АВТОРИТАРИЗМ
Авторитаризм
(Authoritarianism) – склонность подчиняться тем, у кого больше власти, и критиковать тех, у кого ее меньше.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
АВТОРИТАРИЗМ
- игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Авторитаризм
от лат. auctoritas - власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
АВТОРИТАРИЗМ
1. Социально-политическая система, основанная на подчинении прав людей власти государства и его лидера (лидеров) 2. Установка или черта, характеризующаяся убеждением, что должны быть полная приверженность и повиновение властям. Термин в равной степени применим к тем, кто находятся у власти, и к тем, кто подчиняются этой власти. См. авторитарная личность.
АВТОРИТАРИЗМ
1. Социально-политическая система, основанная на подчинении личности (индивидуальных прав человека) государству или его лидерам. Социальная установка или черта личности, характеризующаяся убежденностью в том, что в обществе должна существовать строгая, безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и власти. См. авторитаризма измерение, авторитарность, авторитет, личность авторитарная, установка социальная, черта личности, F-шкала.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Авторитаризм
антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами, осуществляемая единоличным правителем (тиран, самодержец, фюрер, вождь и т.п.) или правящей верхушкой. Для авторитаризма характерны монополизация власти в руках узкой касты, чрезмерная централизация управления, прямая опора на полицейский и военно- карательный аппарат, широкое применение жестких мер принуждения и наказания, террористические методы расправы с оппозицией. В условиях господства авторитаризма социальные конфликты, возникающие в обществе, подавляются насилием, в том числе вооруженным.
Авторитаризм
одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе основания нравственных требований. Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А.в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Характерен также для обществ с «суррогатной» формой идеологии, где авторитет Бога заменяется авторитетом лидера.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
АВТОРИТАРИЗМ
от лат. autoritas – влияние, власть) – система единоличного властвования, политический режим, при котором власть находится в руках одного человека или группы лиц. Для А. характерны полное или частичное отсутствие политических свобод граждан (разрешено все, кроме политики), ограничение деятельности партий и общественных организаций, подавление оппозиции, роспуск или подчинение властям представительских учреждений, фактическое отсутствие разделения властей даже при сохранении демократических декораций, применение политических репрессий. А. стремится обеспечить пассивность масс, не втягивает их в политические процессы. А. не нуждается в единой государственной идеологии. В отличие от деспотизма или тоталитаризма, при А. государство старается не вмешиваться в частную жизнь граждан, свобода печати существует в сферах, не касающихся политики. Авторитарное правительство, как правило, мало вмешивается в экономические, культурные, религиозные, семейные отношения, зато всячески поощряет подчинение и порядок. Конфликты признаются только на микроуровне, обострения противоречий между средними или большими социальными группами пресекаются, загоняются внутрь, но не разрешаются. При А. могут существовать некоторые демократические институты, не имеющие решающего значения. Формы А.: традиционный и модернизаторский, популистский, национальный, корпоративный, военный, бюрократический. В реальности А. включает в себя черты нескольких форм данного режима. Политологи считают, что иногда с помощью А. удается избежать крупных социальных конфликтов (напр., гражданской войны, бунтов, восстаний), политического или экономического хаоса. Возникновение А. в странах с низким и средним уровнем развития при переходе их в более высокую экономическую стадию обусловлено исторически, т. к. недостаточно зрелые экономические отношения, низкая степень развития самоуправления при минимуме гражданских свобод плохо сочетаются с политической демократией. В наши дни А. – относительно неустойчивая система власти.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Авторитаризм
лат.- auctoritas - власть, влияние) - 1. убеждение в том, что должны быть полная приверженность и абсолютное повиновение властям при лишении права на собственной мнение и под угрозой наказания. В таком представлении авторитаризм мало чем отличается от конформизма, поскольку авторитарный индивид при определенных обстоятельствах сам готов к столь же абсолютному повиновению, как он того требует от других. Это может означать, что авторитаризм и конформизм суть две ипостаси одного качества: конформист легко становится деспотом, а деспот, наоборот, легко превращается в лакея, холуя. Либерал, сегодня требующий неограниченной свободы, в любой момент готов трансформироваться в тирана и заковать других людей в цепи своих требований и прихотей. Например, Ельцин из пламенного борца за свободу грабить ресурсы породившей его страны очень скоро и навсегда превратился в упивающегося своей неограниченной властью деспотичного монарха и всенародного любимца, так что и пямятник ему пришлось ставить келейно, в присутствии узкого круга ельциноидов; 2. социально-политическая система, основанная на безусловном подчинении прав людей власти государства и его лидера (лидеров). Существуют шкалы оценки гипотетических аспектов авторитаризма (фашизма, нацизма, большевизма, этноцентризма и др.). Авторитарная социально-политическая система с известной тенденциозностью противопоставляется либерально-демократической (буржуазной, капиталистической, воплощающей идеалы свободы), к тому же она нередко демонизируется, будучи представленной в крайних, наиболее ужасных ее проявлениях. Ничего лучше демократии, утверждал Черчилль, человечество еще не придумало. Осознанно или невольно не уточняя при этом, для кого именно и чем, собственно, она, демократия, лучше. Черчиллю, в его недосказанных формулировках, явно подражает или является его фенокопией «преемник» Ельцина, заявляя, к примеру, что пересмотр итогов приватизации в РФ - это «еще хуже» (не поясняя при этом, что еще может быть хуже возникшей катастрофической и грозящими общественными катаклизмами социальной несправедливости и для кого именно это было бы «хуже», кроме «семьи» бывшего энергичного строителя коммунизма). Между тем еще Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» показал, что самые горячие поборники свободы неизбежно эволюционируют в сторонников нетерпимости и поборников абсолютного рабства («От абсолютной свободы я прихожу к абсолютному рабству» - говорит в романе идеолог бесовщины). История столь же терпеливо, сколько и бесполезно, учит тому, что либеральное общество – это генеративный орган фашизма, а фанатичные члены такого общества, – убежденные расисты, как например, тот же Черчилль. Часто адепты либерализма, осознанно или сами того не замечая, подменяют понятия, так что называют авторитарным коллективистское общество, интегрированное единством культурных традиций, ценностей, языка и истории. В этом случае речь идет об оценочном и притом весьма однобоком суждении, за которым стоит вполне определенная цель: дискредитировать восточный тип культуры, противопоставить его западному, как более прогрессивному, имеющему высшее право на существование и тем самым оправдать агрессивные тенденции в многовековом цивилизационном противостоянии. В качестве опасных проявлений последнего одни исследователи считают руссофобию (см.), неиссякаемый источник агрессии против «восточных варваров», а другие - столь же сильную ненависть ко всему, что ассоциируется с западной культурой, вестернофобию (см.). С другой стороны, в восточных авторитарных режимах культивируются взгляды на западное жизнеустройство как абсолютно неприемлемое, нежизнеспособное, лишенное самодостаточности, предельно развращенное и деградирующее. Авторитаризм, похоже, до сих пор не получил адекватной психопатологической оценки.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012