ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
соблюдение педагогом принципов и меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ним. Профессиональный смысл Т.п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию общественно-ценных отношений и разрыву тех, к–рые идут вразрез с воспитательными целями. Такт «вообще» достигается воспитанием. Т.п. вырабатывается на основе приобретения специальных педагогических знаний в практической деятельности. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью учителя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, пра вильно разрешить любое противоречие. Т.п. есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность своевременно проконтролировать, и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Т.п. зависит прежде всего от личных качеств педагога, его культуры, гражданственности, от его профессионального мастерства.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002