Классификация, клиника и течение психических нарушений вследствие стихийных бедствий

Найдено 1 определение:

Классификация, клиника и течение психических нарушений вследствие стихийных бедствий

Единой классификации психических нарушений вследствие стихийных бедствий и катастроф в настоящее время пока не существует.

Используемая на данный момент классификация психических расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях, основывается на изучении психических нарушений при землетрясениях, но может быть в силу своей схематичности и общности целого ряда условий направлена и на другие виды стихийных бедствий и катастроф, так как содержит анализ всего развития экстремальной ситуации, вызывающей различные психогенные расстройства как с психотической, так и с непсихотической симптоматикой.

По рассматриваемой классификации, сформированной по динамическому принципу, в развитии жизнеопасной ситуации психиатры выделяют три основных периода.

Первый период развития психического расстройства характеризуется доминированием переживаний страха и ужаса при возникновении угрозы собственной жизни и гибели близких. Мощное стрессорное влияние в это время вызывает неспецифические, внеличностные психогенные реакции, касающиеся жизненных инстинктов. Психические расстройства выражаются реактивными психозами и непсихотическими психогенными реакциями. Первый период продолжается обычно от момента начала мощного стрессорного воздействия до организации спасательных работ, что может занимать как несколько минут, так и несколько часов.

Второй период захватывает время развертывания спасательных работ. Во время данного периода в развитии психических нарушений существенная роль принадлежит личностным особенностям пострадавших, а также осознанию ими жизнеопасной обстановки, ожиданию новых страшных воздействий, переживаний в связи с потерей близких, разрушением жилищ, утратой своего имущества. В начале второго периода преобладает эмоциональное напряжение, которое плавно сменяется повышенной утомляемостью и демобилизацией в сочетании с астенической депрессивной или апатодепрессивной симптоматикой.

Третий период начинается после эвакуации пострадавших в безопасные районы. В это время у многих происходит сложная эмоциональная и мыслительная переработка пережитой ситуации, обостряется горечь утрат и потерь. Стойкие психогенные расстройства непсихотического уровня могут появляться в связи с изменением жизненного уклада, необходимостью проживания в условиях эвакуации или в незнакомой разрушенной местности. В таких случаях достаточно часто возникают соматогенные психические расстройства, обычно носящие подострый характер. Также может отмечаться соматизация большинства имеющихся невротических нарушений.

Психические расстройства, возникающие в случае стихийных бедствий или катастроф, могут быть представлены разнообразными психогенными нарушениями. Однако наиболее характерными именно для экстремальных ситуаций (преимущественно в первом периоде развития этих ситуаций) являются реактивные психозы в виде аффективношоковых реакций и истерических психозов.

Аффективношоковые реакции проявляются формированием у личности реактивного ступора или реактивного двигательного возбуждения. Иногда такой тип психогенных реакций называют шоковыми реакциями, шоковыми неврозами, эмоциогенными неврозами или эмоциейшоком.

Реактивный ступор в случае экстремальной ситуации проявляется внезапно наступившей у человека обездвиженностью. Несмотря на возникшую смертельную опасность, он не двигается с места, оказывается не в состоянии сделать ни одного шага, ни одного движения, не произнести ни одного слова. После выхода из такого ступора человек в большинстве случаев не помнит всего происходившего. Такой реактивный психогенный ступор может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов и достаточно часто переходит в другой тип психогенной реакции, которым является депрессия.

Изредка при шоковой реакции преимущественно страдает эмоциональная сфера, наступает так называемый эмоциональный паралич, когда все чувства на какойто момент как бы атрофируются, человек становится безучастным и никак эмоционально не реагирует на происходящее вокруг. В то же время мыслительные способности почти полностью сохраняются, человек все видит, все замечает, несмотря на нередко смертельную опасность, за всем наблюдает как бы со стороны.

Реактивное психогенное возбуждение характеризуется внезапно наступившим хаотическим, бессмысленным двигательным возбуждением. Человек мечется, совершая при этом множество лишних движений, бесцельно размахивает руками, кричит, просит окружающих о помощи, не замечая реальных и совсем близких путей к спасению. Иногда внезапно бросается кудато бежать без всякой цели. Если несколько человек охвачено таким психогенным возбуждением, то подобное явление называется паникой. Подобные реакции в ряде случаев могут принимать характер массового индуцированного психоза. Такое развитие событий довольно часто наблюдается, если индуктором становится крайне внушаемая личность с истерическими чертами характера. Реактивное возбуждение обычно сопровождается состоянием помраченного сознания с формированием в последующем ретроградной амнезии. При шоковых реакциях характерны разнообразные вегетативные нарушения в виде тахикардии, резкого побледнения, потливости, профузного поноса. Истерические психозы в последнее время представлены истерическим сумеречным помрачением сознания и крайне редко пуэрилизмом, псевдодеменцией.

При истерическом сумеречном помрачении сознания обычно в поведении больных всегда отражается конкретная психотравмирующая ситуация, нередко сопровождаемая громким демонстративным плачем, неадекватным смехом или даже громким хохотом. Возможны истерические припадки. После острого периода может наступить кратковременная эйфория (минуты, часы), когда у пострадавших возникает неадекватно повышенное настроение с переоценкой своих сил и возможностей, пренебрежением реальной опасностью. Эйфория у пострадавших при землетрясениях и катастрофах возможна и как следствие нередких в таких ситуациях черепномозговых травм.

После острого психотического состояния наиболее типично развитие реактивной депрессии. Депрессии при этом могут иметь различный характер, но с часто появляющейся характерной чертой: чувством вины перед погибшими, отвращением к жизни, сожалением, что остался жив.

Наряду с острыми реактивными психозами у подавляющего числа пострадавших в первом периоде возникают непсихотические расстройства в виде растерянности, невозможности сразу осмыслить ситуацию. Такое состояние длится обычно недолго и сменяется ориентированностью в происходящем, мобилизацией сил, воли, активности.

Из психических нарушений при стихийных бедствиях и катастрофах наиболее частыми являются непсихотические расстройства невротического уровня, начиная от невротических реакций до неврозов и невротических развитий. Особенно характерно развитие разного рода навязчивых страхов, тематически обычно связанных с экстремальной ситуацией, а также тягостных навязчивых воспоминаний о пережитом. Эти состояния могут длиться долгое время, то затухая, то вновь обостряясь, особенно в ситуациях, хоть чемто, даже весьма отдаленно напоминающих пережитую катастрофу. По таким же механизмам может возникать или резко обостряться истерическая симптоматика. Долгое время может сохраняться нарушение сна, нередко с кошмарными сновидениями, также отражающими ужас всего пережитого.

Психогенные воздействия могут также реализовываться в виде психосоматических заболеваний, таких как инфаркт миокарда, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки, экзема.

Клиническая картина психических нарушений при стихийных бедствиях и катастрофах может быть значительно изменена за счет воздействия дополнительных вредных факторов, нередко сопутствующих экстремальным воздействиям самой ситуации. К ним относятся психические расстройства, связанные с кровопотерями, черепномозговыми травмами, смогами, синдромом длительного раздавливания, размозжения мягких тканей обломками домов, глыбами земли (травматический токсикоз, крашсиндром, миоренальный синдром). В связи с этими дополнительными вредностями возникают различные состояния помрачения сознания вплоть до сопора и комы, иногда развиваются эпилептиформные припадки, тяжелые органические поражения головного и спинного мозга.

Сравнительновозрастные особенности. У подростков и особенно у детей, переживших катастрофы и стихийные бедствия, чаще всего возникают тревога и разнообразные страхи, в том числе ночные. Тревожнофобические явления обычно появляются на фоне пониженного настроения и вегетативных расстройств. Возможны задержки физического и особенно психического развития, дети трудно адаптируются в новой ситуации, им трудно усваивать новый материал.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психосемантические пространства ценностей личности при нарушении психического здоровья

Языков К.Г.
Исследована геометрическая модель организации ценностной сферы человека для разных уровней психического здоровья.
Читать PDF

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 класс
Читать PDF

Клинико-психологические формы нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленин

Вертячих Наталья Николаевна
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования психологических проявлений и факторов риска нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Читать PDF

Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями

Жигорева Марина Васильевна
В статье рассматриваются проблемы многоаспектного исследования детей со сложными (комплексными) нарушениями.
Читать PDF

Субклинический гипотиреоз и психические нарушения у больных аутоиммунным тиреоидитом

Терещенко И.В., Каюшева Н.В.
До настоящего времени нет единого мнения, надо ли лечить субклинический гипотиреоз (СГ).
Читать PDF

Нарушения психического развития и адаптации у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита

Желобова Евгения Андреевна
По данным учителей и родителей, дети с СДВГ демонстрируют более выраженные интернализационные и экстернализационные проблемы, проблемы внимания, обучения и мышления, социальные и сексуальные проблемы.
Читать PDF

Нарушения психической адаптации среди трудоспособного населения

Вертячих Наталья Николаевна
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Читать PDF

Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с ги

Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна
На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в эмоционально-волевой сфер
Читать PDF

Психосоциальные факторы как предикторы нарушений психической адаптации у лиц, занятых стрессогенной

Вассерман Людвиг Иосифович, Шамрей Владислав Казимирович, Марченко Андрей Александрович, Новожилова М.Ю.
Рассматривается роль психосоциальных факторов в системных механизмах расстройства психической адаптации у военнослужащих Подводных сил.
Читать PDF

Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка

Афанасьева Елена Дмитриевна
Рассматривается проблема психологической адаптации ВИЧинфицированных женщин к материнству. Представлены результаты исследования личностных отношений, особенностей нарушения адаптации.
Читать PDF

Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и про

Беребин Михаил Алексеевич, Григорьева Ирина Юрьевна
Представлены результаты анализа профессиогенных нарушений деятельности и здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Читать PDF

Психодиагностические критерии прогноза нарушений психической адаптации и профессиональной надежности

Беребин Михаил Алексеевич, Кочкина Юлия Владимировна
Проведён анализ современного состояния проблемы прогнозирования нарушений психической адаптации и профессиональной надёжности с учетом её особенностей для сотрудников правоохранительной системы.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: