ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория деятельности
Другое название теории старения. Согласно этой теории, активная деятельность и участие в делах общества приводят к большей удовлетворенности жизнью и психологическому здоровью в пожилом возрасте. В качестве желательной меры предполагается переносить многие виды деятельности и интересы из зрелого возраста в более поздние периоды жизни. Поскольку некоторые главные роли и (например, родителей или служащих) в социуме утрачиваются по мере старения, предлагается заменять их новыми ролями. Теорию часто критикуют за упрощенный подход, в том смысле, что и продолжение активной деятельности и участие в существенных делах само по себе не может обеспечить удовлетворенность жизнью и крепкое здоровье.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Теория деятельности
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.
Авторы. Kraiker, 1980; Herzog, 1984.
Категория. Западногерманское психологическое направление
Специфика. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на что-то решиться, происходящие на этой основе действия - основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм, то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные компоненты человеческого поведения, а также составляющие бессознательного.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ
психологическая теория, ключевым понятием в которой, объясняющим сущность, происхождение и развитие психических процессов, строение и поведение личности, является понятие деятельности. Д.т. основана на идее о существовании тесной связи между практической активностью (деятельностью) человека, его психическими процессами, свойствами и состояниями. Психические процессы человека в Д.т. рассматриваются как особые виды внутренней деятельности человека, изоморфные по своей структуре внешней, практической деятельности и производные от нее. Всякая психическая деятельность, согласно Д.т., имеет в своем составе внешние элементы и обязательно включает разного рода скрытые или открыто наблюдаемые, внутренние или внешние движения. В Д.т. утверждается и доказывается, что так понимаемая психическая деятельность человека происходит из внешней, практической деятельности путем ее многократного, закономерного и последовательного преобразования. В понимании личности Д.т. представляет ее структуру как динамическую систему деятельностей, управляемых потребностями человека. Эти общепсихологические взгляды на деятельность были в основном сформулированы и развиты в работах А.Н. Леонтьева. Однако в своих основных идеях Д.т. исторически восходит к французской психологической школе А. Валлона и тесно связана с именем и исследованиями швейцарского психолога Ж. Пиаже. В разработку Д.т. кроме А.Н. Леонтьева существенный вклад внесли П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский и др. В социальной психологии Д.т. представлена в стратометрической концепции внутригрупповых отношений, складывающихся в малых группах и коллективах. См. действий умственных планомерного (поэтапного) формирования теория, деятельность, изоморфизм, интериоризация, коллектива концепция стратометрическая, французская психологическая школа.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее - представления о строении деятельности (-> деятельность: строение), хотя они не исчерпывают теорию полностью.
Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций - признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.
Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:
1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания);
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);
3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).
Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ; 1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.
2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.
Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания - правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг - в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции - восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.
Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей - вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии - они осмысляются как особые формы деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(А.Н.Леонтьев)
Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева .
Предмет рассмотрения в Т. д. - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах.
Генетически исходной явл. внеш., предметная, чувственно-практич. деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.
Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .
Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.
В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.
Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики - смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.
Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии - формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.
Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.
Личность в Т. д. - это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.
Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.
Становление личн. - это становление личност. смыслов. Психологию личн. венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность - это то, что чел. создает из себя, утверждая свою человеч. жизнь. В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личн.: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определ. вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личн. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.
На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личн., детской и возрастной психологии, патопсихологии личн. и др.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.71 кб

Анализ мотивации с позиций теории деятельности

Иванников Вячеслав Андреевич
В предлагаемой работе мотивация понимается как особая активность живых существ по психическому обеспеченью порождения субъектом деятельности (как решение задачи на порождение деятельности).
Читать PDF
232.40 кб

Феномен культуры в контексте теории деятельности

Белогорцев Виктор Николаевич, Пономарев Петр Андреевич
Предлагается новый подход, позволяющий осмыслить культуру как целостный феномен. Дана краткая характеристика элементов духовной культуры и ряду понятий.
Читать PDF
57.01 кб

Теоретические основы детской игровой деятельности

Загоруйко Дмитрий Евгеньевич
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
Читать PDF
477.98 кб

Теория и практика тьюторской деятельности в России

Александрова Екатерина Александровна, Андреева Екатерина
Представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности.
Читать PDF
871.89 кб

Теория личного выбора в педагогической деятельности

Титова Елена Владимировна
задача этой статьи состоит в том, чтобы представить в общем плане разрабатываемую автором новую педагогическую теорию, которая обозначена как «теория личного выбора в педагогической деятельности» («теория личного выбора»).
Читать PDF
218.34 кб

Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект

Поликарпова В. В.
В статье на основе теоретического анализа выявляются различные исследовательские позиции к раскрытию сущности оценочной деятельности учителя и предпринимается попытка вычленить особенности этой деятельности в контексте компетентно
Читать PDF
154.94 кб

К дефиниции смыслового барьера в теории деятельности

Осипова Алла Анатольевна, Брижак Зинаида Игоревна
В статье рассматриваются особенности дефиниции понятия «смысловой барьер» и особенности становления данного понятия в теории деятельности.
Читать PDF
208.89 кб

Дискоординации родовой деятельности: теория и практика

Козонов Г.Р.
Приведены данные литературы о современных представлениях об этиологии, патогенезе, клинической картине и терапии дискоординации родовой деятельности.
Читать PDF
66.42 кб

Теоретические исследования педагогической деятельности

Матюшенко Светлана Владимировна
В статье раскрывается понятие педагогической деятельности на основании категории «деятельность», дается анализ педагогической деятельности по трем направлениям: социально-педагогическому, психолого-педагогическому и конкретно-педа
Читать PDF
442.60 кб

Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности

Кораблина Елена Павловна
Помогающая деятельность рассматривается с позиции того, что субъект этой деятельности является первичным «инструментом» ее осуществления.
Читать PDF
1.01 мб

Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя

Сластёнин Виталий Александрович
Автор определяет общие тенденции развития инновационных образовательных процессов; выделяет схему членения инновационного процесса на этапы; формирует социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя.
Читать PDF
318.99 кб

Педагогическая деятельность в логике общей теории управления

Новиков Александр Михайлович
Читать PDF
397.98 кб

Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике

Полукаров Владимир Васильевич
Актуальность и цели.
Читать PDF
168.30 кб

Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома

Макеева И. А.
В статье, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.
Читать PDF
233.49 кб

Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности

Сидоров Константин Рудольфович
Раскрывается уровневая модель психики психологическая теория деятельности А.Н.

Похожие термины: