Готовность к школе психологическая

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Готовность к школе психологическая
синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Е. О. Смирнова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ПСІХАЛАГІЧНАЯ ГАТОЎНАСЦЬ ДА ШКОЛЫ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL– это системное образование, предполагающее определенный уровень развития познавательной (когнитивной) сферы и личностных характеристик ребенка дошкольного возраста, необходимый для освоения им школьной программы и овладения учебной деятельностью. П. г. ш. не тождественна педагогической, которая связана с совокупностью знаний, умений и навыков ребенка, либо морфофункциональной готовности, отражающей уровень морфологического и функционального развития организма. Компонентами психологической готовности к обучению в школе являются интеллектуальная и личностная готовность (И. В. Дубровина, И. Ю. Кулагина, Н. Я. Кушнир). Интеллектуальная готовность к обучению в школе характеризует актуальный уровень развития познавательных (когнитивных) процессов старшего дошкольника, определенный уровень сформированности знаково-символической функции и сферы образов представлений. Она предполагает наличие дифференцированного восприятия, сформированность наглядно-образного мышления, речи, произвольности и опосредованности памяти, внимания, умения выполнять действия по образцу, отличать учебную задачу от практической, осознавать способ собственных действий умение воспроизводить образец (А. Л. Венгер, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Д. Б. Эльконин). Важное значение для обучения в школе имеет переход от эгоцентризма к децентрации. Личностная готовность к обучению в школе выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, сверстникам и самому себе как к ученику. Важной характеристикой личностной готовности выступает наличие «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович). Она отражает значение мотивации учебной деятельности. Беседа, направленная на диагностику ее сформированности, разработана Н. И. Гуткиной. Не менее важной стороной личностной готовности к обучению в школе является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с учителем и другими детьми. Умение общаться со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения учебной деятельности (Е. Е. Кравцова). Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Важно, чтобы ребенок умел адекватно оценивать результаты учебной деятельности, свое поведение, обладал навыками саморегуляции (произвольности). Существует ряд программ диагностики психологической готовности к обучению в школе (Г. Витцлак, X. Бройер и М. Войффен, Н. И. Гуткина, Н. Е. Веракса, Н. Я. Кушнир и др.). Возможна также диагностика ее отдельных компонентов. Методы диагностики интеллектуального развития дошкольников, созданные Л. А. Венгером и его сотрудниками, позволяют определить интеллектаульную готовность к обучению в школе. Методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью разработаны Д. Б. Элькониным («Графичекий диктант»), Л. И. Цеханской («Узор»). Особенно актуальна проблема психологической готовности в связи с переходом к обучению в школе с шести лет. А. М. Поляков, Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.71 кб

Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Рыскулова Мадина Мухаметалиевна
Статья посвящена эмпирическому исследованию психологической готовности детей к школе, проживающих в Республике Казахстан.
Читать PDF
545.80 кб

Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Гуторова Мария Федоровна
Уже более 10 лет наш детский сад работает по программе «Развитие». Основной диагностический комплекс, который использует педагог-психолог, обусловлен выбранной образовательной программой.
Читать PDF
257.11 кб

Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе

Акопян Л. С.
В статье рассматриваются и анализируются школьные страхи, прогнозируемые детьми дошкольного возраста подготовительной группы детского сада.
Читать PDF
297.59 кб

Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Денисова Анна Алексеевна
Рассматривается проблема перехода детей из начальной в основную школу.
Читать PDF
72.04 кб

Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебны

Кадола Елена Владимировна
В статье анализируются различные подходы к проблеме готовности к школьному обучению.
Читать PDF
133.99 кб

Психологические особенности готовности к обучению в школе детей, проживающих в условиях г. Беслан и

Гусова Альбина Дударбековна
Статья посвящена исследованию психологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проживающих в условиях г. Беслан и г. Владикавказ.
Читать PDF
320.22 кб

Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательн

Андросова Юлия Владимировна
В данной статье проанализированы основные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей, поступающих в первый класс школ г.
Читать PDF
11.48 мб

Экспериментальное исследование особенностей психологической готовности к школе часто болеющих детей

Ершкова Мария Сергеевна, Винтин Игорь Анатольевич
Во времена смены стандартов, нескончаемых реформ и модернизаций авторы статьи возвращают нас к «новому» — хорошо забытому старому, анализируя экспериментальное исследование специфических особенностей психологической готовности к ш
Читать PDF
675.30 кб

Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовн

Хапачева Сара Муратовна, Дзеверук Валерия Сергеевна
В статье рассматривается вопрос готовности детей к школьному обучению.
Читать PDF
820.79 кб

Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошколь

Орлянская Юлия Борисовна
В работе представлены теоретические и эмпирические обоснования моделированию процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
Читать PDF
745.19 кб

Формирование психологической готовности к обучению в школе как учебной компетенции учащихся первого

Янович Надежда Александровна
В статье обсуждаются возможности формирования психологический готовности к обучению в школе учащихся первого класса в её психологических проявлениях – личностном, познавательном, регулятивном.
Читать PDF
944.85 кб

Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к обучению в школе детей с

Парфенова Татьяна Александровна, Севенюк Светлана Александровна
Проведен подробный анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки к школе детей с синдромом гиперактивности.
Читать PDF
51.24 мб

Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образова

Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка.
Читать PDF
362.82 кб

Психологическая готовность к школе предпосылка развития активной познавательной позиции у младших шк

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена выявлению закономерностей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и развитием познавательной позиции у младших школьников.
Читать PDF
697.50 кб

Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младш

Князева Т. Н.
В статье представлен теоретический анализ и авторская позиция по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.