Психологическая служба образования

Найдено 2 определения термина Психологическая служба образования

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Психологическая служба образования

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся. Одной из центральных задач психологической службы образования является формирование учебной мотивации у учащихся.

Литература. Wessling-Lunnemann G. Motivationsforderung im Unterricht. Hogrefe, 1985

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Психологическая служба образования

один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.; практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с; организационный — создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель П. с. о. Существуют два направления деятельности П. с. о. — актуальное и перспективное. Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских учреждениях много таких проблем, и оказание конкретной помощи — существенная задача П. с. сегодняшнего дня. Однако эта задача не должна стать единственной. Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям, учителям.Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих способностей, интересов, его отношению к себе, к людям, к окружающему миру, происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Задача взрослых — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные. Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по развитию, психологическим консультированием. Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной — психологическому научно-методическому центру. П. с. о. проектируется как единая система в образовательном пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы. И. В.Дубровина

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования

Бонкало Т.И.
В статье представлены результаты исследования проблемы организации в образовательном учреждении комплексной социально-психологической помощи семье.
Читать PDF

Стратегические задачи социально-психологической службы в непрерывном образовании

Халилова Шахноза Тургуновна
Читать PDF

Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования

Ефремова Ольга Ивановна
В статье раскрывается роль психологической службы вуза как института профессиональной подготовки будущих психологов образования, реализующего такие ее компоненты, как получение студентами личной психо
Читать PDF

Служба практической психологии - инновация в системе образования России

Сапранкова Татьяна Алексеевна
Читать PDF

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки приказ от 25 октября 2011 года № 2267 «Об

Читать PDF

Формирование профессиональной культуры специалистов методических службв сфере образования

Рыбина Ольга Викторовна
В данной статье рассматриваются вопросы методической деятельности в сфере образования, формирования профессиональной культуры специалистов, осуществляющих эту деятельность на муниципальном уровне.
Читать PDF

Технические системы - на службе образования

Окулич-Казарин Валерий Петрович, Садыкова Деляра Михайловна, Цветкова Виктория Евгеньевна
Читать PDF

Технические системы - на службе образования

Окулич-Казарин Валерий Петрович, Садыкова Деляра Михайловна, Цветкова Виктория Евгеньевна
Читать PDF

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы.
Читать PDF

Современное состояние психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ

Казак Тамара Владимировна
В контексте задач настоящего исследования рассматривается современное состояние теории и практики психологической работы.
Читать PDF

Исследование эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в служб

Бендюков Михаил Александрович
В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуального психологического консультирования безработных.
Читать PDF

Концептуальные основы деятельности психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ

Казак Тамара Владимировна
Изложены концептуальные подходы и принципы организации психологической службы, которым надлежит представлять ее в виде иерархической, неоднородной системы, которая сама функционирует и изменяется во в

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!