expressed emotion) - определение степени теплоты или враждебности в отношениях между двумя людьми, основанная на том, что один человек говорит о другом. Высокий уровень критицизма и враждебности между членами одной семьи может привести к ухудшению состояния психически больных людей.
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Выражение эмоций
способы объективизации эмоциональных процессов как совокупности наблюдаемых форм реагирования, отражающих многообразие проявлений эмоциональной сферы человека или животного. Для человека помимо врожденных форм эмоционального реагирования характерны как непроизвольные, так и произвольные, т. е. приобретенные в ходе социализации, способы внешнего проявления актуальных и потенциальных эмоциональных процессов. Немаловажно, что эти способы в значительной степени формируются под влиянием культурной традиции конкретного народа (например, японцы по сравнению с американцами склонны внешне сдерживать эмоциональные проявления) вплоть до противоположной интерпретации внутренней эмоциональной реакции (внешне сходной у представителей разных культур) по ее истинному значению и смыслу. Возможность и умение выражать эмоции позволяют человеку показать свое отношение, чувство к объекту, продемонстрировать эмоциональную оценку происходящего.
Экспрессия (от англ. expression — «выражение, изображение») в наиболее общем смысле означает наличие специфических знаково-сигнальных форм внешнего В. э. с помощью жестов, лица, голоса и речи. На этом основании говорят об экспрессивной жестикуляции, лицевой и речевой экспрессивности.
Большинство специалистов считают основным средством выражения (и опознания) эмоций лицевую экспрессию (мимику). Понятие мимики включает в себя:
-умение (искусство) внешнего проявления эмоций посредством разнообразных сокращений лицевых мышц;
-непроизвольное и произвольное изменение выражения лица как результат статико-динамического напряжения различных лицевых мышц и проявления отдельных вегетативных реакций (изменение цвета кожных покровов лица, слезы и др.).
Мускульные механизмы мимики формируются в период 15—18-й недели внутриутробного развития, а задатки способности к изменению «выражения лица» — с 20-й недели. С возрастом вариативность проявлений лицевой экспрессии увеличивается и может быть весьма значительной у отдельных индивидов (например, только оттенков улыбки, по разным данным, выделяют от нескольких единиц до нескольких десятков).
Пантомимика — характерные движения тела (осанка, походка, изменение позы) и его частей (жесты, изменение пространственного положения различных конечностей и головы). В общем представлении часто включает в себя понятие мимики.
Смысл речевой экспрессии становится очевидным из противопоставления ее речевой монотонности, которая характеризуется следующим: безразличное и автономное («для себя») изложение материала, отсутствие вопросительных интонаций, лирических ударений, неизменный темп речи, негромкость речи, повышенная частота основного тона и теноровый тембр голоса. В противоположность этому эмоциональные процессы отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, особенностях артикулирования и пауз, лингвистических особенностях построения фраз (структуре, лексике, ошибках и др.).
Значение указанных видов экспрессивных реакций может изменяться в зависимости от ситуации и конкретного субъекта экспрессии. Так, у студентов лицевая и речевая экспрессивность становится основным средством В. э. во время экзаменационной сессии, а на лекциях — это в основном двигательная, жестикуляционная экспрессия.
В. э. осуществляется и посредством выразительных движений. Под ними прежде всего понимают так называемые эмоциональные действия, проявляющиеся в виде целостных двигательных актов в случае переживания высокого эмоционального напряжения (например, подпрыгивания от радости, объятия и др.). К выразительными движениями относят также мимику и пантомимику.
В. э. поддается контролю, что проявляется в подавлении переживаемых эмоциональных состояний, замещении испытываемой эмоции выражением другой, актуально не переживаемой, симуляции — демонстрации эмоции, которая в данный момент отсутствует. Овладение основными формами контроля эмоций и их закрепление происходят по мере взросления, накопления соответстующего опыта. Частота использования той или иной формы контроля связана с особенностями воспитания, культуры, возраста. Так, с годами у человека усиливается подавление отрицательных эмоциональных переживаний. Поэтому для старшеклассника вряд ли естественно плакать из-за плохой оценки, а для младшего школьника это порой допустимо как средство разрядки эмоционального напряжения вследствие неразвитости средств контроля В. э.
Литература
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Экспрессия (от англ. expression — «выражение, изображение») в наиболее общем смысле означает наличие специфических знаково-сигнальных форм внешнего В. э. с помощью жестов, лица, голоса и речи. На этом основании говорят об экспрессивной жестикуляции, лицевой и речевой экспрессивности.
Большинство специалистов считают основным средством выражения (и опознания) эмоций лицевую экспрессию (мимику). Понятие мимики включает в себя:
-умение (искусство) внешнего проявления эмоций посредством разнообразных сокращений лицевых мышц;
-непроизвольное и произвольное изменение выражения лица как результат статико-динамического напряжения различных лицевых мышц и проявления отдельных вегетативных реакций (изменение цвета кожных покровов лица, слезы и др.).
Мускульные механизмы мимики формируются в период 15—18-й недели внутриутробного развития, а задатки способности к изменению «выражения лица» — с 20-й недели. С возрастом вариативность проявлений лицевой экспрессии увеличивается и может быть весьма значительной у отдельных индивидов (например, только оттенков улыбки, по разным данным, выделяют от нескольких единиц до нескольких десятков).
Пантомимика — характерные движения тела (осанка, походка, изменение позы) и его частей (жесты, изменение пространственного положения различных конечностей и головы). В общем представлении часто включает в себя понятие мимики.
Смысл речевой экспрессии становится очевидным из противопоставления ее речевой монотонности, которая характеризуется следующим: безразличное и автономное («для себя») изложение материала, отсутствие вопросительных интонаций, лирических ударений, неизменный темп речи, негромкость речи, повышенная частота основного тона и теноровый тембр голоса. В противоположность этому эмоциональные процессы отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, особенностях артикулирования и пауз, лингвистических особенностях построения фраз (структуре, лексике, ошибках и др.).
Значение указанных видов экспрессивных реакций может изменяться в зависимости от ситуации и конкретного субъекта экспрессии. Так, у студентов лицевая и речевая экспрессивность становится основным средством В. э. во время экзаменационной сессии, а на лекциях — это в основном двигательная, жестикуляционная экспрессия.
В. э. осуществляется и посредством выразительных движений. Под ними прежде всего понимают так называемые эмоциональные действия, проявляющиеся в виде целостных двигательных актов в случае переживания высокого эмоционального напряжения (например, подпрыгивания от радости, объятия и др.). К выразительными движениями относят также мимику и пантомимику.
В. э. поддается контролю, что проявляется в подавлении переживаемых эмоциональных состояний, замещении испытываемой эмоции выражением другой, актуально не переживаемой, симуляции — демонстрации эмоции, которая в данный момент отсутствует. Овладение основными формами контроля эмоций и их закрепление происходят по мере взросления, накопления соответстующего опыта. Частота использования той или иной формы контроля связана с особенностями воспитания, культуры, возраста. Так, с годами у человека усиливается подавление отрицательных эмоциональных переживаний. Поэтому для старшеклассника вряд ли естественно плакать из-за плохой оценки, а для младшего школьника это порой допустимо как средство разрядки эмоционального напряжения вследствие неразвитости средств контроля В. э.
Литература
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.