ЗАБОТА это что такое ЗАБОТА: определение — Психология.НЭС
Заболевания центральной нервной системы  сосудистые ЗАБОТА О ЛЮДЯХ

ЗАБОТА

Найдено 4 определения термина ЗАБОТА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЗАБОТА

HOLDING)

Термин, обозначающий обеспечение матерью потребностей зависимого от нее ребенка, а также организацию и регуляцию влияний, оказываемых на него со стороны внешнего мира. Забота отражает естественные способности, умение опекать и сохранять в постоянстве качества достаточно хорошей матери. Благодаря заботе младенец испытывает чувство всемогущество, рассматриваемое Винникоттом в качестве одного из важнейших признаков здорового развития. Оно обеспечивает ощущение достаточной безопасности и без соответствующей заботы не формируется. Заботу или средовую мать следует отличать от объектной матери, которая, согласно Винникотту, создает условия для достижения частичного, направленного на отдельные объекты удовлетворения Оно при условии, что объектные отношения и организация Я ребенка достигли определенного уровня развития. Заботливая среда должно подготовить ребенка к более поздним стадиям развития и к более дифференцированным переживаниям, которые они обязательно предполагают.

Понятие заботливой среды использовалось Винникоттом, Моделлом и др. для концептуализации неспецифического поддерживающего постоянства, обеспечиваемого аналитиком и аналитической ситуацией. Регулярность визитов и их регламентация, ритуалы прихода и ухода, эмпатия, ровный голос и само постоянство объектов, помещений и их интерьеров вносят свой вклад в метафорическую заботу, которая способна помочь сдержать дезинтеграцию, возникающую в процессе терапии.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Забота

Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

ЗАБОТА

постоянная поддержка, обеспечивающая не только удовлетворение естественных потребностей человека, но и его психическое развитие.

   Психоаналитическое понимание заботы прежде всего соотносится с ролью матери, оказывающей жизненно важную поддержку младенцу, уделяющей достаточное внимание развитию своего ребенка и поддерживающей с ним постоянную эмоциональную связь. Многие психоаналитики считают, что отсутствие надлежащей заботы со стороны матери по отношению к младенцу пагубно сказывается на его дальнейшем физическом и психическом развитии, а также является одной из основных причин, приводящих к последующей невротизации ребенка и взрослого человека.

   Д.В. Винникотт (1896–1971) исходил из того, что благодаря заботе матери у ребенка формируется чувство безопасности, способствующее его нормальному развитию. Зависимый от матери ребенок нуждается в проявлении постоянной заботы с ее стороны особенно в первые месяцы жизни. Речь идет не только об удовлетворении жизненных потребностей ребенка, но и о создании такой материнской среды, в рамках которой он не испытывает недостатка в любви и не подвергается различного рода стрессам, связанным с отсутствием любимого объекта.

   По мнению Г.С. Салливана (1892–1949), растущее напряжение потребностей ребенка, проявляющееся в его активности, вызывает у матери напряжение, служащее импульсом для направления ее деятельности. Сосуществование младенца с окружающей средой вызывает и у него, и у матери потребность в заботе. Словом, «напряжение, вызываемое у материнской фигуры проявлениями, свидетельствующими о наличии потребностей у младенца, называется заботой, а совокупность различных видов напряжения, разрядка которых требует содействия человека, выступающего в роли матери, можно назвать потребностью в заботе».

   Г.С. Салливан исходил из того, что забота является исключительно важным понятием, принципиально отличающимся от многозначного термина «любовь», использование которого часто вносит неразбериху в решение многих жизненных вопросов. Поэтому он уделял значительное внимание рассмотрению проблемы заботы, считая, что проявляемая материнской фигурой активность с целью удовлетворения потребностей младенца воспринимается им как демонстрация заботы, а потребности, реализация которых требует вмешательства кого-то еще, приобретают характер «обобщенной потребности в заботе». В конечном счете Г.С. Салливан придерживался взгляда, согласно которому «потребность в заботе прочно укореняется в структуре других компонентов развивающейся психики как потребность межличностного характера». В отсутствии материнской заботы или ее недостаточности у ребенка возникает тревога, вызывающая у него неприятные переживания и вмешивающаяся в процесс формирования его поведенческих проявлений, что может иметь далеко идущие последствия, чреватые возникновением психических расстройств.

   Э. Фромм (1900–1980) высказал убеждение, согласно которому любовь и забота тесно связаны друг с другом. В работе «Искусство любить» (1955) он подчеркнул, что любить всегда означает заботиться и что любовь – это «всегда забота, наиболее очевидно проявляющаяся в любви матери к ребенку». Если мать не заботится о своем младенце, небрежно относится к его кормлению и купанию, не стремится сделать так, чтобы ему было хорошо и удобно, то она не любит его. Там, где нет «деятельной озабоченности», там нет и любви. С заботой тесно связаны ответственность, уважение и знание. Это, по мнению Э. Фромма, неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека.

   Некоторые аналитики рассматривали заботу в качестве основного онтологического факта структуры человеческого бытия. Так, отталкиваясь от идей немецкого философа М. Хайдеггера о Заботе, как одном из важных экзистенциалов, Л. Бинсвангер (1881–1966) размышлял о заброшенности человека, ведущей к его невротизации. По его мнению, то, что люди вообще могут стать невротиками – это «признак заброшенности», их ограниченности или несвободы. Если для М. Хайдеггера Забота – источник воли, то, по мнению Р. Мэя (р. 1909) забота – это любовь и воля, такое состояние, когда что-то имеет смысл. Жизнь требует физического выживания, но хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся. «Забота противоположна апатии», она является психической стороной Эроса. Словом, как полагал Р. Мэй, забота является путем возвращения к нашей сущности, она онтологична в том смысле, что конституирует человека как человека.

   Ряд аналитиков считают, что проявляемая со стороны других людей забота важна не только для ребенка, но и для проходящего психоаналитическую терапию пациента. В аналитической ситуации именно психоаналитик должен взять на себя роль человека, проявляющего подлинную заботу о тех пациентах, которые особенно нуждаются в постоянной поддержке и эмпатии. Данной позиции придерживался, в частности, Д.В. Винникотт. По мнению же Р. Мэя, забота представляет собой «особый вид интенциональности в психотерапии». Забота – это «интенция желать кому-то выздоровления».    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Забота

занятость мыслей чем-то, каким-то делом, обеспокоенность им.

Здравствуй, Софья, что ты Так рано поднялась! а? для какой заботы? (А. Грибоедов, Горе от ума).

Ср. озабоченность, беззаботность.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Найдено рефератов по теме ЗАБОТА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 8

Педагогическая забота как атрибут профессионализма субъекта обучения и воспитания

Баранов А. А., Белокрылова М. В.
Обосновывается важность психологического изучения феномена заботы. Даны определения терминов «забота» и «заботливость», выделены виды, структура и компоненты заботы. Заботливость рассматривается как профессионально важное качество субъекта обучения и воспитания.
Скачать PDF

Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход

Козлова Мария Андреевна, Кошелева Наталья Валерьевна
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия.
Скачать PDF

Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию

Молчанов Сергей Владимирович
В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития.
Скачать PDF

Бизнес заботы: организационная культура и социально-психологический потенциал развития предприятий

Захарова Людмила Николаевна, Примак Анна Игоревна
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования проблемы смены регуляторов деятельности при изменении социально-экономической ситуации. Дано рабочее определение организационной культуры заботы как ключевой для современного бизнеса. Проведен анализ социальнопсихологического потенциала развития предприятий (на примере отельного бизнеса) с разными типами организационной культуры. Показаны психологические факторы сдерживания развития предприятий.
Скачать PDF

Субъект заботы о своем здоровье: механизм развития в здоровом образе жизни

Садовников Евгений Степанович, Андрющенко Ольга Евгеньевна
В статье делается попытка представить механизм высвоения и роста субъекта активности в оздоровительной деятельности, где основным условием развития является его бытие на границе здоровья – нездоровья, патологии – нормы, которая выступает как катализатор роста заботы. В работе представлен анализ теоретико-методологических подходов к пониманию категории субъектности. Авторами исследуется вопрос о наиболее эффективном типе реакции на границу, и в качестве такой выделяется реакция по типу центрации. В заключении делается вывод о структурно-динамических элементах механизма высвоения и развития субъекта заботы о своем здоровье (когнитивно-объективное тело человека, репрессивный характер общества, целенаправленная деятельность по формированию здорового образа жизни, влияние значимого другого).
Скачать PDF

Развитие субъекта заботы о своем здоровье как проблема ценностного самоопределения человека

Андрющенко Ольга Евгеньевна, Садовников Евгений Степанович
Рассмотрены механизмы формирования субъекта заботы о своем здоровье с позиций ценностного самоопределения человека. В статье рассматривается стремление к самоидентификации человека как значимая социальная потребность, отражающая самосознание, ощущения и установки личности. Проанализированы современные модернизационные процессы, обусловливающие проблему самоидентификации человека, в том числе и в здоровом образе жизни. Отмечается, что основными структурными элементами механизма развития субъекта заботы о своем здоровье, помимо выделяемых смысловых элементов в философии, являются телесность человека и роль значимого другого. Указывается, что «натуральное» тело определяется через пребывание человека на границе здоровья и нездоровья, патологии и нормы. Обоснован наиболее эффективный тип реакции субъекта заботы о своем здоровье на границе по тип центрации.
Скачать PDF

Психологическое содержание «Ипохондрического дискурса»: связь ценности заботы о здоровье с отношение

Рассказова Елена Игоревна, Гульдан Виктор Викторович, Тхостов Александр Шамилевич
Представления о здоровье и болезни и ценность здоровья традиционно рассматриваются в качестве центральных факторов, обеспечивающих формирование поведения, связанного со здоровьем, а также особенностей саморегуляции в ситуации соматического заболевания и лечения. В психологии телесности предполагается, что широкое распространение и авторитетность медицинского дискурса в отношении тела в культуре может быть фактором, усиливающим риск симптомообразования. Целью описываемой работы является исследование моделей ценности заботы о себе и своем здоровье в их связи с представлениями о теле, болезни и лечении в норме, а также с частотой простудных заболеваний и обострения хронических соматических заболеваний. Исследовались четыре модели ценности заботы о здоровье: модели здоровья как истощаемого ресурса, требующего сохранения; модели здоровья как хрупкой ценности, требующей защиты и контроля; модели здоровья как источника успеха, общения и счастья; модели здоровья как явления, требующего периодического восстановления немедикаментозными методами. Обследовано 113 респондентов в возрасте от 21 до 76 лет, которые заполняли опросник ценности заботы о здоровье; опросник представлений о теле и здоровье; методики принятия решения в отношении лечения; локуса контроля причин болезни и лечения; самоэффективности в отношении лечения. Полученные результаты свидетельствуют в пользу широкой распространенности в культуре моделей заботы о здоровье в форме здоровья как истощаемого ресурса, требующего сохранения, и хрупкой ценности, требующей проверки и защиты. Было показано, что в норме принятие моделей ценности заботы о здоровье связано, с одной стороны, с большей готовностью обращаться за медицинской помощью и следовать лечению, и, с другой стороны, со склонностью к чрезмерному вниманию к своим ощущениям, соматосенсорной амплификации, мониторингу и катастрофизации телесных ощущений. Обсуждаются психологические проявления и следствия распространения «ипохондрического дискурса» в культуре в различных ее формах.
Скачать PDF

К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы

Андреева Мария Владимировна
Статья посвящена вопросу поиска основополагающих характеристик грамотной заботы, а также качеств субъекта заботы, обеспечивающих ее осуществление. Данные характеристики и качества могут выступить как ориентиры самосовершенствования субъекта заботы, которое представляет собой необходимое условие личностного развития человека, особенно находящегося в зрелом возрасте. Ключевой характеристикой грамотной заботы является ее событийный и развивающий характер. Она позволяет раскрыть свою субъектность как подопечному, так и оказывающему заботу, достичь более высокого уровня психологической зрелости и самосознания. Чувствительность к другому человеку, доверие, ответственность по отношению к нему, высокий интеллектуальный уровень, твердость характера, эмоциональная устойчивость определяют способность личности осуществлять грамотную заботу. Психологическую зрелость, высокий уровень самосознания, на котором зиждется глубокое понимание окружающих людей, нравственную позицию личности можно считать интегральными характеристиками человека как субъекта заботы. Совершенствование в себе обозначенных качеств представляется важной задачей субъекта заботы.
Скачать PDF