Тревога

Найдено 44 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Тревога
беспокойство, волнение в ожидании опасности или чего-то неизвестного.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

Тревога
эмоциональное состояние человека, связанное с переживанием опасения за исход значимого дела.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Тревога
Совокупность психологических и поведенческих реакций, как правило, связанных с реакциями на угрозу.

Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003

Тревога
Anxiety). Имеет место, когда собственные конструкты индивидуума неприменимы к происходящим с ним событиям.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Тревога
не успевший оформиться до конца страх, неясное предчувствие опасности. Еще тревогой называют остановленное возбуждение.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

Тревога
Anxiety). Чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Тревога
anxiety) - физиологический и эмоциональный ответ центральной нервной системы на ситуацию неопределенной угрозы или опасности.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Тревога
anxiety). Чувства беспокойства, озабоченность, мрачные предчувствия или страх, имеющие не очень понятное или неизвестное происхождение.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Тревога
Anxiety). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями ценности.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Тревога
Anxiety). Опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности. Мэй выделяет два вида тревоги: нормальную и невротическую.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ТРЕВОГА
эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Часто обусловлена неосознаваемо-стью источника опасности.

Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002

Тревога
эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий; характеризуется беспредметностью, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Тревога
чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне - тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.).

Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003

тревога
Ожидание опасности или несчастья в будущем, сопровождаемое чувством беспокойства, стресса и/или соматическими симптомами напряженности. Центр ожидаемой опасности может быть внутренним или внешним.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Тревога
Anxiety). Главная психологическая проблема душевной жизни. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением напряжения или неудовольствия, когда угроза для тела или для психики слишком велика, чтобы ее проигнорировать, ликвидировать или преодолеть.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Тревога
мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. Психоанализ использует чаще понятие базальная тревога (К. Хорни) - всепроницающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

Источник: Пергаменщик Л. Кризисная психология. 2002

Тревога
Чувство сильного волнения, беспокойства. Обычно возникает при ожидании возможных нежелательных событий, но нередко проявляется без конкретного внешнего повода (немотивированная тревога). Может быть устойчивой характерологической чертой или преходящим состоянием. Возможное проявления невроза, психозов, эпилепсии.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Тревога (anxiety)
глубокое и неприятное чувство напряжения, ужаса, дурного предчувствия и надвигающейся катастрофы. В то время как обычный страх - это реакция на понятную и реальную опасность, тревога часто возникает в ответ на неопределенную или неизвестную угрозу, которая может проистекать из внутренних конфликтов, чувства неуверенности или запрещаемых импульсов.

Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens

ТРЕВОГА
ANXIETY)
Аффективное состояние, включающее неприятные болезненные и стрессовые чувства, которое субъективно переживается как беспокойство или паника и похоже на страх перед лицом реальной опасности. Тревога сопровождается предчувствием скорого натиска некоей внутренней или внешней силы и связывается с одной либо несколькими фантазиями или идеями.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Тревога
Категория. Отрицательное эмоциональное переживание.
Специфика. Обусловлена ожиданием чего-то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТРЕВОГА
anxiety) - генерализованный всеобъемлющий страх. Тревожное состояние (anxiety state) - это состояние, при котором тревога является доминирующим фактором в жизни больного; различные неврозы в настоящее время обычно связывают с психическими нарушениями, сопровождающимися развитием у человека тревожного состояния (anxiety disorders) (см. Невроз, Паническое расстройство, Посттравматическое стрессовое расстройство). См. также Состояние тревоги генерализованное.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ТРЕВОГА
эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации это опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Тревога (тревожность)
слово сближают со словами треволнение и отвага) – реакция на грозящую опасность; испытывание беспокойства в сложных жизненных ситуациях. Эта опасность может быть как реальной, так и воображаемой.
В тревогу и мы к Богу, а по тревоге (т. е. после тревоги) забыли о Боге (Словарь Даля).
И этой тихой ночью,
Когда кругом все спит,
Не дремлет мое сердце,
Оно сильней стучит.
В душе моей тревожно.
Боюсь, что невозможно
Еще когда-нибудь
Мне эту ночь вернуть.
(Романс)
Ср. первую часть Симфонии № 40 В. Моцарта. Ср. страх, беспокойство.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ТРЕВОГА
Аффект, возникающий в ожидании неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий. Т. отличается от страха беспредметностью, тогда как страх - это реакция на конкретную угрозу. Эта особенность Т., возможно, является следствием неосознаваемости повода возникновения такого рода аффекта. Аффект Т. побуждает человека искать источник возможной опасности, угрозы его благополучию. Отсюда роль Т. в возникновении бреда, особенно персекуторного, и неврозов.
В психологических методиках исследуют конституциональную личностную тревожность и ситуативную Т., характеризующую состояние личности в настоящее время. (см. Спилбергера шкала тревоги, Тейлор шкала тревоги.
Т. часто сочетается с бредовыми переживаниями (тревожно-параноидный синдром).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ТРЕВОГА
(в психоанализе)-психологическое состояние человека, которое возникает у него в ситуации опасности. З. Фрейд писал и говорил о трех типах Т.: объективной, невротической и моральной. Объективная Т. возникает под воздействием реальных, действительных угроз психологическому благополучию человека. Невротическая Т. порождается осознанием опасностей, исходящих из Ид. Моральная Т. появляется в результате опасения заслужить моральное осуждение со стороны кого-либо. Моральная Т. связана с чувством вины и стыда. Близким по смыслу к понятию Т. является термин тревожность. В последнем случае, однако, имеют в виду не только состояние, но и соответствующую черту личности человека. См. Ид, психоанализ, тревога депрессивная (тревожность депрессивная), тревога отделения, тревога открытая, тревога параноидная (тревожность параноидная), тревога сигнальная, тревожность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТРЕВОГА
от немецкого wаgеn – «рисковать, отваживаться» – негативное эмоциональное состояние, сопровождаемое переживанием дискомфорта, неопределённой, беспредметной угрозы и ожиданием опасности. Считается, что, в отличие от страха, Т. не является причиннообусловленной, т.е. человек, переживающий состояние Т., не осознаёт причины её возникновения. Имеются данные относительно того, что страх возникает при биологической (витальной) угрозе, а Т. вследствие угрозы социальной. Считаясь отрицательным эмоциональным состоянием, Т. выполняет и позитивные функции. К ним можно отнести предупреждение субъекта о возможной угрозе, опасности, конкретизация и обнаружение, а также мобилизация своих потенциальных возможностей к защите. Устойчиво сохраняющаяся или часто возникающая Т., особенно после влияния стрессогенных факторов и экстремальных ситуаций, играет негативную роль и считается симптомом эмоционально-психических нарушений.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ТРЕВОГА
отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях различают Т. ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и Т. как черту личности (тревожность) – повышенную склонность испытывать Т. по поводу реальных или воображаемых опасностей. Т. ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ТРЕВОГА
Можно выделить следующие характерные черты в юнговском понимании термина; а) не всякое Б. имеет сексуальную основу (см. ПСИХОАНАЛИЗ); б) Б. может иметь и положительный аспект, направляя внимание человека на нежелаемое положение дел; в) Б. можно рассматривать как уклонение от осознавания страдания. Почти нет сомнения, что Юнг неадекватно подходил к проблеме разнообразных защитных процессов и механизмов, которые эго использует для предотвращения Б. Отчасти такое можно объяснить тем, что Юнг приравнивал эго к сознанию. А это означает, что в расчет не принимается сама возможность того, что составные элементы эго-структуры могут быть бессознательными. Но именно бессознательная эго-защита и имеет дело с Б. Из-за того что Юнг действовал в соответствии с убеждением, что содержание конкретного комплекса гораздо важнее названия, которое мы даем комплексу, в его работе трудно найти параллели суждениям Фрейда о различных видах Б. Для Юнга Б. всегда имеет личностную интерпретацию и значимость.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ТРЕВОГА (МКБ 292.1; 296; 300; 308.0; 309.2; 313.0)
болезненное по своей природе дополнение к субъективно неприятному эмоциональному состоянию страха или других предчувствий, направленных в будущее, при отсутствии какой-либо ощутимой угрозы или опасности или полном отсутствии связи этих факторов с данной реакцией. Тревога может сопровождаться чувством физического дискомфорта и проявлениями произвольной и вегетативной дисфункции организма. Тревога может быть ситуационной или специфической, т. е. связанной с определенной ситуацией или предметом, или "свободно плавающей", когда отсутствует какое-либо явное связывающее звено с внешними факторами, вызывающими эту тревогу. Характерные черты тревоги можно отличить от состояния тревоги; в первом случае уто устойчивая особенность структуры личности, а во втором - временное расстройство. Примечание. Перевод английского термина "тревога" на другие языки может представлять определенные трудности из-за трудноуловимых различий между дополнительным оттенком, выраженным словами, относящимися к этому же понятию.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

ТРЕВОГА
эмоциональное состояние, возникающее как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства, наиболее часто проявляющееся в ожидании какого-либо события, к–рое трудно прогнозировать и к–рое может угрожать своими неприятными последствиями. Т. имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности, и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Т. в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. Страх и Т. – два понятия, объединяемые одними авторами и разделяемые другими. Условно различие между Т. и страхом можно представить следующим образом: 1) Т. – сигнал опасности, а страх – ответ на нее; 2) Т. скорее предчувствие, а страх – чувство опасности; 3) Т. обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику; 4) Т. более характерна для лиц с холерическим, страх – с флегматическим темпераментом; 5) Несмотря на свою неопределенность, Т. в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, Т. скорее левополушарный, страх – правополушарный феномен; 6) Т. – социально-, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ТРЕВОГА
1. Смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги часто (одни говорят: "обычно", другие настаивают: "всегда") беспредметно, в то время как страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которых боятся. 2. В теории научения термин используется для обозначения вторичного (или обусловленного) побуждения, которое создает мотивацию для реакции избегания. Таким образом реакция избегания подкрепляется уменьшением тревоги. 3. В Фрейдистской теории тревога рассматривается в значении 1, но в дополнение предполагается, что тревога выполняет роль сигнала того, что может возникнуть опасность для психики, если бессознательное желание будет реализовано или отреагировано. См. страдание. 4. В экзистенциальной теории – эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Интересен временной аспект этих значений. В первых двух значениях тревога рассматривается как последовательная эмоция, усвоенная реакция, возникшая вследствие конкретного положения дел. В значении 3 это рассматривается как упреждающая реакция, начинающаяся на уровне бессознательного конфликта. В значении 4 нет ни одного из этих элементов. Тревога понимается как чистый, непосредственный результат "существования в этом мире". Существует много сложных терминов, сформированных на основе этого. Некоторые приводятся ниже, другие – соответственно алфавитному порядку.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Тревога
Вначале чувство смутного беспокойства возникает лишь временами, чаще в конкретных субъективно значимых ситуациях. При этом движения и поза больного внешне спокойны, но временами изменяется мимика, появляется подвижный беспокойный взгляд, речь становится несколько сбивчивой, с обмолвками, запинками или излишней детализацией. При этом сохраняется критическое отношение к тревожному настроению, которое оценивается как "внутренний дискомфорт, небольшое волнение" и часто успешно подавляется. Целесообразная деятельность чаще не нарушатся, возможно даже повышение работоспособности.
Указанные нарушения могут приобретать постоянный характер. В беседе заметны мелкие лишние движения; при страхе, связанном с внешней обстановкой, больной напряжен, насторожен, недоверчив, вздрагивает, оглядывается. Состояние оценивается как "внутреннее беспокойство" или "напряжение", "стеснение". Почти постоянные мысли об опасности, угрожающей обстановке, тревожных событиях, ожидающихся в недалеком будущем. Целесообразная деятельность нарушается, появляются тремор, потливость, учащенный пульс.
При выраженном тревожном состоянии и паническом страхе отмечаются резкое двигательное возбуждение, чаще всего беспорядочные метания, паническое бегство, стремление спрятаться. Иногда, наоборот, возникает общая "скованность". Зрачки и глазные щели расширены, отмечаются бледность, холодный пот, прерывистое дыхание, иногда непроизвольное мочеиспускание. Последовательный отчет о состоянии получить невозможно, речь носит характер нечленораздельных обрывочных выкриков: "Спасите!. Что делать?." Больной стонет, временами умоляет его спрятать, защитить; испытывает ужас, панический страх.

Источник: Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства

ТРЕВОГА
это чувственно-эмотивно-мотивационное переживание субъектом дискомфорта, коррелируемое-пулируемое с ожиданием опасности, неблагополучия, предчувствия каких-либо катаклизмов; в отличие от различных фобий-страха, феномены Т.-это индивидуально-эмпирическое переживание субъектом неопределенно-неясно-смешанной, а иногда и фантомно-иллюзорно-миражной угрозы, опасности, т.е. необоснованная боязнь, необоснованный страх; у субъекта кондиции-матрицы Т., как максима, имплицируются-агломерацируются с ожиданием различных катаклизмов, неудач, катастроф, что сублимирует в его психике конкретную дефиницию-поиск самой опасности, с эгодиспозицией-эгоориентацией обнаружить-радароизировать--установить объект или же предмет, или же субъектов, кот. ему угрожают, а уже его психосостояния-психопереживания могут отражаться-инкарнироваться-проявляться, как феномены беспомощности-бессилия-апатии-неуверенности, а сама его деятельность, практически, теряет целеинтенциональность и эффективно-индивидуальную продуктивность, что может способствовать эволюции-прогрессу психоаберраций, психодеструкций, неврозов, психоаномалий, константного ощущения субъектом грозящих неудач, опасностей, индивидуальной невозможностью им сам принять оптимальной решение и улучшить, т.о., свое психосостояние; некот. иссл. полагают, что оптимально-индивидуальные уровни Т. необходимы для эффективной адаптации к социоонтологическим факторам, а сами феномены-матрицы Т. могут быть ослаблены произвольно при помощи активной деятельности субъекта, спроецированной на достижение-реализацию тех или иных эгоиндивидуальных целей-задач; тревожность индивида модальноизируется-характеризуется низким порогом репродукции-возникновения реакции тревоги и явл. субъективно-индивидуальным проявлением неблагополучия личности, связанным с конкретно-достоверной экстероситуацией, а также с интродетерминантами имманентно-психического порядка, как результаты-итоги корреляции-взаимодействия субъекта с экстеромиром, социумом, другими индивидами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТРЕВОГА
отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер" не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.
При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия.
Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью (установкой) определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
Тревога как механизм развития неврозов - тревога невротическая - формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики - например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.
В эмпирических исследованиях различаются:
1) тревога ситуативная - характеризует состояние индивида в текущий момент;
2) тревога как черта личности - тревожность - повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.
Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных - вытеснения, замещения, рационализации, проекции и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Тревога
Дыхание исчезает, сердце сжимается и колотится, пот становится холодным, как лед, лицо бледнеет… тело по-своему дает знать о тревожной атаке. Ничто из внешней среды не оправдывает такого неожиданного состояния, тревога – это не страх, не боязнь чего-то. Враг находится внутри, речь идет о психической реальности, а не о материальной, однако чем сложнее избежать состояния страха, тем сильнее нарастает тревога . Что-то нарушающее линии защиты вырывается из бессознательного, что-то превышающее способности Я к проработке . Сила тревоги варьируется от одной крайности к другой, будучи, с одной стороны, простым сигналом тревоги, указывающим на опасность, а, с другой стороны, превращаясь в резкое, пронзительное насилие, делающее жизнь настолько невыносимой, что появляется угроза ее прерывания. В то же время случается, что траектория тревоги вследствие выведения из строя психического аппарата, как бывает при коротком замыкании, делает невозможным прохождение тревоги через психику, и тогда она проникает сразу в тело ценой «соматизации». Из всех аффектов, ощущений, отмеченных удовольствием или неудовольствием, тревога является самой обнаженной и наименее определенной; по крайней мере, в своей первой фазе она является аффектом неизвестного происхождения. Однако это длится недолго. Тревога цепляется за первую идею, за первый образ, дающий ей иллюзию, что этот образ «знает» причину. «Знание» позволяет тревоге превратиться в страх, в фобию . Список фобий нескончаем: если единственным страхом является боязнь летать самолетом, защита от тревоги находит отличное решение: чтобы избежать ее появления, достаточно выбрать другой вид транспорта или вообще не покидать родные места. Возможно, сепарация с родной страной, собственный крик при рождении, само рождение являются прототипами всякой тревоги. Страх является не столько противником, сколько союзником психоанализа, ибо открывает путь к неизвестному, к бессознательному и обладает свойством смещаться от одного объекта к другому. Страх может быть стимулом для исследования, правда, уже после того, когда пройдет испытываемое вначале состояние оцепенения.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ТРЕВОГА
эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает в ситуации неопределенной опасности, угрозы. Является выработанным в процессе филогенеза средством сигнализации о наличии опасных для жизни и деятельности тенденций. Выполнив сигнальную функцию Т. оказывает негативное воздействие на боевую деятельность, может стать одним из факторов развития психогенных расстройств. Причины Т. разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Т. может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы (наказания или потери близких людей). Обычно Т. ведет к возникновению защитных реакций. Т. – результат возникновения фрустрации или ее ожидания и является первичным психологическим проявлением стресса. З. Фрейд рассматривал тревожность как симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни. Н. Д. Левитов (1967), исследуя психические состояния беспокойства и Т., рассматривает их как внутренние переживания, опасения и нарушения покоя, вызываемые возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого. Эти переживания также тесно связаны с изменениями привычной обстановки, особенно с теми из них, которые могут грозить каким-либо неблагополучием для индивида. С возникновением Т. происходят усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства Т. свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологических форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой. Психологическую роль Т. – охранительную и мотивационную – можно сопоставить с функцией боли.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ТРЕВОГА
англ. anxiety) - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность Т. - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно др. т. зр., страх испытывается при "витальной" угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а Т. - при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Во многих контекстах Т. и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия.
Различают ситуативную Т., характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование, личностное свойство (Р. Кэттел, Ч. Спилбер-гер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также "объективная", "реальная" Т. и Т. "неадекватная", или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, неугрожающих условиях.
На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда (см. Тревожного ряда явления). Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
Т. м. б. ослаблена произвольно - с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов (см. Аутогенная тренировка, Методы психологической саморегуляции, Нервно -мышечная релаксация, Релаксация), а также в результате действия неосознанных защитных механизмов (см. Защита психологическая).
Понятие Т. было введено в психологию 3. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх - Т., носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst). В философию подобное разграничение введено Кьеркегором и последовательно проводится в философии экзистенциализма. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТРЕВОГА
anxiety) Обычное определение тревоги как иррационального страха непосредственно применимо только к фобической тревоге (см. ФОБИЯ), провоцируемой такими объектами и ситуациями, как открытые пространства (агорафобия), замкнутые пространства (клаустрофобия), высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпы, незнакомцы и т.д., и проявляемой в степени, абсолютно несоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций. Лучше определять ее как реакцию на какой-то еще не известный фактор либо в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, либо в СЕБЕ, который может быть вызванилиизменениями в окружении, или движениями БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ, вытесненных (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) сил в себе. Психоанализ имеет дело главным образом с последним. У Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога является проявлением вытесненного ЛИБИДО; вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения (Freud, 1915); третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги: первичной и сигнальной, каждый из которых есть ответ ЭГО на возрастаниеинстинктного или эмоционального НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ и ЭМОЦИЯ); при этом СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА представляет собой сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию, а ПЕРВИЧНАЯ ТРЕВОГА - эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (см. ЗАЩИТА), поэтому ее можно рассматривать как направленную вовнутрь форму БДИТЕЛЬНОСТИ. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и появляется в КОШМАРАХ. См. Freud (1926), Hoch и Zubin (1950), Rycroft (1968), Rosenberg (1949). К числу других видов тревоги, описанных в литературе, относятся:
а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;
б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с ОБЪЕКТАМИ, ощущаемыми как необходимые для выживания;
в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к "ХОРОШИМ объектам";
г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны "ПЛОХИХ объектов";
д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;
е) невротическая тревога - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением д), т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);
ж) психотическая тревога. Эта последняя, однако, иногда относится к угрозам собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. См. также отдельные статьи КАСТРАЦИЯ, СЕПАРАЦИЯ; ДЕПРЕССИВНЫЙ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПСИХОЗ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Тревога
Аффект ожидания какоголибо неприятного события, переживание напряженности и страха, соответственно опасение. Т. представляет собой патологическое состояние, характеризующееся ощущением опасности и сопровождающееся соматическими симптомами (последние связаны с гиперактивностью вегетативной нервной системы). Тревогу следует дифференцировать от страха, который возникает в ответ на конкретную угрозу. Т. является одним из наиболее часто встречающихся в медицинской практике психопатологических феноменов. Необходимо отметить широту диапазона проявлений тревоги - от легких невротических нарушений (пограничный уровень расстройств) до выраженных психотических состояний эндогенного генеза. Тревога относится к сфере переживаний человека. Предметная неопределенность феномена тревоги субъективно выражается в ощущении ее мучительности, трудной переносимости. Но если человек находит предмет тревоги, то у него возникает страх, который в отличии от тревоги появляется в ответ на конкретную причину. Страх следует квалифицировать как патологическое состояние только в том случае, если он переживается в связи с объектами и ситуациями, обычно не вызывающими его (напр., при произнесении кемлибо слова «синусоида»).
Т. - Диагностические критерии генерализованного тревожного расстройства по DSM-IV
A. Чрезмерная тревога и беспокойство (ожидание плохого) в связи с различными событиями или видами деятельности (такими, как работа или учеба), наблюдающиеся в течение более 6 мес.
Б. Больной испытывает трудности при попытке справиться с тревогой.
B. Тревога или беспокойство сопровождается по меньшей мере тремя из следующих шести симптомов (при этом по меньшей мере один симптом сохраняется в течение более 6 мес.).
У детей достаточно проявления только одного симптома.
1. Беспокойство, суетливость или нетерпеливость.
2. Быстрая утомляемость.
3. Расстройство концентрации внимания или памяти.
4. Раздражительность.
5. Мышечное напряжение.
6. Нарушения сна (трудности при засыпании, нарушения продолжительности сна или сон, не приносящий чувства свежести).
Г. Предмет тревоги или беспокойства не отвечает критериям расстройства на оси I; напр., предметом тревоги или беспокойства не являются возможность возникновения сердечного приступа (как при паническом расстройстве), возможность попасть в неловкое положение в присутствии других людей (как при социальной фобии), возможность заразиться инфекционной болезнью (как при обсессивно-компульсивном расстройстве), возможность оказаться далеко от дома или близких родственников (как при тревожном расстройстве, связанном с разлукой), возможность располнеть (как при нервной анорексии), возможность наличия у себя серьезного заболевания (как при ипохондрии) или многочисленные жалобы на соматическое состояние (как при соматизированном расстройстве), тревога и беспокойство возникают не на фоне исключительно посттравматического стрессового расстройства.
Д. Тревога, беспокойство или соматические симптомы вызывают клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.
Е. Расстройство не имеет прямой связи с воздействием психоактивного вещества (напр., при злоупотреблении наркотиком, лекарственным средством), не обусловлено соматическим или неврологическим заболеванием (напр., гипертиреозом) и не возникает на фоне расстройства настроения, психотического расстройства или тяжелого расстройства развития.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Тревога
слово известно, кроме восточнославянск., лишь в польском яз. Предположительно, от «тре», что и «трезвон», первоначально, - «звон в три колокола») - 1. эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением внутреннего напряжения, дурными, мрачными предчувствиями, «внутренней тряской» и двигательным беспокойством, суетливым поведением и пугливостью, а также усилением склонности к развитию страха. В состоянии клинически зачимой тревоги наблюдаются также расстройство концентрации внимания, мышечное напряжение, нарушение сна и вегетативной регуляции («внутри напряжение», «ком в горле» и т.п.). Тревога свойственна и большинству нормальных людей, но в отличие от патологической, она играет позитивную роль, так как повышает уровень бдительности, осторожности, готовности встретить возможную или еще неясно осознаваемую опасность, но главное, она не нарушает адаптивное поведение и процессы социализации. Принято считать, что тревога отличается от страха своей «беспредметностью», то есть тем, что она не имеет определенного источника опасности и ставит индивида в такую ситуацию, из которой он не видит сколько-нибудь рационального выхода. Из-за этого экспрессивные действия явно преобладают в тревоге над инструментальными действиями, так как пациент теряется, он не знает, что ему следует делать. Проблема дефиниций состоит здесь в том, что индивид в состоянии тревоги часто связывает ее в своем представлении с какими-то конкретными обстоятельствами, которых, пусть случайных, но всегда находится в изобилии, а вместе с тем индивиды, испытывающие «страх», в свою очередь, далеко не всегда могут точно определить, чего, собственно, они боятся. Важным аспектом тревоги является страх воображаемой, надуманной опасности, которая представляется пациенту порой почти реальной или даже неизбежной, другими словами, тенденция тревожного индивида принимать свои болезненные фантазии за действительность, то есть готовность к нарушению самоосознавания; 2. в психоанализе - в дополнение к сказанному в п. 1. предполагается, что тревога выполняет роль сигнала внутренней угрозы, то есть опасности того, что неприемлемое для индивида бессознательное желание может быть реализовано и это способно нанести ущерб его психике – это вторичная, сигнальная тревога. Под первичной понимается тревога, сопровождающая распад Я, она проявляется, в частности, кошмарами. У З.Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога представляет собой вытесненное либидо; вторая теория рассматривала тревогу как повторное переживание рождения, а третья теория, именно она рассматривается как основная, указывает на существование двух видов тревоги: первичной и сигнальной, каждая из которых является ответом Эго на возрастание инстинктного или эмоционального напряжения; 4. в экзистенциальной теории – эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором человек существует; 5. существует точка зрения, согласно которой тревога возникает в ситуации амбивалентности, то есть столкновения двух противоположных тенденций, ни одна из которых не имеет преимущества над другой (Массерман, 1955); 6. К.Изард рассматривает тревогу как сложный эмоциональный паттерн, включающий (по мере убывания степени выраженности его составляющих) такие эмоции, как страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость; 7. некоторые исследователи отождествляют тревогу и удивление, находя различие между ними, в основном, в том, что при удивлении внимание сосредоточено на причине возникновения некоего явления, а при тревоге – на его последствиях; 8. в психопатологии – эмоциональное состояние с преобладанием беспредметного ощущения приближения какого- то неминуемого несчастья, надвигающейся и фатальной катастрофы. При этом пациенты ощущают состояние усиливающегося аффективного напряжения и возрастающей растерянности. Патологическая тревога характеризует состояния тревожного и тревожно-депрессивного расстройства настроения, часто сопровождается навязчивыми явлениями, паническими атаками, а нередко и тревожными раптусами. Весьма часто тревога встречается у пациентов в детском возрасте, особенно если высока вероятность утраты пока еще немногих объектов привязанности (в основном, родителей), и после 50-60 лет, когда, возможно, все более очевидной становится угроза надвигающейся смерти. Пожилых пациентов страшит, скорее всего, не физическая смерть сама по себе (многие верующие люди, напротив, связывают с потусторонним миром свои надежды), а то, что с нею навсегда и окончательно рвутся все привязанности человека к этому миру. Синонимы: Треволнение, Беспредметный страх, Свободноплавающий страх.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТРЕВОГА
ANXIETY)
Аффект или эмоциональное состояние, характеризующееся неприятным чувством ожидания или ощущением надвигающейся угрозы. Интенсивность или длительность этого состояния в значительной степени варьирует. Тревога имеет как физиологические, так и психологические корреляты. Общими для всех тревожных состояний являются учащенное сердцебиение и дыхание, тремор, потливость, диарея и мышечное напряжение. Психологически тревога воспринимается как всеохватывающее переживание бессилия перед лицом нависающей угрозы, диффузной и неизвестной. Чувство тревоги может сопровождаться или 'подменяться* телесными ощущениями. Тревога, отражая бессознательную опасность, отличается от страха, являющегося ответной реакцией на осознаваемую и реальную внешнюю опасность.
Поскольку невротические симптомы рассматриваются как 'избегание' неприятных переживаний, связанных с тревогой, это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа. Симптомы не вызывают тревоги; если тревога сосуществует с невротическими симптомами, это обычно означает, что симптомы не способны связать всю тревогу.
Первоначально Фрейд относил тревогу к нарушениям сексуального функционирования. В своей первой теории тревоги он полагал, что неадекватная разрядка либидо трансформируется в тревогу. Это положение, однако, оказалось во многом спорным и ограниченным: если тревога и вытеснение неразрывно связаны, причем таким образом, что вытеснение вызывает тревогу, то всякое ослабление вытеснения должно сопровождаться уменьшением тревоги. Такой аффект, тем не менее, наблюдается далеко не во всех случаях. Кроме того, сходство внешних проявлений тревоги и страха - не аккумулирующих сексуальное напряжение - ставило концепцию в тупик.
Во второй теории тревоги Фрейд (1926) рассматривал тревогу с позиции Я, определяя ее как специфический ответ на индивидуально значимую угрозу. При реалистичной тревоге (то есть страхе) угроза вытекает из распознаваемой внешней опасности, в то время как при невротической тревоге опасность исходит изнутри. Фрейд различал также два вида провоцирующих тревогу ситуаций. Для первого вида типичной является ситуация рождения, когда тревога есть результат массивного нарастания внешних стимулов, с которыми организм еще не в состоянии справиться. Такая автоматическая тревога наблюдается в детском возрасте при слабом и незрелом Я. Ситуации второго типа являются более типичными и относятся к периоду, наступающему после созревания защитной организации психики. В таких ситуациях тревога не является результатом опасности, а нарастает при ее предвосхищении или ожидании. Оно получила название сигнальной тревоги. В ответ на сигнальную реакцию приводятся в действие защитные операции Я. В ситуации объективной угрозы сигнал тревоги представляет собой адоптивный ответ, тог-до как в случае психического конфликта тревога может быть отражением не доступных осознанию (и/или действию) возникающих импульсов или болезненных чувств. В наиболее рафинированной и функционально эффективной форме сигнал тревоги ограничивается 'похожим на мысль' осознанием, позволяющим совладать с опасной ситуацией. Если же интенсивность тревожных переживаний чересчур велика, то тог-до тревога выходит из-под контроля, что приводит к временной функциональной дезорганизации индивида. Такое состояние описывается под названием панического или травматического. Паника рассматривается кок отражение ранних стадий развития с выраженным чувством беспомощности; реакция является глобальной.
Фрейд описал типичные ситуации угрозы, имеющие место в развитии ребенка. Первая из них - утрата объекта любви, опекуна (обычно матери), от которого ребенок наиболее зависим. Позже, когда начинает восприниматься ценность объекта и появляется константность объекта, все более отчетливой становится угроза утраты объекта любви. Еще позже но первое место выходит страх телесного повреждения (кастрации). Наконец, для латентного периода характерен страх быть лишенным любви, покинутым и наказанным (интернализированными репрезентантами родителей, то есть Сверх-Я). Фрейд отмечал, что, хотя эти 'опасности' специфичны для разных фаз, они могут существовать и в Я взрослого. Наличие ранних форм тревоги на более поздних стадиях развития является отражением невротической фиксации; невротическая личность бессознательно боится одной из этих ранних опасностей, переживая тревогу в виде реакций или симптомов, служащих отражению или связыванию этой тревоги.
Во второй теории тревоги Фрейда акцент смещен с физиологических аспектов проблемы к психологическим. Описав тревогу как связанную с предвосхищением и ожиданием опасности, он создал концепцию, имеющую более широкое приложение и обладающую большей 'силой' интерпретации наблюдаемых фактов. Новая теория ознаменовала также изменения в суждениях Фрейда относительно Я, которое он начал рассматривать как совокупность психических функций, активную, богатую ресурсами и имеющую большое значение в структуре психики.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Тревога
anxiety) Т. будет освещена с двух главных психол. т. зр., психодинамической и поведенческой. Фрейд описывал ранние источники Т. в следующей хронологической последовательности: а) отсутствие матери; б) наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; в) страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; г) неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, к-рые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему противится инстинктивному желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу. Есть и др. теории, напр. теория Мелани Клейн, проводившей психоанализ маленьких детей и пришедшей к выводу, что источник Т. заключен в страхе смерти. Клейн различала два типа тревоги: преследующую (persecutory), порождаемую страхом уничтожения Я; и депрессивную, связанную со страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных импульсов. Ролло Мэй характеризовал Т. как опасение, вызываемое угрозой ценностям, к-рые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности. Г. С. Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца. Сэмюел Куташ разработал теорию Т., учитывающую последние достижения в области изучения Т. и стресса. Т., или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия либо псевдоравновесия (malequilibrium), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие). Т. может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям. Теории научения и поведенческие теории. Э. С. Каплан описала основное различие между поведенческими теориями Т. (включ. теории научения), с одной стороны, и психодинамическими или психоаналитическими теориями Т., с др. стороны: первые фокусируют внимание на ближайших (проксимальных) стимулах, в то время как последние придают значение отдаленным (дистальным) причинам. Бутзин и Макс характеризуют его так: "В психодинамической теории тревога или избегающее поведение интерпретируется как признак лежащего в основе интрапсихического конфликта (дистальный стимул); в теориях научения и поведенческих теориях тревога считается реакцией на какой-то непосредственно предшествующий ей стимул, поддерживаемой подкрепляющими последствиями (проксимальные стимулы)". Непосредственные причины могут быть внешними, как, напр., ожидание предстоящего экзамена или отвержение значимым другим, либо внутренними, напр., принижение своих достоинств или воображаемые опасности. С поведенческой т. зр., важные данные содержатся в исслед. павловского (классического) обусловливания, подобных первому такому исслед., проведенному Дж. Б. Уотсоном и Р. Рейнер на ребенке. Более совр. модификации теории классического обусловливания придают значение обработке информ. и ожиданиям, а не только образованию связи между стимулом и реакцией на основе подкрепления. Согласно А. Р. Вагнеру и Р. Ресколе, напр., павловское обусловливание условных раздражителей происходит благодаря обеспечиваемой ими новой информ. о безусловном раздражителе, такой как его величина или частота появления. Исслед. научения избеганию пролили дополнительный свет на этот вопрос, начиная с двухпроцессной теории Маурера применительно к первому процессу, павловскому обусловливанию страха на нейтральный (условный) раздражитель; второй процесс происходит, когда организм избегает ситуации, что подкрепляется уменьшением страха. Более поздние исслед., однако, привели к заключениям, таким как вывод Хернштейна, что условные раздражители сигнализируют о возможности подкрепления или наказания, но не выполняют функцию подкрепления или наказания. Бандура подчеркивает предиктивное значение нейтральных стимулов, сочетанных с аверсивными. Раз установившись, защитное поведение сохраняется, потому что избегание лишает испытуемого или подопытное животное всякой возможности узнать, что исходные раздражители, возможно, претерпели изменения и больше не несут в себе опасности. Вторая группа важных поведенческих исслед. основана на модели оперантного обусловливания, в к-рой подкрепление или наказание зависит от реакции испытуемого или подопытного животного. Теоретики этого направления концентрируют внимание на поведении избегания и его результатах; терапевтическое воздействие при этом включает положительное подкрепление все более точного воспроизведения желаемого поведения приближения. Акцент делается на подкрепляющих и сигнальных (дифференцировочных) стимулах, а не на условных раздражителях. См. также Эмоции, Стресс, Последствия стресса И. Л. Куташ

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ТРЕВОГА
аффективное состояние, вызванное какой-либо опасностью, и эмоциональная реакция на нее.
   В психоаналитической литературе чаще всего в качестве равнозначных используются два понятия – «страх» и «тревога». В текстах З. Фрейда фигурирует термин Angst, который обычно переводится на русский язык как «страх». В англоязычной литературе используется термин anxiety, переводимый на русский язык как «тревога». Отсюда проистекает терминологическая неопределенность, когда подчас одно и то же психическое состояние или эмоциональная реакция человека описываются то словом «страх», то термином «тревога».
   В работах З. Фрейда находит отражение различное понимание страха. Помимо того, что он различал реальный и невротический страх, речь шла у него о различном толковании природы и источников страха. Так, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) основатель психоанализа подчеркнул, что ранее полагал, будто страх в каждом случае возникает автоматически, в то время как позднее начал рассматривать страх в качестве «преднамеренного сигнала со стороны Я». Некоторые психоаналитики полагают, что в случае спонтанной, автоматической реакции организма на травматическую ситуацию следует говорить о страхе, а преднамеренный сигнал со стороны Я рассматривать в качестве тревоги.
   В русскоязычной психоаналитической литературе не проводится, как правило, различий между страхом и тревогой. Наличие обоих понятий предопределяется не содержанием описываемых процессов, а привычным восприятием терминологии зарубежных работ. В частности, в англоязычных изданиях чаще всего используются такие понятия, как «тревога», «тревожность», в то время как в немецкоязычных и франкоязычных говорится о страхе.
   Среди психоаналитиков предпринимались попытки провести содержательные различия между страхом и тревогой. Так, в работе К. Хорни (1885–1952) «Невротическая личность нашего времени» (1937) подчеркивалось, что хотя оба термина описывают родственные явления, тем не менее между «страхом» и «тревогой» есть различие: «страх является реакцией, сообразной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность». Такое различение страха и тревоги воспроизводило, по сути дела, размышления З. Фрейда, выраженные им «В новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), где рассматривалось различие между реальным и невротическим страхом.
   В подобном разграничении страха и тревоги имеется один недостаток, связанный с тем, что вывод о том, пропорциональна ли реакция человека, зависит от уровня познания, достигнутого в данной культуре. Обратив внимание на этот недостаток, К. Хорни внесла изменение в определение рассматриваемых феноменов. По ее мнению, страх и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта, субъективна. Словом, «интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация».
   Практическое значение введенного К. Хорни различия между страхом и тревогой состоит в том, что попытка убедить невротика в необоснованности его тревоги бесполезна, поскольку эта тревога связана не с ситуацией, имеющей место в реальности, а с тем, как она ему представляется. Поэтому терапевтической задачей становится выявление того смысла, который имеет для невротика определенная ситуация.
   С точки зрения К. Хорни, в западной культуре имеются четыре способа избежать тревоги: ее рационализация; ее отрицание; попытка заглушить ее наркотиками; избегание побуждений, чувств, мыслей или ситуаций, вызывающих ее. Рационализация – наилучший способ оправдания своего уклонения от ответственности, состоящий в «превращении тревоги в рациональный страх». Отрицание тревоги – избежание ее путем устранения из сознания. Наркотизация – использование алкоголя и наркотиков, а также погружение в социальную деятельность под влиянием страха одиночества, заглушение тревоги в работе, чрезмерная потребность во сне, сексуальная активность. Избегание – отрицание всего того, что может вызвать тревогу, связанное с внутренними запретами, проявляющимися в истерической слепоте, импотенции, фригидности.
   З. Фрейд полагал, что страх включает в себя физиологические основания, его специфическим источником является сексуальность и он порождается в раннем детстве. В отличие от этих представлений К. Хорни исходила из следующих положений: «тревога возникает не столько из-за страха перед нашими влечениями, сколько из-за страха перед нашими вытесненными влечениями»; специфический источник тревоги лежит не в сексуальности, а во враждебности, в «вытесненных враждебных влечениях»; «тревожность как целое не является инфантильной реакцией» и предстает в человеке не как повторение прошлого, а как развитие, характеризующееся непрерывной цепью реакций, начиная с ранней тревожности до ее взрослых особенностей.
   Развитие представлений о тревоге нашло отражение в работе К. Хорни «Новые пути в психоанализе» (1939). В ней были сформулированы такие положения. Во-первых, в отличие от страха тревожность характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, и, если даже имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тем не менее «тревожность связана с ужасом перед неизвестным». Во-вторых, тревога вызывается такой опасностью, которая «угрожает самой сущности или ядру личности». В-третьих, в противоположность страху тревога связана с чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью.
   К. Хорни различала два типа тревожности: базальную, возникающую в ответ на потенциальную опасность, и ярко выраженную, связанную с ответом на явно выраженную опасность. Базальная тревожность – невротическое явление, возникающее в результате конфликта между существующей зависимостью от родителей и бунтом против них. В более общем плане базальная тревожность означает чувства внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.
   На необходимости различать страхи и тревоги настаивали и другие психоаналитики, в частности, Э. Эриксон (1902–1904). В работе «Детство и общество» (1950) он провел следующее различие между ними: страхи – это состояния опасения, сосредоточенного на изолированных и могущих быть узнанными угрозах, так что их можно трезво оценить и реалистически противостоять им; тревоги – «диффузные состояния напряжения» (возникающего в результате нарушения либидозного и агрессивного контроля), которое преувеличивает опасность и даже вызывает иллюзию внешней угрозы, не указывая на подходящие пути защиты или овладения. По мнению Э. Эриксона, не боязнь опасности, а страх перед состоянием бесцельной тревоги толкает человека на нелогичное действие, неразумное бегство или безрассудное отрицание опасности. «Когда нам угрожает такая тревога, мы либо преувеличиваем опасность, бояться которой нет никаких причин, либо игнорируем угрозу, опасаться которой есть все основания».
   С точки зрения Э. Эриксона, в детстве страх и тревога настолько близки друг другу, что они просто неразличимы, поскольку ребенок не обладает способностью разграничения внутренних и внешних, реальных и воображаемых опасностей. Ребенок вправе развить тревогу, когда чего-то боится, точно так же как он вправе иметь детские страхи, пока не разовьет рассудительность. Обычно некоторые опасения ребенка называют страхами, хотя те же самые опасения взрослого причисляют к тревогам, поскольку они продолжают у него существовать в резком контрасте со способностью оценивать опасность. Инфантильные страхи являются предшественниками многих иррациональных тревог. «Быть способным сознавать и обуздывать наш страх, не поддаваясь тревоге и даже вопреки ей, чтобы соблюсти точную меру и сохранить предостережение против всего, чего должен бояться человек, – вот необходимое условие для трезвого, рассудительного расположения духа».
   Различие между страхом и тревогой имело место также в исследованиях Р. Мэя (р. 1909–1904). Он исходил из того, что страх является следствием угрозы потерять блага жизни, в то время как тревога представляет собой угрозу утраты смысла существования. Если страх не угрожает ядру личности, то тревога наносит удар по основанию ее психической структуры, на которой строится понимание человеком самого себя, других людей, окружающего мира. По мнению Р. Мэя, невро-тична не сама тревога, а попытка ее избежать. Невротик бежит от «базисной тревоги», но в результате этого начинает испытывать тревогу там, где нормальный человек испытывает лишь страх, осознает конкретные опасности и находит в себе силы противостоять им.
   Задача аналитической терапии – тщательная проработка последствий тревожности пациента с целью ее ослабления и устранения невротических наклонностей, обусловивших его специфическое отношение к себе и другим людям.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Тревога
личностно напрягающее, иногда личностно травмирующее, порой личностно разрушающее эмоциональное состояние субъекта, оказавшегося в обстоятельствах, оцениваемых им как неопределенно угрожающие и формирующие у него представление о возможных негативных для него последствиях в ближайшем или отдаленном будущем. Если сравнивать тревогу с достаточно родственным ей эмоциональным состоянием — страхом, то, в отличие от него как реакции на реально существующую конкретную опасность, тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, по сути дела, объективной угрозой, а связана с субъективным ощущением возможности ее появления и острым переживанием по поводу тех сложностей, которые помешают справиться с ней и ее избежать.
Как отмечает К. Хорни, говоря о различиях между тревожностью и тревогой, с одной стороны, и страхом, с другой, «во-первых, тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты. Во-вторых, тревога, ... вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Так как различные индивиды считают своими жизненно важными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации и в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные, например, жизнь, свобода, дети, — однако лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения. ... В-третьих, ... тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими как слабость, трусость, безинициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью»1.
Наиболее детально, как в концептуальном, так и в практическом плане, тревога и тревожность изучались в рамках классического психоанализа, а также социокультурной теории личности К. Хорни. Изначально З. Фрейд рассматривал тревогу как однозначно негативное, патологическое явление, являющееся следствием невротической блокировки разрядки энергии либидо. Однако впоследствии, «...он пересмотрел свою теорию и пришел к выводу: тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адекватным способом». (Заметим, что критикуя З. Фрейда, в частности, обвиняя его в механистичности подхода, К. Хорни почему-то аппелирует именно к его раннему пониманию природы и сущности тревоги). Совершенно очевидно, что в данной трактовке тревога выступает в качестве защитного механизма не только полезного, но и необходимого для обеспечения как психологической, так и физической целостности индивида. Причем, в отличие от специфических психологических защит, данный механизм является универсальным и начинает формироваться уже в момент появления ребенка на свет: «Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие стадии разъединения (например, ребенок остается один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги»2.
В отличие от З. Фрейда, К. Хорни не считала тревогу ни универсальным, ни полезным свойством психики. С ее точки зрения, сама по себе ситуация рождения не является однозначно травматичной. При полноценном контакте с матерью ребенок с самых первых дней жизни будет воспринимать мир как вполне комфортный и безопасный (в этой части взгляды К. Хорни близки к пердставлениям о первой стадии психосоциального развития Э. Эриксона). В идеале при сохранении позитивных отношений с родителями формируется личность, которой тревога в принципе не свойственна. Если же имеет место материнская депривация в той или иной форме, то у ребенка формируется так называемая базальная тревожность — устойчивое переживание чувства беспомощности в потенциально враждебном мире. По мнению К. Хорни, «концепция базальной тревоги является более объемлющей, чем концепция “актуального” страха (страха перед внешним наказанием за попытку следовать инстинктивным влечениям — В. И., М. К.) Фрейда. Она утверждает, что окружающая среда вообще страшна, потому что воспринимается как ненадежная, лживая, непонятная, несправедливая, нечестная, завистливая и беспощадная. Соответственно этой концепции, ребенок страшится наказания или покинутости не только вследствие запретных влечений, но воспринимает окружающую среду как угрозу для всего своего развития и для своих вполне законных желаний и стремлений. Он опасается, что его индивидуальность будет уничтожена, свобода отнята, счастье нарушено. В отличие от страха кастрации, данный страх не является фантазией (заметим, что вообще-то страх кастрации, если не воспринимать его совершенно буквально, также далеко не всегда является фантазией — В. И., М. К.), он основан на реальности. Окружающая среда, в которой развивается базальная тревога, лишает ребенка права свободно распоряжаться своей энергией, подрывает его самооценку и уверенность в себе, угрозы и изоляция вселяют в него чувство страха, его экспансивность деформируется вследствие жестокости, подчинения стандартам или сверхопекающей “любви”»1. При том, что взгляды К. Хорни на природу тревоги (как и многие другие ее взгляды) представляются несколько умозрительными и чересчур категоричными, ее соображения о внешних детерминантах тревоги и тревожности безусловно основательны.
Если же вернуться к трактовке тревожности в рамках классического психоанализа, то необходимо отметить, что в зависимости от источника реальной или воображаемой угрозы для эго (внешняя среда, ид, суперэго) различают три вида тревоги: реалистическую, невротическую и моральную.
Под реалистической тревогой понимается «эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание опасностей внешнего мира... Она в основном является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение»2. Заметим, что для реалистической тревоги, в отличие от страха, характерна достаточно высокая степень неопределенности. Так, если накануне экзамена плохо подготовленный студент совершенно определенно и обоснованно боится «провала», то студент, тщательно подготовившийся, более того, в принципе уверенный в успехе, тем не менее также может испытывать напряжение и дискомфорт, обусловленные тревогой, связанной с предстоящим экзаменом. При этом он, как правило, оказывается не в состоянии дать сколько-нибудь конкретный ответ на вопрос, что именно его беспокоит.
Невротическая тревога представляет собой «эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. ... Она обусловлена боязнью, что эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха, что когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые последствия.
Так, например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побуждений либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур (актуальный страх — В. И., М. К.)»1. Необходимо понимать, что сама по себе невротическая тревога ни в коей мере не является ни синонимом, ни первопричиной невроза. Более того, патологическим явлением, наблюдающимся у особо опасных психопатов и социопатов, является ее отсутсвие. Другое дело, что у невротиков данный вид тревоги становится доминирующим, преобретая отчетливо неадекватные формы, что в крайних своих проявлениях может привести к блокированию практически любой личностной активности.
Моральная тревога представляет собой эмоциональный ответ на угрозу наказания со стороны суперэго: «Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия..., которые нарушают перфекционистские требования суперэго. Суперэго направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. Последующее развитие суперэго ведет к моральной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлимых установок или действий»2. Из всех рассмотренных видов тревоги именно этот является наиболее иррациональным и деструктивным. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, даже если родители, формулируя требования морально-нравственного порядка, предъявляемые ребенку, аппелируют к тем или иным мировым религиям, философским системам и т. п., на практике они навязывают ему даже не собственное субъективное восприятие этих религиозных и философских концепций, а подсознательно усвоенные в детстве перфекционистские требования суперэго своих родителей. По сути дела, таким образом передаются из поколения в поколение наиболее архаичные стереотипы, берущие свое начало в далеком прошлом и направленные на тотальное подавление личности. Не случайно именно моральную тревогу широко используют в своих целях политики крайне консервативного и традиционалистского толка, а вульгарным и ханжеским морализаторством прикрывались самые отвратительные преступления в истории человечества. Особо следует отметить крайнюю разрушительность моральной тревоги в личностном плане. В своих поздних исследованиях З. Фрейд показал, «...что тревога, берущая свое начало из суперэго, в конечном счете, вырастает в страх смерти и ожидания грядущего возмездия за прошлые или настоящие грехи»3. Вполне понятно, что такого рода тревога несет совершенно реальную угрозу не только психическому, но и физическому здоровью индивида, существенно повышая риск серьезных психосоматических заболеваний.
Понятно, что в социально-психологическом смысле тревога возникает, прежде всего, в сфере межличностных отношений, в более широком плане — в сфере любой социальной активности. В связи с предположением личности, что подобная активность окажется по своим последствиям неуспешной, тревога нередко болезненно переживается как чувство психологической незащищенности, уязвимости и бессилия, как кажется индивиду, перед абсолютно неподвластными ему внешними обстоятельствами. Нередко тревога оказывается деструктивным фактором, разрушающе влияющем на конструктивную и последовательную реализацию деятельностных задач, фактором, порождающим развитие различных психопатологических комплексов и формирование всевозможных фобий. В то же время тревога в связи с тем, что появление чувства адекватной, если так можно выразиться, «интуитивной тревоги» служит своеобразным предупреждением личности о вполне возможной опасности и угрозе, во многом выполняет по существу мобилизующую личностные ресурсы функцию, запуская защитную активность индивида, позволяющую ему заблаговременно подготовиться к адекватному отражению социальной «атаки» извне. Следует остановиться еще на одном моменте. Помимо тревоги как содержательно самоценного в психологическом плане эмоционального состояния, в современной психологической науке рассматривается и такое понятие, как «тревожность», обозначающее один из основных, базовых показателей индивидуальных различий. При этом, как правило, подчеркиваются принципиальные различия между ситуативной тревожностью и тревожностью как одной из стержневых личностных характеристик.
Для практического социального психолога такие показатели, как тревога и личностная тревожность конкретных членов курируемых им группы или организации, являются необходимой информацией и для того, чтобы психологически грамотно планировать коррекционно-поддерживающую работу, и для того, чтобы в процессе реализации этой работы учитывать ее рубежные и итоговые результаты.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.95 кб

Тревога как фактор регуляции деятельности личности

Погорелов А. Г., Погорелова Е. И.
Читать PDF
252.47 кб

Тревога как фактор регуляции деятельности личности

Погорелов А. Г., Погорелова Е. И.
Читать PDF
196.59 кб

Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций

Погорелов А. Г., Погорелова Е. И.
Читать PDF
494.69 кб

Семантико-этимологический анализ понятия и термина «Тревога» при использовании его в современной оте

Малкова Елена Евгеньевна
Показаны семантико-этимологические особенности понятия и термина «тревога».
Читать PDF
803.92 кб

Ситуативная тревога в исполнительской деятельности студентов-музыкантов и ее зависимость от компонен

Сенцова Анна Геннадьевна
Раскрывается актуальность темы исследования, дается определение понятию ситуативная тревога в публичной музыкально-исполнительской деятельности, приводятся основные выводы по итогам экспериментального исследования.
Читать PDF
649.23 кб

Депрессия и тревога при болезни Паркинсона

Федорова Н. В., Мирецкая А. В., Кулуа Т. К.
Читать PDF
57.56 кб

Тревога и депрессия в послеродовом периоде у женщин с эндокринной и акушерско-гинекологической патол

Мазо Г. Э., Шаманина М. В.
Читать PDF
291.00 кб

Тревога и совладание с ней в семьях девиантных подростков

Билецкая М. П., Плешак И. С.
Читать PDF
101.61 кб

Тревога и депрессия у детей после окончания терапии по поводу острого лимфобластного лейкоза

Читать PDF
259.80 кб

Тревога и депрессия у женщин, страдающих бронхиальной астмой

Жук Е.А., Мясоедова С.Е.
Читать PDF
456.54 кб

Деятельностная тревога аддиктивной личности как элемент дистабилизации безопасности жизнедеятельност

Грязнов А. Н., Хусаинова С. В., Храпаль Л. Р., Чеверикина Е. А.
В статье обсуждается особенность оценки эмоциональных состояний человека относительно уровневого состояния деятельностной тревоги.
Читать PDF
104.62 кб

Тревога как ресурс адаптивного развития личности

Малкова Елена Евгеньевна
Статья посвящена рассмотрению феномена тревоги в качестве ресурса адаптивного развития личности. Раскрывается значение тревоги в онтогенезе для нормального и аномального развития личности.
Читать PDF
0.00 байт

Тревога и способы ее преодоления

Старовойтов Владимир Васильевич
Статья посвящена описанию различных типов тревоги и способов ее преодоления. Тревога, связанная с конечностью человека, определялась протестантским теологом ХХ в. Паулем Тиллихом как экзистенциальная.
Читать PDF
5.24 мб

Меланхолия, тревога и творчество в жизни перфекциониста

Золотарева А.А.
В исследовании, проведенном на трех различных группах (пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами, а также представители творческих профессий), освещены «темные» и «светлые» стороны в природе перфекционизма.
Читать PDF
151.92 кб

ТРЕВОГА ЗА СУДЬБУ СТРАНЫ

Вахрамеев А.В.

Похожие термины:

  • АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА

    См. первичная тревога.
  • Базальная тревога

    интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.
  • Базисная тревога

    Согласно Хорни, все неврозы порождены тем, что она именовала «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. У ребенка, который никогда не ощущал подлинного тепла и прив
  • Базовая тревога

    Basic anxiety). Это реакция ребенка на внешнюю среду, кажется, угрожающую нашему физическому выживанию, так же как и нашим желаниям и побуждениям. Чувствуя беспомощность в потенциально враждебном мире, р
  • ТРЕВОГА БЕСПРЕДМЕТНАЯ

    free-floating anxiety) - всеобъемлющий, не имеющий какой-либо определенной причины страх. Обычно является проявлением расстройства генерализованной тревоги.
  • Боязнь незнакомых людей и тревога отделения

    stranger anxiety and separation anxiety). Чувства беспокойства и тревоги, вызываемые у младенца появлением незнакомых людей или возможностью отделения от заботящегося о нем взрослого. Обе эти реакции проявляются в
  • ЭГО ТРЕВОГА

    в психоанализе – любая реакция, возникающая в результате угрозы Эго со стороны импульсов бессознательного.
  • Моральная тревога

    См. тревога, моральная.
  • Тревога, связанная с выполнением действия

    performance anxiety) – страх неадекватного выполнения действия и связанного с ним напряжения во время »занятия сексом».
  • ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА

    в психоанализе – тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «хорошим» объектам.
  • Экзистенциальная тревога

    Чувство страха, даже ужаса, которое может сопровождать выбор, включающий неизвестность.
  • Тревога экзистенциональная

    переживание человеком различных угроз своему существованию. Источником нормальной тревоги является человеческая экзистенциональная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Нормаль
  • ФОБИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА

    Страх, испытываемый человеком, страдающим фобией при встрече с фобическим объектом или обстоятельствами.
  • НЕСВЯЗАННАЯ ТРЕВОГА

    См. тревога, несвязанная и несвязанный аффект.
  • ПЕРСЕКУТОРНАЯ ТРЕВОГА

    См. параноидная тревога.
  • РЕАЛЬНАЯ ТРЕВОГА

    См объективная тревога.
  • ИНСТИНКТИВНАЯ ТРЕВОГА

    в психоанализе - страх перед собственными инстинктами. Синоним: Невротическая тревога.
  • Ипохондрическая тревога

    мрачные предчувствия пациентов с ипохондрией скорого и неотвратимого появления у себя тяжелой болезни, аналогичные, повидимому, бредовому настроению. Нередко ипохондрическая тревога сочетается
  • ЯВНАЯ ТРЕВОГА

    тревога, осознаваемая индивидом. В психоанализе предполагается, что такая тревога является свидетельством более глубокого, вытесненного конфликта.
  • КАСТРАЦИЯ, КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА

    castration, castration ANXIETY) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, все мужчины и дети мужского пола подвержены кастрационной тревоге, хотя вопрос об истинной природе этого явления остается предметом споров и дальн