ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы социализации и их взаимодействие с когнитивным функционированием, подготовка преподавателей и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(Educationаl Psychology-англ.)-принятое за рубежом (в частности, в США) название системы психологических знаний и направлений научных исследований, связанных с исследованием психологических аспектов и проблем образования. П.о. включает педагогическую психологию, психологию научения, психологию воспитания и ряд других отраслей. См. психология воспитания, психология научения, психология обучения, психология педагогическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психология образования
отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к самому себе. Образование не ограничивается включением в организованные процессы обучения, а представля ет собой особую координату всей жизнедеятельности человека, самообразования и саморазвития. Согласно современным представлениям ребенок или взрослый выступает не неким «страдательным» сушеством, формируемым по заданным и одинаковым для всех образцам, не объектом педагогических воздействий, а занимает позицию активного субъекта собственной образовательной деятельности. Образование трактуется как процесс непрерывный, гуманистический, культуросообразный и культурообразующий, а не только потребляющий культурные ценности. Ведущую роль при этом должны играть собственные цели обучающегося, порождаемые в диалоге, общении и равнопартнерском взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса. Это не означает устранения со сцены родителя, воспитателя, педагога, вообще любого посредника между человеком и культурой, наоборот — их роль и требования к компетентности неизмеримо возрастают вместе с переходом от технологии «передачи» готовой учебной информации к гуманистической педагогике сотрудничества и сотворчества с обучающимися в процессе раскрытия, постижения и развития духовной и интеллектуальной культуры — общечеловеческой и национальной, общей и профессиональной. Понимание образования не только как процесса наследования и «потребления» ставших образцов культуры, но и ее расширенного воспроизводства (прежде всего самим фактом развития обучающихся как творческих индивидуальностей) и обусловливает необходимость развития П. о. со своей специфической предметной областью, понятийным аппаратом, способами проведения исследований, интерпретации экспериментальных данных и использованием полученных результатов в образовательной практике. Это предполагает соотнесение складывающихся в П. о. понятий и представлений с теми, которые имеются в педагогической психологии и возрастной психологии, и в связи с этим — переосмысление с позиций П. о. путей и способов решения целого ряда классических и новых проблем, таких как: соотношение обучения, воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого в системе непрерывного образования; своеобразие механизмов психического развития людей всех возрастов; соотношение развития и практического использования научных и житейских понятий в неинституциализированных формах образования; трансформация познавательной мотивации в профессиональную; соотношение внешне задаваемых целей обучения и воспитания и внутренних целей самого субъекта образовательного процесса и др. Утверждение П. о. как ветви психологической науки, построенной на гуманистической основе, предполагает пересмотр представлений о типе и методах экспериментальных исследований, интерпретации их результатов. Начиная с В. Вундта, психологию пытались строить по естественнонаучному, технократическому образцу. Отсюда попытки формировать личность с заранее заданными свойствами, рассматривать учащегося как объект управления и т.п. Однако в современной психологии утверждается гуманитарное понимание природы науки, научного познания и соответствующего ей типа психологического эксперимента, идущее еще от В. Дильтея. Гуманитарное познание зависит от установок познающего (экспериментатора), тогда как в естественнонаучном эксперименте они должны быть принципиально устранены; в гуманитарном познании сочетаются интуитивное постижение чужой (и своей) жизни и объективный, общезначимый ее анализ, оперирующий обобщениями и понятиями (В. Розин). Перспектива развития психологического метода, в том числе в рамках П. о., — в направлении синтеза герменевтики и естественнонаучного подхода, обогащения интерпретационных процедур схемами и приемами, наработанными в естественнонаучной традиции (В.Н. Дружинин). Экспериментатор в гуманитарных науках не изолирован от испытуемого: происходит, как писал М.М. Бахтин, «встреча двух сознаний» и «обрамление чужого высказывания диалогическим контекстом». А.А.Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.53 кб

Социальная психология образования

Акопов Гарник Владимирович, Варфоломеева Татьяна Петровна, Чернышова Евгения Леонидовна
В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления.
Читать PDF
176.44 кб

Психология элитарного образования

Гуревич Павел Семенович
Читать PDF
310.55 кб

Психологическое образование учителя

Регуш Людмила Александровна
В 2010 году исполняется 85 лет кафедре психологии Герценовского университета. С момента своего основания и по настоящее время главным направлением работы кафедры является психологическая подготовка будущих учителей.
Читать PDF
570.16 кб

О новой общей психологии образования

Гуружапов Виктор Александрович
Анализируется содержание общей психологии для педагогов в связи задачей внедрения Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.
Читать PDF
193.64 кб

Психологическая культура и образование

И. В. Дубровина
Читать PDF
386.74 кб

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы.
Читать PDF
151.01 кб

Психология в системе уровневого образования

Регуш Людмила Александровна
В последние десятилетия психология перестала быть украшением («красивым фантиком») в различных проектах, программах, исследованиях.
Читать PDF
108.23 кб

Проблемы психологического образования и науки

Зинченко Юрий Петрович
Статья посвящена проблемам подготовки психологов специалистов системы МВД России с учетом требований и тенденций в профессиональном образовании.
Читать PDF
106.64 кб

Концепция кафедры психологии образования мпгу

Обухов Алексей
Читать PDF
317.45 кб

Психологическое здоровье и образование человека

Шувалов Александр Владимирович
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научного проекта «Антропология социально-психологического здоровья детства»; рассматривается проблема психологического здоровья в научном и мировоззренческом асп
Читать PDF
303.61 кб

Профессиональная культура психолога образования

Исаева Н. И.
Isaeva N.I. Professional Culture of Educational Psychologists. The article gives grounds to the correlation of the concepts «culture», «professional culture» and «professional psychological culture».
Читать PDF
256.85 кб

Психологическое образование как ресурс личности

Дементий Людмила Ивановна, Малёнов Александр Александрович
The basic idea of article is revealed through statement of a problem about resource of psychological education in formation of the personality in the process of studying in higher education establishment through a prism of the imp
Читать PDF
234.85 кб

Психологические аспекты гуманизации образования

Крамаренко Алла Николаевна
В статье рассматриваются психологические аспекты гуманизации образования, как процесса, не предусматривающего простую передачу знаний в системе „учитель-ученик", а включающего в себя эмоции и чувства.
Читать PDF
3.32 мб

Психологические основы менеджмента в образовании

Никишова С. А.
Читать PDF
529.83 кб

Социалогия и психология в инженерном образовании

Федоров И.

Похожие термины:

  • ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    общая и специальная профессиональная подготовка, которую получают современные специалисты-психологи в учебных заведениях. Во всем мире, в том числе в России, сложились две системы такого образов
  • Психологическая служба образования

    Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение. Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для
  • ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

    часть психологии образования, которая имеет дело с обучением и воспитанием детей, отклоняющихся от нормы в своем физическом или психологическом развитии. См. дефектология, психология специальная
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    высшее или среднее специальное образование, позволяющее человеку считаться квалифицированным психологом и занимать соответствующие должности в государственных учреждениях.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

    основные субъективные составляющие личности: система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера.
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, которое получает человек, приобретающий квалификацию практического психолога, включая психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию.