ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теория деятельности Рубинштейна

Теория деятельности Леонтьева

Найдено 1 определение:

Теория деятельности Леонтьева

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор. А.Н. Леонтьев.

Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов.

Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Прикладные аспекты общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева (к 100-летию со дня рожде

Зеер Эвальд Фридрихович, Павлова Анна Михайловна
Скачать PDF

Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева

Бороздина Лидия Васильевна
Цель статьи — представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер — в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по содержанию, назначению в человеческой психике, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов и, напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.
Скачать PDF

Теория деятельности А. Н. Леонтьева и проблема преодоления двухфакторного подхода к детерминации пси

Ромащук Александр Николаевич
В статье проводится рассмотрение теории деятельности А.Н. Леонтьева сквозь призму породившей ее научной проблемы, которую часто описывают как необходимость выхода за рамки «словоцентризма» Л.С. Выготского. Но есть аргументы в пользу того, что решаемая теорией деятельности проблема была поставлена именно Выготским, и она же обусловила многократное изменение им собственной теории, в частности переход в конце жизни от теории высших и натуральных психических функций к теории системного строения сознания и межфункциональных связей. Решаемая Выготским проблема формулировалась им как необходимость преодоления двухфакторного подхода к детерминации психики, что для культурно-исторической концепции означало переход от социальной к собственно психической детерминации. Данная проблема была воспринята харьковской школой, а различие между теорией деятельности и теорией Выготского состояло лишь в предлагаемых способах ее решения. Если Выготский в качестве единицы психики предлагал рассматривать переживание, то харьковчане в качестве посредника, преломляющего влияние на психику как социального, так и физиологического факторов, предлагали понятие деятельности. Понимание подлинной проблемы, для разрешения которой создавалась теория деятельности Леонтьева, влияет на понимание значения как основных положений теории деятельности, так и выполненных в ее русле исследований. Из анализа некоторых таких исследований выводится и подчеркивается такая характеристика деятельности, как целостность.
Скачать PDF

Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева

Лидия Васильевна Бороздина
Цель статьи – представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по назначению в человеческой психике, содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов, и напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Роль образных компонентов интеллектуальной деятельности в контексте теории Л. М. Веккера

Меньшикова Лариса Владимировна
Обсуждаются теоретические положения Л.М. Веккера о роли образных компонентов в интеллектуальной деятельности. Рассматривается вопрос о координации образов и вербальных компонентов в структуре интеллекта. Подчеркивается прикладное значение теории Л.М. Веккера для формирования инженерных умений у студентов технического вуза.
Скачать PDF

Инновационная деятельность в социально-психологической теории и практике. Возможности коммерциализац

Зуев Денис Александрович
В статье рассмотрены возможности инновационной деятельности в социально-психологической отрасли знания и ее прикладного внедрения в рамках коммерческого использования. Также с использованием примеров описаны направления исследовательской деятельности и их востребованность в современном обществе. Кроме того, дан взгляд на поставленный вопрос с экономической и социально-политической точек зрения.In article are considered possibilities of innovative activity in socially-psychological knowledge and its applied introduction to the business. Also, with use some examples, are described some directions of research activity and their demand in a modern society. Besides, there described the sight at the brought attention to the question from the economic and sociopolitical points of view.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода

Нечаев Николай Николаевич
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П.Я. Гальперина.
Скачать PDF

Теория поэтапного формирования как методология деятельностного подхода

Нечаев Н. Н.
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Анализируется история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории Гальперина.
Скачать PDF

Учебная деятельность с точки зрения теории деятельности

Игнатьева В. Л.
Статья посвящена классическим работам представителей отечественной школы психологии, сформировавших деятельностный подход таким, каким мы его знаем сегодня. Рассматриваются наиболее известные подходы к пониманию учебной деятельности в контексте теории деятельности. Обозначены возможные пути дальнейшего развития теории.
Скачать PDF

Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии

Соколова Е.Е
Статья посвящена истории и современному состоянию школы Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), выдающегося отечественного психолога, первого декана факультета психологии МГУ, внесшего наиболее существенный вклад в создание и развитие деятельностного подхода в психологии. Подробно рассмотрены этапы научной биографии А.Н. Леонтьева, выделены и проанализированы основные положения разрабатываемой его школой «неклассической психологии», истоки которой восходят к Л.С. Выготскому. Особое внимание уделено анализу предложенного в школе А.Н. Леонтьева решения проблем предмета психологии, природы психического как специфической функции деятельности, соотношения внутренней и внешней деятельности, единиц психологического анализа и развития психики. Выделены также перспективные линии разработки общепсихологических идей школы А.Н. Леонтьева.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: