Психология образования это что такое Психология образования: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения термина ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы социализации и их взаимодействие с когнитивным функционированием, подготовка преподавателей и т.д.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Психология образования

отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к самому себе. Образование не ограничивается включением в организованные процессы обучения, а представля ет собой особую координату всей жизнедеятельности человека, самообразования и саморазвития. Согласно современным представлениям ребенок или взрослый выступает не неким «страдательным» сушеством, формируемым по заданным и одинаковым для всех образцам, не объектом педагогических воздействий, а занимает позицию активного субъекта собственной образовательной деятельности. Образование трактуется как процесс непрерывный, гуманистический, культуросообразный и культурообразующий, а не только потребляющий культурные ценности. Ведущую роль при этом должны играть собственные цели обучающегося, порождаемые в диалоге, общении и равнопартнерском взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса. Это не означает устранения со сцены родителя, воспитателя, педагога, вообще любого посредника между человеком и культурой, наоборот — их роль и требования к компетентности неизмеримо возрастают вместе с переходом от технологии «передачи» готовой учебной информации к гуманистической педагогике сотрудничества и сотворчества с обучающимися в процессе раскрытия, постижения и развития духовной и интеллектуальной культуры — общечеловеческой и национальной, общей и профессиональной. Понимание образования не только как процесса наследования и «потребления» ставших образцов культуры, но и ее расширенного воспроизводства (прежде всего самим фактом развития обучающихся как творческих индивидуальностей) и обусловливает необходимость развития П. о. со своей специфической предметной областью, понятийным аппаратом, способами проведения исследований, интерпретации экспериментальных данных и использованием полученных результатов в образовательной практике. Это предполагает соотнесение складывающихся в П. о. понятий и представлений с теми, которые имеются в педагогической психологии и возрастной психологии, и в связи с этим — переосмысление с позиций П. о. путей и способов решения целого ряда классических и новых проблем, таких как: соотношение обучения, воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого в системе непрерывного образования; своеобразие механизмов психического развития людей всех возрастов; соотношение развития и практического использования научных и житейских понятий в неинституциализированных формах образования; трансформация познавательной мотивации в профессиональную; соотношение внешне задаваемых целей обучения и воспитания и внутренних целей самого субъекта образовательного процесса и др. Утверждение П. о. как ветви психологической науки, построенной на гуманистической основе, предполагает пересмотр представлений о типе и методах экспериментальных исследований, интерпретации их результатов. Начиная с В. Вундта, психологию пытались строить по естественнонаучному, технократическому образцу. Отсюда попытки формировать личность с заранее заданными свойствами, рассматривать учащегося как объект управления и т.п. Однако в современной психологии утверждается гуманитарное понимание природы науки, научного познания и соответствующего ей типа психологического эксперимента, идущее еще от В. Дильтея. Гуманитарное познание зависит от установок познающего (экспериментатора), тогда как в естественнонаучном эксперименте они должны быть принципиально устранены; в гуманитарном познании сочетаются интуитивное постижение чужой (и своей) жизни и объективный, общезначимый ее анализ, оперирующий обобщениями и понятиями (В. Розин). Перспектива развития психологического метода, в том числе в рамках П. о., — в направлении синтеза герменевтики и естественнонаучного подхода, обогащения интерпретационных процедур схемами и приемами, наработанными в естественнонаучной традиции (В.Н. Дружинин). Экспериментатор в гуманитарных науках не изолирован от испытуемого: происходит, как писал М.М. Бахтин, «встреча двух сознаний» и «обрамление чужого высказывания диалогическим контекстом». А.А.Вербицкий

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психология образования и компьютерные тесты Санкт-Петербургской академии постдипломного образования

Иванов С. В.
В статье приводится исследование применения компьютерных тестов в образовательных целях. Разработка компьютерных тестов очень важна для оказания помощи вузам. В этом случае необходима система создания управления качеством подготовки специалистов с учетом индивидуально-психологических особенностей, где используется независимая внешняя оценка. В психолого-педагогических целях важно дать общие характеристики используемого информационно-измерительного обеспечения контрольно-оценочной деятельности.
Скачать PDF

Организационная психология образования в системе идей научной организации педагогического труда

Хребина С.В.
Скачать PDF

Организационная психология образования в контексте деятельностного подхода

Ясько Бэла Аслановна
Рассмотрена организационная культура образовательных учреждений во взаимосвязи с динамикой личности педагога городских и сельских школ, учителей-предметников и педагогов начальных классов. Утверждается, что субъектно-деятельностная теоретико-методологическая парадигма имеет новый аспект развития в контексте организационно-психологических исследований.
Скачать PDF

Организационная психология образования: от теоретических концепций к методологии и методам исследова

Ясько Бeла Аслановна
Рассмотрены основные современные теоретические конструкты организационной психологии, в частности, организационной культуры как одной из центральных категорий организационной психологии. Выделены наиболее известные теоретические обоснования оргкультуры и соответствующие им методологические подходы. Показано, что традиционное следование организационных психологов проблематике индустриальной психологии обнаруживает сегодня дефицит исследований в области организационно-психологических процессов в непроизводственной сфере, в частности, в образовании. На примере организационной культуры городских и сельских школ показано, что результаты таких исследований позволяют вскрыть организационно-психологические резервы и ресурсы, опираясь на которые стратегический менеджмент может видеть не только ситуацию «здесь и сейчас», но, что не менее важно, перспективу динамики организационных процессов, а следовательно, целенаправленно структурировать совместную деятельность в рамках конкретных организаций.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы. Анализируются некоторые подходы к определению феномена психологической культуры и его сущности. Ставится вопрос о месте этого психологического образования в общей структуре психики человека. Делается попытка выявить содержание и структуру психологической культуры, обозначить основные уровни в ее генезисе, а также факторы становления этого психологического явления. Анализируется соотношение понятий «ключевые компетенции» и «психологическая компетенция».
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

К вопросу о психологических основах интернационализации школьного образования

Белова О. В., Защеринская В.
Рассмотрены национальные различия в межполушарной организации психических процессов в старшем дошкольном возрасте посредством сравнительного анализа рисунков детей русской и армянской национальности. В исследовании были использованы авторские методики, позволяющие анализировать проявление межполушарной организации психических процессов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки обучающих программ, учитывающих национальную специфику становления межполушарной организации психических процессов.
Скачать PDF

Психологическая готовность инвалидов к получению профессионального образования

Сладков Е. И., Субботина О. А., Шульмин М. П.
Представленные результаты пилотажного исследования психологической готовности абитуриентов-инвалидов к получению профессионального образования получены на основе психолого-педагогического общения исследователей с группой молодых инвалидов-слушателей курса довузовской подготовки. Итоги исследования убеждают, что профессиональное образование является для инвалидов ведущей целью, с ним они связывают достижение наиболее важных жизненных целей, возможность самореализации в будущем.
Скачать PDF

Технологизация образования и психологическое здоровье личности

Лифинцева Н.И.
Скачать PDF

Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический

Козлова Н.В., Берестнева О.Г.
Рассматривается приоритетная сущностно-личностная концепция образования и качественно новый подход к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии. Представлена основная стратегия обучения с опорой на систему акмеологического знания. Определены подходы выявления у студентов личностных ресурсов и трудностей в профессиональном развитии средствами компьютерной системы оценки качества образования.
Скачать PDF

О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии

Дорошенко Наталья Борисовна
В статье рассматриваются психологические и нейрофизиологические аспекты использования в образовательном процессе мультимедийных учебных комплексов. Автор показывает, что магия компьютеров, привлекающая внимание людей различных возрастов, заключается во взаимодействии когнитивных систем мозга и двух зрительных систем (вентральной и дорсальной) в процессе обработки поступающих с экрана монитора информационных потоков различного рода данных. Однако компьютер не должен полностью заменить общение с преподавателем…
Скачать PDF

Похожие термины: