ТАКТ
такт
чувство меры,способность соблюдать общепринятые нормы приличия в системе отношений между людьми.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ТАКТ
Периодическое колебание, которое слышат, когда два тона, несколько различающихся по частоте, звучат одновременно. Число таких "тактов", слышимых в секунду, соответствует различию в Гц между частотами двух тонов. См. комбинированный тон, тон различения.
ТАКТ (ТАКТИЧНОСТЬ)
(лат. taktus — прикосновение, действие) Признаком такта и тактичности является чувство меры, которое подсказывает человеку самую деликатную линию поведения по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь. Характерной чертой тактичного человека является умение видеть и уважать в другом личность.
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
Такт
лат. tactus – прикосновение, ощущение) – 1. периодическое колебание звука, которое слышится, когда два тона, несколько различающихся по частоте, звучат одновременно. Число таких «тактов», слышимых в секунду, соответствут различию в Гц между частотами двух тонов; 2. чувство меры, посказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому- или чему-либо.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТАКТ
от фр. tact, от лат. tactus – прикосновение, чувство, осязание) – чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-л., чему-л.; умение держать себя подобающим образом. Т. позволяет не допускать человеку некорректного поведения по отношению к др. Отсутствие Т. провоцирует межличностные конфликты в ситуациях отсутствия объективной основы для столкновения.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ТАКТ (тактичность)
черта личности и поведения человека, выражающаяся в его умении вести себя культурно среди людей, т.е. поступать так, чтобы не ставить их в неловкое положение, не обижать, не унижать, не создавать барьеры психологические в общении. Это также способность хорошо понимать других (см. Сопереживание, эмпатия), учитывать их состояния, мнения и чувства. Т. свидетельствует о высоком уровне культуры данного человека.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ТАКТ (ТАКТИЧНОСТЬ)
черта личности и этическая характеристика поведения человека, указывающая на высокий уровень культуры данного человека, на его умение вести себя с окружающими людьми так, чтобы не ставить их в неловкое положение, не унижать их достоинство, не обижать и не создавать психологические барьеры в общении с ними. Т. лежит в основе способности понимать других, учитывать их состояние, мнения и переживания. См. барьер психологический, сопереживание, сочувствие, эмпатия, этика.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТАКТ
ТАКТ / TACT– чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. В деятельности педагога важную роль играет Т. вообще и психологический Т. в особенности. Психологический Т., с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество педагога, а с другой– как целесообразное общение с учащимися. Условием тактичного поведения педагога является его умение уважительно строить взаимоотношения с учащимися. Наиболее существенными признаками психологического Т. являются: человечность, учет субъективных состояний обучаемых, требовательность без грубости и мелочной придирчивости; умение слушать учащихся, не выражая безразличия или своего превосходства; общение без раздражительности, сухости; простота общения, не допускающая панибратства; объективный подход к оценке ответов учащихся; юмор без насмешливости и др.
Такт
чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Его проявление связано с качествами личности, называемыми в народе душевными, — доброжелательностью, чуткостью, отзывчивостью, искренностью. Тактичный человек может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для партнера, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, верные слова, интонацию, чтобы не поставить того в неловкое положение.
Выделяют следующие психологические особенности общения, отличающие, например, тактичного руководителя от нетактичного:
естественность и простота обращения без фамильярности;
доверие без попустительства;
серьезность тона без натянутости;
ирония и юмор без насмешливости;
требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
доброжелательность без излишнего задабривания;
деловой тон без раздражительности;
своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
принципиальность и настойчивость без упрямства;
внимательность и чуткость к подчиненным без подчеркивания этого;
отдача распоряжений без упрашивания;
обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
выслушивание без выражения безразличия.
Литература
Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966.
Выделяют следующие психологические особенности общения, отличающие, например, тактичного руководителя от нетактичного:
естественность и простота обращения без фамильярности;
доверие без попустительства;
серьезность тона без натянутости;
ирония и юмор без насмешливости;
требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
доброжелательность без излишнего задабривания;
деловой тон без раздражительности;
своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
принципиальность и настойчивость без упрямства;
внимательность и чуткость к подчиненным без подчеркивания этого;
отдача распоряжений без упрашивания;
обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
выслушивание без выражения безразличия.
Литература
Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966.