Работоспособность это что такое Работоспособность: определение — Психология.НЭС
РАБОТОДАТЕЛЬ Работоспособность общая

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Найдено 8 определений термина РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

1) врабатывание;

2) оптимальная работоспособность;

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

4) конечный "порыв". Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться - вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий - один из показателей оптимальности организации деятельности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Работоспособность

work efficiency) Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое, вызванное напряженной работой, влияет на скорость и точность движений, силу и выносливость, как и на качественные (ошибки) и количественные результаты труда. Поэтому исслед. Р. направлены на обеспечение эффективного выполнения работы и уменьшения стресса, физ. напряжения, чувства скуки и др. негативных последствий, влияющих на здоровье и благополучие человека. Создание условий для эффективного выполнения работы составляет главную цель инж. психол. и инженерии челов. факторов, или эргономики. Исслед. Р. вносят свой вклад в достижения проектирования трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и снижения усталости и количества несчастных случаев. Можно считать, что начало исслед. Р. положил Ф. Тейлор, к-рый утверждал, что необходимо со всей тщательностью изучать производственные задания, чтобы повысить эффективность и результативность труда. Тейлор тж полагал, что работники должны соответствовать выполняемой ими работе и быть обучены выполнять ее в строгом соответствии с научно обоснованными инструкциями. Результатом др. ранней работы, посвященной утомлению, которую провели Фрэнк и Лилиан Гилбрет, стало создание специальных стульев для различных видов работ, к-рые позволили уменьшить напряжение при работе. Кроме того Ф. Гилбрет, создатель моторно-временного анализа, наметил в общих чертах правила экономии движений, к-рые предусматривали орг-цию рабочего места, расположение инструментов и конструкцию оборудования в целях повышения Р. Физическое утомление Чувство утомления всегда связывалось с недосыпанием и интенсивной физ. деятельностью, к-рая вызывает мышечное утомление (болезненность, одеревенелость мышц, ноющие боли в мышцах и т. д.) и снижение результативности труда. Как правило, индикаторы утомления разделяются на 3 категории: химические (напр. состав крови или мочи, потребление кислорода), электрические (напр. ЭЭГ, ЭМГ) и физические (АД, частота сердечных сокращений, температура тела). Психическое утомление В исслед. Р. психич. утомлению уделяется все больше внимания. Психич. утомление может создавать особые проблемы в ситуациях, связанных с продолжительными периодами концентрации внимания или активного бодрствования. Его причиной может тж быть умственная (информационная) перегрузка. Скука и монотонность Скука связана с психич. утомлением и может вызываться повторяемостью, отсутствием новизны и монотонностью. Чувство скуки зависит от взаимодействия характеристик задания, особенностей обстановки и индивидуальных различий, но его можно уменьшить, при определенных условиях, с помощью музыки, шумовых эффектов или мотивационных стимулов. А. Анастази полагает, что в пром-сти со скукой у работников можно бороться путем а) правильного подбора и расстановки кадров, б) внесения изменений в производственную среду и обстановку и в) перестройки самой работы, напр. ее обогащения или расширения ее диапазона. См. также Эргопсихометрия, Промышленная психология А. Р. Споукейн

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная способность организма, а также отдельных органов и их систем выполнять определенную, присущую им функцию, работу на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Выделяют фазовые изменения уровня Р.: в определенный момент он повышается (результат врабатываемости), достигает оптимальных значений, а затем постепенно снижается (признак утомления). Восстановительный период зависит от характера отдыха

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость результативности деятельности от времени ее выполнения. При этом выделяют следующие стадии Р.: врабатывание, оптимальная Р., утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика ста-1 дий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. могут варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий Р.— один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

1. Состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени (из книги С. А. Косилова, Л. А. Леоновой); 2. Потенциал свойств и качеств, характеризующих состояние организма в отношении его готовности к трудовой деятельности (И. Н. Ефимов).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий

Работоспособность

Характеристика возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей человека, степени тренированности и внешних условий деятельности. Выделяют общую и специальную Р. К последней относят умственную, сенсорную, физическую и др. виды.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

работоспособность

способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент р. – дееспособность.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Психическая работоспособность следователей, занимающихся расследованием экономических преступлений

Акентьев П.В.
Скачать PDF

Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта в

Хламов В. Н.
В статье рассматривается проблема влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища.
Скачать PDF

Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на умственную работоспособность и показат

Яценко Михаил Владимирович, Кайгородова Надежда Захаровна
В настоящее время в структуре деятельности человека возрастает роль умственной деятельности, поэтому важным является исследование факторов, влияющих на эффективность умственного труда. Представляет интерес исследование взаимосвязи умственной работоспособности с индивидуально-типологическими особенностями человека. В результате исследования выявлено влияние индивидуально-типологических различий как на характеристики умственной работоспособности, так и на характеристики ритмов ЭЭГ. Обнаружено, что индивидуально-типологические различия в исходном функциональном состоянии головного мозга отражались на показателях умственной работоспособности.
Скачать PDF

Влияние гипоксии на умственную работоспособность операторов с различными стратегиями переработки инф

Петрукович Владимир Михайлович, Иванов Андрей Олегович, Зотов Михаил Владимирович, Федоров Сергей Игоревич
Испытуемые мужского пола выполняли интенсивную умственную деятельность по переработке пространственной и вербальной информации: в нормальных условиях газовой среды в течение 4-6 минут дыхания гипоксической газовой смесью и в течение 12-14 минут гипоксической нагрузки. В данных условиях у всех обследованных лиц наблюдалось прогрессирующее снижение работоспособности. При этом в начале гипоксической нагрузки ухудшение работоспособности характеризовалось возрастанием времени принятия решений, а в конце гипоксической нагрузки достоверно возрастало количество ошибок. Установлено, что при воздействии гипоксической нагрузки снижение показателей работоспособности было достоверно меньшим у испытуемых с «комплексной» стратегией переработки информации по сравнению с лицами, использовавшими «вербальную» стратегию. Результаты исследования свидетельствуют, что когнитивные стратегии, связанные с большим количеством функциональных звеньев в системе переработки информации, являются менее эффективными при воздействии гипоксии. Библиогр. 14 назв. Рис. 2.
Скачать PDF

Сниженная работоспособность как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов ДОО

Воденицкая Жанна Викторовна, Гычев Александр Витальевич, Грицкевич Наталья Константиновна
В статье дается характеристика работоспособности педагогов дошкольной образовательной организации. Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов социальной активности. Отсутствие единых требований со стороны администрации, сложные взаимоотношения между коллегами, внешнее сдерживание эмоций приводит к повышению эмоционального напряжения, что негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. В данной статье рассматривается сниженная работоспособность (утомление, монотония, психическое пресыщение, напряжение/стресс) как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов детского сада. Анализируются причины возникновения синдрома «эмоциональное выгорание». В статье представлены результаты эмпирического исследования сниженной работоспособности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, которые позволяют не только выявить взаимосвязь и факторы проявления эмоционального выгорания педагогов детского сада, но и оказать им своевременную психологическую поддержку, направленную на сглаживание выявленных нарушений. Знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями необходимы педагогам ДОО.
Скачать PDF

Формирование психической работоспособности у курсантов

Акентьев Павел Васильевич
Статья содержит информацию о проводимых автором исследованиях по оптимизации уровня психической работоспособности у курсантов факультета подготовки следователей на занятиях по психологии. Психическая работоспособность рассматривается им как потенциальная возможность человека выполнять умственную трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью.
Скачать PDF

Утренне-вечерние колебания устойчивости внимания у студентов с разным типом работоспособности

Сурнина Ольга Ефимовна
статья посвящена проблеме устойчивости внимания в течение суток у студентов с разным хронотипом. В процессе исследования тип работоспособности (хронотип) определялся по тесту Остберга, устойчивость внимания по тесту Анфимова. На основе полученных результатов обосновывается целесообразность проведения контрольных мероприятий учебного процесса в утренние часы. Выдвигается предположение о влиянии свойств нервной системы на устойчивость внимания в течение суток.
Скачать PDF

Динамика умственной работоспособности в течение пятилетнего обучения в вузе

Романова Е.А., Павлова В.И., Романова А.Н.
Представлены результаты изучения умственной работоспособности тремя методами у студентов ЧГПУ за 5 лет.
Скачать PDF

Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности

Дорогина Ольга Ивановна
В статье рассматривается проблема оптимизации низкого уровня работоспособности. Целью работы было выявление психологических особенностей педагогов с разным уровнем работоспособности и создание с учетом полученных данных программы содействия ее повышению. Опыт реализации программы подтвердил ее эффективность низкая работоспособность педагогов была оптимизирована за счет развития саморегуляции, эмоциональной устойчивости и снижения уровня выраженности экстрапунитивной реакции на фрустрирующую ситуацию. Результаты исследования могут быть использованы при создании программ повышения квалификации педагогов и организации курсов для студентов вузов.
Скачать PDF

Сохранение психического здоровья и работоспособности при действиях в условиях витальной угрозы

Титаренко Марина Сергеевна, Узун Олег Леонидович
В статье исследуются психические состояния специалистов, чья деятельность связана с экстремальными условиями (ликвидация последствий аварий, катастроф, боевые действия); выявляется инвариантная связь психических реакций в условиях витальной угрозы с базовыми конституционально-личностными свойствами, что может являться научным основанием для профориентационной работы и отбора персонала
Скачать PDF

Сравнительный анализ некоторых показателей работоспособности у юношейстудентов Кольского Севера

Карначёв И.П., Цесарская Е.Н.
В статье представлены результаты исследования работоспособности юношей-студентов, обучающихся в Кольском филиале Петрозаводского государственного университета (г. Апатиты, Мурманская область), которые были разбиты на три группы в зависимости от характера недельной интенсивности занятий физической культурой. Для оценки параметров физической и умственной работоспособности были применены тестовые методики балльного характера, что позволило произвести сравнительный анализ по соответствующим группам. Выявлено структурное различие по группам студентов, являющихся «лидерами» и «аутсайдерами» по соответствующим показателям работоспособности. Приведенные данные анализа отражают сложность взаимосвязи физических нагрузок и показателей умственной работоспособности студенческой молодежи Кольского Севера.
Скачать PDF