Q-КЛАССИФИКАЦИЯ

Найдено 1 определение
Q-КЛАССИФИКАЦИЯ
методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г.
Выполнение задания Q-к. состоит в сортировке испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на группы в зависимости от близости данного свойства характеру и образцам поведения обследуемого. Карточки делятся на заданное количество
групп от «наиболее характерных» к «наименее характерным» для испытуемого свойствам. Обследуемый должен в каждой группе разместить определенное их число. Количество карточек в группе определяется значениями нормального распределения для выбранного
числа групп и его общего количества. Так, при количестве карточек, равном 100, количестве групп — 6, распределение карточек по группам может выглядеть следующим образом:

Наиболее удобно разделение карточек на 9 групп. При этом для определения числа карточек в каждой из групп можно воспользоваться шкалой станайнов (см. ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ).
По характеру выполнения Q-к. относится к методикам вынужденного выбора. Выраженность личностных свойств здесь измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношение к результату нормативной выборки), а относительно выраженности других свойств
испытуемого.
После выполнения основного задания Q-k. испытуемому можно предложить выполнить аналогичную сортировку применительно к другим людям (отцу, матери, жене и т. д.). Существует вариант выполнения задания по отношению к себе или другим людям в различных
ситуациях (дома, на работе, в общении и т. д.). Можно получить сведения относительно представления о себе в аспекте «идеального Я», «реального Я», «социального Я» (т. е. такого, каким видят испытуемого окружающие) (см. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ).
При изучении валидности проективных методик Q-к. может с успехом применяться как для получения критерия (см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ, ВАЛИДИЗАЦИИ КРИТЕРИЙ), так и сопоставимых с ним оценок теста. По мнению А. Анастази (1982), Q-к. можно использовать
последовательно на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии. При эффективном терапевтическом воздействии представление о себе меняется в сторону более благоприятных оценок и приближается к идеальному «Я».
Методика Q-к. может найти применение в самых различных областях психологической диагностики. Принцип Q-к. может быть реализован при. работе испытуемого с различными объектами и использован для широкого круга тестовых методик.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.55 кб

Классификация мотивации в социальной работе

Киенко Т. С.
Читать PDF
293.84 кб

Гемосферологическая классификация высших психических функций человека

Зюзерова Н. С., Лучинин А. В.
Читать PDF
120.79 кб

Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся

Курышева Ирина Владимировна
В статье осуществлена попытка классифицировать основные виды интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся.
Читать PDF
222.60 кб

Классификация (типология) посетителей казино, залов игровых автоматов

Караваев Александр Федорович, Панов Сергей Леонидович, Замулло Андрей Андреевич
В статье с социальной и нравственно-психологической позиции дается характеристика лиц, имеющих определенную зависимость от занятия азартными играми.
Читать PDF
304.92 кб

Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке

Попова Олеся Анатольевна
Статья посвящена комплексу причин (в том числе их структуре), влияющих на индивидуальность движений при письме.
Читать PDF
0.00 байт

Классификация диагностических ошибок практического психолога

Рыжкова Аурика Николаевна
Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога.
Читать PDF
471.67 кб

«Классификация профессий и видов профессиональной деятельности»

Никандров Николай Дмитриевич, Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
4.20 мб

Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию "творчество"

Шаршов И. А.
Читать PDF
179.40 кб

Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация

Сопов В. Ф.
В статье обсуждается понятие психического состояния и его использования в психологической подготовке спортсменов. Дана классификация психических состояний в спорте. Приводится модель возникновения психических состояний спортсмена.
Читать PDF
233.25 кб

Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Омарова Патимат Омаровна, Османова Гурия Абдулбарисовна
Определена специфика школьной неуспеваемости у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Читать PDF
404.39 кб

Классификация типов религиозного опыта

Буланова Ирина Сергеевна, Чернов Александр Юрьевич
В статье предлагается авторский подход к классификации типов религиозного опыта. Рассматриваются конфирмативный, респондентный, экстатический и ревилативный типы религиозного опыта.
Читать PDF
0.00 байт

Классификация и психологическая диагностика отношения к беременности

Нечаева Марина Андреевна, Беребин Михаил Алексеевич
Обосновывается представление о медико-психологических аспектах перинатальной психологии как междисциплинарной области науки и практики.
Читать PDF
6.54 мб

Структура, принципы и классификация понятия «Оценка»

Сутужко В. В.
Читать PDF
315.80 кб

Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход

Якимова Екатерина Витальевна
Читать PDF
0.00 байт

Психологическая классификация профессий, востребованных при вахтовом труде в условиях Крайнего Север

Симонова Наталья Николаевна
В условиях Крайнего Севера неизбежно использование вахтовых форм организации труда, которые сопряжены с влиянием на человека комплекса негативных климато-производственных и социальных факторов.

Похожие термины: