РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
понятие, общее для психологии и физиологии человека: способность выполнять определенную работу, измеряемая физиологическими и биохимическими параметрами.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
физиологическое состояние организма (мышц, органов, нервной системы), его обеспеченность энергией, которая может реализоваться в конкретных результатах деятельности.
работоспособность
способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент р. – дееспособность.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Работоспособность
Характеристика возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей человека, степени тренированности и внешних условий деятельности. Выделяют общую и специальную Р. К последней относят умственную, сенсорную, физическую и др. виды.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
1. Состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени (из книги С. А. Косилова, Л. А. Леоновой); 2. Потенциал свойств и качеств, характеризующих состояние организма в отношении его готовности к трудовой деятельности (И. Н. Ефимов).
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная способность организма, а также отдельных органов и их систем выполнять определенную, присущую им функцию, работу на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Выделяют фазовые изменения уровня Р.: в определенный момент он повышается (результат врабатываемости), достигает оптимальных значений, а затем постепенно снижается (признак утомления). Восстановительный период зависит от характера отдыха
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Работоспособность
функциональные возможности организма выполнять конкретную деятельность. Р. человека зависит от уровня его тренированности к данному виду деятельности, его физического и психического состояния и внешних факторов: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, освещенности и др. В процессе работы Р. изменяется в широких пределах, повышаясь в период врабатывания и снижаясь при утомлении.
Литература
Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966.
Литература
Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность с требуемой эффективностью в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. В деятельности происходит изменение Р. Динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности, продолжительности, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьировать вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий Р. - один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость результативности деятельности от времени ее выполнения. При этом выделяют следующие стадии Р.: врабатывание, оптимальная Р., утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика ста-1 дий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. могут варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий Р.— один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:
1) врабатывание;
2) оптимальная работоспособность;
3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление;
4) конечный "порыв". Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности.
При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв.
В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться - вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий - один из показателей оптимальности организации деятельности.
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:
1) врабатывание;
2) оптимальная работоспособность;
3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление;
4) конечный "порыв". Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности.
При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв.
В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться - вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий - один из показателей оптимальности организации деятельности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Работоспособность
work efficiency) Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое, вызванное напряженной работой, влияет на скорость и точность движений, силу и выносливость, как и на качественные (ошибки) и количественные результаты труда. Поэтому исслед. Р. направлены на обеспечение эффективного выполнения работы и уменьшения стресса, физ. напряжения, чувства скуки и др. негативных последствий, влияющих на здоровье и благополучие человека. Создание условий для эффективного выполнения работы составляет главную цель инж. психол. и инженерии челов. факторов, или эргономики. Исслед. Р. вносят свой вклад в достижения проектирования трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и снижения усталости и количества несчастных случаев. Можно считать, что начало исслед. Р. положил Ф. Тейлор, к-рый утверждал, что необходимо со всей тщательностью изучать производственные задания, чтобы повысить эффективность и результативность труда. Тейлор тж полагал, что работники должны соответствовать выполняемой ими работе и быть обучены выполнять ее в строгом соответствии с научно обоснованными инструкциями. Результатом др. ранней работы, посвященной утомлению, которую провели Фрэнк и Лилиан Гилбрет, стало создание специальных стульев для различных видов работ, к-рые позволили уменьшить напряжение при работе. Кроме того Ф. Гилбрет, создатель моторно-временного анализа, наметил в общих чертах правила экономии движений, к-рые предусматривали орг-цию рабочего места, расположение инструментов и конструкцию оборудования в целях повышения Р. Физическое утомление Чувство утомления всегда связывалось с недосыпанием и интенсивной физ. деятельностью, к-рая вызывает мышечное утомление (болезненность, одеревенелость мышц, ноющие боли в мышцах и т. д.) и снижение результативности труда. Как правило, индикаторы утомления разделяются на 3 категории: химические (напр. состав крови или мочи, потребление кислорода), электрические (напр. ЭЭГ, ЭМГ) и физические (АД, частота сердечных сокращений, температура тела). Психическое утомление В исслед. Р. психич. утомлению уделяется все больше внимания. Психич. утомление может создавать особые проблемы в ситуациях, связанных с продолжительными периодами концентрации внимания или активного бодрствования. Его причиной может тж быть умственная (информационная) перегрузка. Скука и монотонность Скука связана с психич. утомлением и может вызываться повторяемостью, отсутствием новизны и монотонностью. Чувство скуки зависит от взаимодействия характеристик задания, особенностей обстановки и индивидуальных различий, но его можно уменьшить, при определенных условиях, с помощью музыки, шумовых эффектов или мотивационных стимулов. А. Анастази полагает, что в пром-сти со скукой у работников можно бороться путем а) правильного подбора и расстановки кадров, б) внесения изменений в производственную среду и обстановку и в) перестройки самой работы, напр. ее обогащения или расширения ее диапазона. См. также Эргопсихометрия, Промышленная психология А. Р. Споукейн
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006