чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное).
БЕСПОКОЙСТВО
Беспокойство
Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003
Беспокойство
не конкретно, указывает на отсутствие состояния покоя. Часто это «беспокойство за кого-то или что-то», т.е. страх или тревога, а также волнение, возбуждение, раздражение и т.п.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
беспокойство
Неприятные или некомфортные мысли, которые не могут быть полностью контролируемы при попытке переключить внимание на другие темы. Беспокойство часто устойчивое, повторяющееся и непропорциональное своей причине (оно может возникнуть даже из-за чего-то тривиального).
Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation
БЕСПОКОЙСТВО
или тревога (Anxiety; Angst) - эмоциональное состояние, возникающее как реакция на какой-то еще не известный фактор либо в окружающей среде, либо в самом индивиде; иррациональный страх, вызванный изменениями в окружении или движением вытесненных бессознательных сил индивида.
В юнговском понимании этого термина выделяют следующие черты: а) не всякое беспокойство имеет сексуальную основу (см. психоанализ); б) беспокойство может иметь и положительную сторону, обращая внимание человека на нежелаемое положение дел; в) беспокойство рассматривается как замена страдания, отсутствующего в сознании (см. КДД, с. 113).
Поскольку Юнг считал, что содержание конкретного комплекса гораздо важнее его названия, то в отличие от Фрейда беспокойство для него всегда имеет личностную интерпретацию и значимость (см. термин "Тревога" в: КСП).
В юнговском понимании этого термина выделяют следующие черты: а) не всякое беспокойство имеет сексуальную основу (см. психоанализ); б) беспокойство может иметь и положительную сторону, обращая внимание человека на нежелаемое положение дел; в) беспокойство рассматривается как замена страдания, отсутствующего в сознании (см. КДД, с. 113).
Поскольку Юнг считал, что содержание конкретного комплекса гораздо важнее его названия, то в отличие от Фрейда беспокойство для него всегда имеет личностную интерпретацию и значимость (см. термин "Тревога" в: КСП).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Беспокойство
тревожное состояние. Признаки беспокойства – демонстрация нервных привычек (покусывание губ, хождение из угла в угол и т. п.), торопливость речи, напряженное выражение лица, бегающий взгляд, ерзание на стуле, частое переступание с ноги на ногу, частые беспорядочные движения ног в положении сидя, монотонная мимика и др. Может сочетаться со страхом, озабоченностью, чувством неполноценности, социальной тревогой.
Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же (А. Куприн, Гранатовый браслет).
Старик был несколько бледен, губы его иногда слегка вздрагивали, руки как бы не могли найти спокойного места. Он сидел только несколько минут и уже раза два успел для чего-то вдруг подняться со стула и вдруг опять сесть, очевидно не обращая ни малейшего внимания на свои маневры. На столе лежали книги; он взял одну, продолжая говорить, заглянул в развернутую страницу, тотчас же опять сложил и положил на стол… (Ф. Достоевский, Идиот).
Ср. вальс «Волшебные мечты».
По Т. Рейку, женщины постоянно беспокоятся, как они выглядят. От этого зависит их настроение. Женщина может быть серьезно расстроенной, недовольной всем вокруг и несговорчивой, если, например, она подозревает, что у нее плохо лежат волосы, не в порядке одежда (плохо сидит или плохого фасона); также, если она сидит в обществе других женщин, у которых все лучше. На картинах XVII–XVIII вв. беспокойство изображается как фигура с неуверенной походкой, блуждающим и полным подозрения взглядом, одетой в разноцветную ткань, держащей в одной руке песочные часы, а в другой флюгер – эмблему непостоянства. Ср. волнение.
Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же (А. Куприн, Гранатовый браслет).
Старик был несколько бледен, губы его иногда слегка вздрагивали, руки как бы не могли найти спокойного места. Он сидел только несколько минут и уже раза два успел для чего-то вдруг подняться со стула и вдруг опять сесть, очевидно не обращая ни малейшего внимания на свои маневры. На столе лежали книги; он взял одну, продолжая говорить, заглянул в развернутую страницу, тотчас же опять сложил и положил на стол… (Ф. Достоевский, Идиот).
Ср. вальс «Волшебные мечты».
По Т. Рейку, женщины постоянно беспокоятся, как они выглядят. От этого зависит их настроение. Женщина может быть серьезно расстроенной, недовольной всем вокруг и несговорчивой, если, например, она подозревает, что у нее плохо лежат волосы, не в порядке одежда (плохо сидит или плохого фасона); также, если она сидит в обществе других женщин, у которых все лучше. На картинах XVII–XVIII вв. беспокойство изображается как фигура с неуверенной походкой, блуждающим и полным подозрения взглядом, одетой в разноцветную ткань, держащей в одной руке песочные часы, а в другой флюгер – эмблему непостоянства. Ср. волнение.