поиска средств диалектического мышления.
Читать PDF
368.40 кб

Структурные особенности диалектического мышления

Веракса Николай Евгеньевич
В статье рассматривается проблема описания диалектического мышления.
Читать PDF
370.65 кб

Диалектические основания конкретно-всеобщего мышления

Гурьянов Алексей Сергеевич
Содержание понятия «конкретно-всеобщее мышление» до сих пор неопределенно. Гегель, введя в употребление этот термин, продемонстрировал действие конкретно-всеобщего мышления.
Читать PDF
182.53 кб

Изучение диалектических структур мышления в психологии

Ермакова Елена Сергеевна
В статье обсуждается понимание диалектических структур мышления в философии и психологии, анализируются зарубежные и отечественные исследования диалектического мышления и его развития у детей.
Читать PDF
462.67 кб

Диалектическое мышление и культурная конгруэнтность дошкольников

Мустафин Тимур Равилевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста и их культурной конгруэнтности как соответствия правилам в нормативной ситуации.
Читать PDF
378.62 кб

Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников

Шиян Игорь Богданович
Предлагаемая нами методика «Диалектические истории» ориентирована, прежде всего, на работу с дошкольниками. Методика состоит из девяти заданий.
Читать PDF
82.20 кб

Символ как средство диалектического мышления старших дошкольников

Веракса Николай Евгеньевич, Коконцева Екатерина Владимировна
Статья посвящена анализу связи развития символического опосредствования и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
291.17 кб

Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление

Веракса Александр Николаевич
В статье рассматривается возможность соотнесения процессов символизации и диалектического мышления в детском возрасте.
Читать PDF
351.72 кб

Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления. Проводится краткий анализ понятия творческого мышления в контексте структурно-диалектического подхода.
Читать PDF
284.91 кб

ПОНЯТИЙНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Железовская Галина Ивановна, Исайкина Мария Александровна, Недогреева Наталия Герасимовна
В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов.
Читать PDF
117.09 кб

Диалектическое мышление как механизм понимания возможных отношений в дошкольном возрасте

Шиян И.Б.
В статье на основе структурно-диалектического подхода обсуждаются механизмы построения представлений о пространстве возможностей.
Читать PDF
326.51 кб

Проблема формирования творческого мышления в контексте структурно-диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В настоящей статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления.
Читать PDF
414.87 кб

Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников

Шиян Ольга Александровна
Постановка проблемы исследования. В статье ставится вопрос о нарративных способностях дошкольников как ресурсе их когнитивного развития. Развитие речи детей изучается в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.
Читать PDF
724.49 кб

Фундаментальная онтология Хайдеггера как образец диалектического мышления (Взгляд натуралиста)

Антипенко Л. Г.
В статье приводится анализ фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера на предмет наличия в её содержании элементов диалектической логики.