ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
динамическое и целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность сил на активные и целесообразные действия.
Психологическая готовность
соответствие психологических характеристик человека некоторым требованиям, которые чаще всего представлены в его статусе. В связи с этим изучаются и определяются следующие виды П. г.: к профессиональной деятельности, к обучению, к семейной жизни, к принятию гражданских обязанностей, политических решений и т. д.
В П. г. можно выделить две составляющие — мотивационный компонент и специальные способности, отвечающие за успешную реализацию требований.
В этой связи при изучении и определении П. г. к профессиональной деятельности (профессиональной пригодности), как правило, говорится о трудовых мотивах, установках (см. Мотивационная установка, Установка когнитивная) и профессионально важных качествах; к обучению — об учебных мотивах и способностях к обучению и т. д.
На практике определение П. г. проводится для помощи человеку при освоении им какой-либо деятельности, включении в организацию, создании семьи. Наиболее развиты в настоящее время два практических направления — определение профессиональной пригодности и психологической готовности к школе.
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
В П. г. можно выделить две составляющие — мотивационный компонент и специальные способности, отвечающие за успешную реализацию требований.
В этой связи при изучении и определении П. г. к профессиональной деятельности (профессиональной пригодности), как правило, говорится о трудовых мотивах, установках (см. Мотивационная установка, Установка когнитивная) и профессионально важных качествах; к обучению — об учебных мотивах и способностях к обучению и т. д.
На практике определение П. г. проводится для помощи человеку при освоении им какой-либо деятельности, включении в организацию, создании семьи. Наиболее развиты в настоящее время два практических направления — определение профессиональной пригодности и психологической готовности к школе.
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. В проблеме П. г. выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние П. г. к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная П. г. включают следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, болезни). П. г. человека (особенно, к успешным действиям в аварийной ситуации) складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Весьма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подсказок оператору. Общим средством повышения П. г. является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса.