методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г.
Выполнение задания Q-к. состоит в сортировке испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на группы в зависимости от близости данного свойства характеру и образцам поведения обследуемого. Карточки делятся на заданное количество
групп от «наиболее характерных» к «наименее характерным» для испытуемого свойствам. Обследуемый должен в каждой группе разместить определенное их число. Количество карточек в группе определяется значениями нормального распределения для выбранного
числа групп и его общего количества. Так, при количестве карточек, равном 100, количестве групп — 6, распределение карточек по группам может выглядеть следующим образом:
Наиболее удобно разделение карточек на 9 групп. При этом для определения числа карточек в каждой из групп можно воспользоваться шкалой станайнов (см. ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ).
По характеру выполнения Q-к. относится к методикам вынужденного выбора. Выраженность личностных свойств здесь измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношение к результату нормативной выборки), а относительно выраженности других свойств
испытуемого.
После выполнения основного задания Q-k. испытуемому можно предложить выполнить аналогичную сортировку применительно к другим людям (отцу, матери, жене и т. д.). Существует вариант выполнения задания по отношению к себе или другим людям в различных
ситуациях (дома, на работе, в общении и т. д.). Можно получить сведения относительно представления о себе в аспекте «идеального Я», «реального Я», «социального Я» (т. е. такого, каким видят испытуемого окружающие) (см. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ).
При изучении валидности проективных методик Q-к. может с успехом применяться как для получения критерия (см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ, ВАЛИДИЗАЦИИ КРИТЕРИЙ), так и сопоставимых с ним оценок теста. По мнению А. Анастази (1982), Q-к. можно использовать
последовательно на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии. При эффективном терапевтическом воздействии представление о себе меняется в сторону более благоприятных оценок и приближается к идеальному «Я».
Методика Q-к. может найти применение в самых различных областях психологической диагностики. Принцип Q-к. может быть реализован при. работе испытуемого с различными объектами и использован для широкого круга тестовых методик.
0.00 байт
Динамическая фасетная классификация (mgi-классификация) и ее применение к задачам управления знаниям
Статья посвящена инновационной концепции в области управления знаниями и новому методу классификации и категоризации интернет-ресурсов, именования и организации поиска (MGI-классификатор), основанных на комбинации т.н.