Готовность к школе психологическая
Готовность к школе психологическая
синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Е. О. Смирнова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ПСІХАЛАГІЧНАЯ ГАТОЎНАСЦЬ ДА ШКОЛЫ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL– это системное образование, предполагающее определенный уровень развития познавательной (когнитивной) сферы и личностных характеристик ребенка дошкольного возраста, необходимый для освоения им школьной программы и овладения учебной деятельностью. П. г. ш. не тождественна педагогической, которая связана с совокупностью знаний, умений и навыков ребенка, либо морфофункциональной готовности, отражающей уровень морфологического и функционального развития организма. Компонентами психологической готовности к обучению в школе являются интеллектуальная и личностная готовность (И. В. Дубровина, И. Ю. Кулагина, Н. Я. Кушнир). Интеллектуальная готовность к обучению в школе характеризует актуальный уровень развития познавательных (когнитивных) процессов старшего дошкольника, определенный уровень сформированности знаково-символической функции и сферы образов представлений. Она предполагает наличие дифференцированного восприятия, сформированность наглядно-образного мышления, речи, произвольности и опосредованности памяти, внимания, умения выполнять действия по образцу, отличать учебную задачу от практической, осознавать способ собственных действий умение воспроизводить образец (А. Л. Венгер, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Д. Б. Эльконин). Важное значение для обучения в школе имеет переход от эгоцентризма к децентрации. Личностная готовность к обучению в школе выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, сверстникам и самому себе как к ученику. Важной характеристикой личностной готовности выступает наличие «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович). Она отражает значение мотивации учебной деятельности. Беседа, направленная на диагностику ее сформированности, разработана Н. И. Гуткиной. Не менее важной стороной личностной готовности к обучению в школе является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с учителем и другими детьми. Умение общаться со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения учебной деятельности (Е. Е. Кравцова). Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Важно, чтобы ребенок умел адекватно оценивать результаты учебной деятельности, свое поведение, обладал навыками саморегуляции (произвольности). Существует ряд программ диагностики психологической готовности к обучению в школе (Г. Витцлак, X. Бройер и М. Войффен, Н. И. Гуткина, Н. Е. Веракса, Н. Я. Кушнир и др.). Возможна также диагностика ее отдельных компонентов. Методы диагностики интеллектуального развития дошкольников, созданные Л. А. Венгером и его сотрудниками, позволяют определить интеллектаульную готовность к обучению в школе. Методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью разработаны Д. Б. Элькониным («Графичекий диктант»), Л. И. Цеханской («Узор»). Особенно актуальна проблема психологической готовности в связи с переходом к обучению в школе с шести лет. А. М. Поляков, Н. Ю. Клышевич