ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ Готовность к школьному обучению

Готовность к школе психологическая

Найдено 1 определение:

Готовность к школе психологическая

синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Е. О. Смирнова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая готовность к школе предпосылка развития активной познавательной позиции у младших шк

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена выявлению закономерностей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и развитием познавательной позиции у младших школьников. Автор анализирует различные подходы к проблеме школьной зрелости, раскрывает взаимосвязи между отношением детей с учебной ситуации, развитием памяти, логического мышления, организованности и уровнем познавательной позиции учащихся.
Скачать PDF

Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Денисова Анна Алексеевна
Рассматривается проблема перехода детей из начальной в основную школу. В качестве наиболее значимых причин учебных трудностей пятиклассников называются недостатки в развитии познавательных способностей и свойств субъекта учебной деятельности у выпускников начальной школы, акцентируется внимание на необходимости развития у младших школьников кодирования, прогнозирования и переноса как свойств субъекта учебной деятельности и значимых факторов готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
Скачать PDF

Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе

Акопян Л.С.
В статье рассматриваются и анализируются школьные страхи, прогнозируемые детьми дошкольного возраста подготовительной группы детского сада. Выявлено, что в содержании прогнозируемых школьных страхов у детей с разным уровнем психологической готовности к школе, имеются различия.
Скачать PDF

Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младш

Князева Т. Н.
В статье представлен теоретический анализ и авторская позиция по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в основной школе. Рассмотрены ее структура и содержание, прослежена специфика этого психического образования в контексте учебной деятельности и в связи с изменением психовозрастного развития ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
Скачать PDF

Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Рыскулова Мадина Мухаметалиевна
Статья посвящена эмпирическому исследованию психологической готовности детей к школе, проживающих в Республике Казахстан.
Скачать PDF

Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим

Тропина Т.Д., Скоробогатова Н.В., Overfives With General Speech Underdevelopment, Overfives With Normal Level Of Speech Development, Firstgraders With General Speech Underdevelopment, Firstgraders With Normal Level Of Speech, Social, Psychological Readiness For Schooling
В статье представлен анализ состояния социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня в сравнении с их сверстниками, имеющими нормальный уровень развития (НУР) речи. Внимание уделено изучению тех качеств личностной, эмоциональной сферы у обучающихся первых классов с ОНР и НУР, которые могут оказывать негативное влияние на успешную адаптацию детей в школе.
Скачать PDF

Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе

Криволапчук И.А., Кесель С.А.
В процессе исследования идентифицированы психофизиологические факторы, определяющие готовность мальчиков и девочек 6 лет к обучению в школе: «селективность произвольного внимания»; «общая работоспособность»; «физиологическая зрелость»; «сенсомоторная координация произвольных движений». Выявлены гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе. Показано, что мальчики и девочки этого возраста существенно отличается по вкладу рассматриваемых факторов в обобщенную дисперсию выборки и числу переменных, входящих в их состав. Обнаруженные различия, по-видимому, обусловлены спецификой функционирования генетических систем, контролирующих процессы роста и развития мальчиков и девочек на данном этапе онтогенеза. Несовпадение факторной структуры готовности мальчиков и девочек 6 лет к обучению в школе указывает на необходимость разработки подходов к диагностике и организации процесса школьной подготовки дифференцированно с учетом половых особенностей детей данного возраста. Проведенное исследование позволило получить весьма ценные данные о взаимосвязи ряда показателей готовности мальчиков и девочек 6 лет к обучению в школе с параметрами двигательной подготовленности и физической работоспособности.
Скачать PDF

Представления родителей о готовности ребенка к школе

Новицкая Е. С.
В статье описывается опыт исследования родительских представлений в структуре готовности ребенка к школе. В результате исследования автором выделяются группы представлений, которые дают дополнительную информацию об отношении родителей к понятию «готовность ребенка к школе» в современном мире, затрагивают актуальные переживания родителей и проблемы, с которыми они связывают поступление ребенка в первый класс
Скачать PDF

Представления родителей в структуре готовности ребенка к школе

Новицкая Е.С.
Статья посвящена проблеме родительских представлений о готовности ребенка к школе. В статье проанализировано содержательное наполнение представлений родителей о готовности ребенка к школе; приведены результаты исследования школьной готовности и родительских представлений; выявлено различие между представлениями родителей и реальным уровнем готовности к школе современных детей. Статья содержит анализ родительского представления в структуре детско-родительских отношений и паттернов родительских представлений как факторов готовности ребенка к школе.
Скачать PDF

Представления родителей об эмоциональной готовности ребенка к школе при анализе особенностей эмоцион

Новицкая Екатерина Сергеевна
В статье анализируется понимание родителями значения эмоционального готовности ребенка к школе. Задачей исследования было выявление особенностей влияния родительских представлений об эмоциональной готовности детей на собственно уровень эмоциональной готовности ребенка. Экспериментальное исследование проводилось методами сравнения, тестирования, анкетирования, наблюдения, интервью, экспертных оценок, лонгитюда. Сравнивались показатели эмоциональной готовности детей в подготовительной группе детского сада и в начале учебного года в первом классе. В результате исследования выявлено, что родители рассматривают эмоциональную готовность преимущественно в структуре психологической готовности; представления родителей об эмоциональной готовности занимают последнее место среди прочих групп представлений. Слабая конкретизация представлений родителей об эмоциональной готовности к школе способствует возникновению проблем эмоциональной сферы у ребенка на начальном этапе обучения в первом классе.
Скачать PDF

Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе

Веракса А.Н., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.
Различные авторы включают в понятие готоности к школе большое количество взаимосвязанных факторов. Так, Н.И. Вьюнова выделяет психомоторную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную, социально-психологическую готовность к школе (Вьюнова, 2005). Д.Б. Эльконин выводит предпосылки, необходимые для школьного обучения, из новообразований дошкольного возраста: произвольность поведения на основе прогноза его последствий, обобщение переживаний, полимотивированность поведения (Эльконин, 2005). Целью исследования является изучение предикторов успешной адаптации к первому классу среди детей дошкольного возраста. На данный момент получены результаты первого этапа исследования диагностики уровня развития произвольности, познавательного и социального развития дошкольников. Выборка. В исследовании приняли участие 81 воспитанник старших групп детских садов города Москва (47 мальчиков (58%) и 34 девочки (42%)). Средний возраст девочек 69,2 месяца, мальчиков 70,7 месяцев. Методики. В исследовании использованы субтесты диагностического комплекса NEPSY (Korkman et. al, 2007), методика «Понимание эмоций» (TEC) (Pons et. al, 2006) и методика DCCS (Zelazo, 2006), направленные на оценку социального и эмоционального, интеллектуального развития дошкольников, развития регуляторных функций. Результаты. Методом кластерного анализа были выявлены траектории развития в старшем дошкольном возрасте. 1 тип (38% выборки) характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, хорошо развитой памятью и высоким уровнем развития произвольности и когнитивной гибкостью. 2 тип (10% выборки) характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, хорошо развитой памятью, но слабой когнитивной гибкостью. 3 тип (28% выборки): характеризуется невысоким уровнем интеллектуального развития, слабо развитой памятью, но высоким уровнем развития произвольности и когнитивной гибкости. 4 тип (24% выборки): характеризуется невысоким уровнем интеллектуального развития, слабой памятью, средним уровнем развития произвольности и когнитивной гибкости. На втором этапе исследования планируется проследить, какой тип развития способствует эффективной адаптации к первому классу. На основании данных первого этапа исследования можно подвести следующие итоги: 1. Социальная ситуация развития детского дошкольного учреждения обеспечивает равномерный уровень развития социальных навыков, что проявляется в однородности результатов по трем методикам, оценивающим уровень социального и эмоционального развития дошкольников. 2. Развитие социального интеллекта обуславливается как уровнем развития произвольности, так и уровнем интеллектуального развития. Тогда как уровень развития эмоционального интеллекта связан только с интеллектуальными способностями. 3. Уровень развития произвольности однозначно не определяет успешность выполнения заданий. Развитие дошкольников может проходить по различным траекториям. 4. На данном этапе можно предположить, что первый из выделенных типов развития является оптимальным для успешного перехода к школьному обучению. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 16-18-00073.
Скачать PDF

Эмоциональная готовность к школе - общая задача семьи и ДОУ

Загвоздкин Владимир Константинович
Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе, и факторов успешности школьного обучения показывает отчетливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и выделении психологических факторов успешности в обучении отчетливо преобладал набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, прежде всего уровень когнитивного развития, концентрация, память, логическое мышление, координация глаз рука и т.п., то в настоящее время исследователи придают гораздо большее значение другим факторам. Отмечается важная роль социального и эмоционального компонента в обучении, а развитие социальной и эмоциональной компетентности становятся важнейшими целями школьного обучения. В ряде исследований была выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка центральным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи все чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно являться важнейшей целью воспитания и обучения в семье и школе. Автор знакомит читателей с понятием «эмоциональный интеллект» и представляет программу эмоционального воспитания, разработанную в США профессором Джоном Готманом одним из авторитетнейших исследователей в данной области.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: