Профессиональное развитие это что такое Профессиональное развитие: определение — Психология.НЭС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Профессиональное развитие

Найдено 2 определения термина Профессиональное развитие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Профессиональное развитие

Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.

Категория. Происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

Специфика. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).

На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека - по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) - к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития.

Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда.

Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Я-концепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка - на основе взаимодействия психологических инстанций Оно, Я, Сверх-Я - разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) - к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Я-идентичность (при идентификации с моральными нормами) - к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу.

Диагностика. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, "Роршах-диагностика"; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Я-концепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс).

Литература. Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956;

Super D., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971;

(Hrsg.) Seifert K.H., Eckhardt H.-H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 - 781 S.;

Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985;

Seifert K.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) Sarges W., Fricke R. Psychologie fur die Erwachsenbildung- Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

профессиональное развитие

процесс,характеризующий динамику необратимых изменений личности,ее основных мотивационно-потребностных,когнитивных,эмоционально-волевых,характерологических компонентов в ходе профессионализации.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме Профессиональное развитие — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональное развитие в контексте жизненного пути и психического развития человека

Акбиева Зарема Солтанмурадовна
Статья посвящена одной из современных и актуальных проблем профессиональному становлению и реализации личности на различных этапах жизненного пути. Профессиональные предпочтения и профессиональная компетентность, ситуации, в которых живут и работают люди, смысл и содержание их Я-концепции изменяются со временем и опытом, делая выбор карьерных решений и достижение цели непрерывным процессом.
Скачать PDF

Личностно-профессиональное развитие студентов психологов в процессе обучения в вузе

Самойленко Е.В.
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из о

Ахметова Л. В.
В статье на основе опыта работы описаны организационные и научно-образовательные условия социально-психологической адаптации российских и иностранных (монгольских) студентов в педагогическом вузе. В том числе раскрыты особенности и содержание работы международной студенческой научно-образовательной лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования. Фундаментальной задачей адаптивного образования, по мысли автора, является психолого-дидактическая «настройка» учебного процесса на физические, психологические, этнические индивидуальные особенности учащихся, для достижения цели высшего профессионального образования.
Скачать PDF

Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел

Ануфриева Дина Юрьевна
В статье рассматриваются основные подходы к процессу профессионального развития, дается определение личности как субъекта личностного и профессионального развития. Делается вывод, что ведущим фактором профессионального становления личности выступает система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой у личности возникают определенные трудности.
Скачать PDF

Личностное и профессиональное развитие студентов: эмпирический поиск показателей

Портнова Алла Георгиевна, Залюбовская Наталья Сергеевна
В статье представлено описание теоретического и эмпирического поиска комплексных показателей личностного и профессионального развития студентов вуза. По результатам исследования, проведенного в Кемеровском государственном университете, авторами выявлено, что уровень субъективного контроля является ведущим показателем личностного и профессионального развития студентов.
Скачать PDF

Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования

Козлова Наталья Викторовна, Вержицкая Елена Николаевна
Рассматривается проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. На основе анализа теоретических источников описаны закономерности и особенности развития личности, профессионального развития педагога. Выделены акмеофакторы развития в условиях модернизации образования: наличие акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в данных условиях, творческого потенциала как способности творчески реагировать на происходящие перемены.
Скачать PDF

Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становл

Ангеловский А.А.
В данной статье представлен анализ профессионального развития личности в двух плоскостях: психолого-педагогической и социально-философской. Профессиональное становление и профессиональное развитие рассматривается как индивидуальный личностный процесс, а также профессиональное развитие личности предполагает наличие общественной составляющей и социального характера.
Скачать PDF

Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе

Чуйкова Т. С.
В статье представлен анализ особенностей современного рынка труда, связанных с нестабильной, негарантированной занятостью и безработицей. Эти изменения, осложняя и проблематизируя профессиональное развитие человека, диктуют, в свою очередь пересмотр традиционных подходов в области профориентации и карьерного консультирования. Некоторые особенности таких современных подходов автором обозначены.
Скачать PDF

Личностно-профессиональное развитие педагога-психолога как основа его профессиональной компетентност

Заморская Т.В., Косырев В.Н.
Скачать PDF

Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие студ

Дьячкова Е.С.
The aim of the article is to study the psychological and psychophisiological factors, which influence professional and personal development. Emotional, communicative, personal spheres have been studied and the variability of heard rhythm has been analyzed. The factors which influence personal and professional development of students are revealed. The research has shown that the conditions of educational environment determine life image and influence formation of students' psychological features.
Скачать PDF

Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных ко

Афонькина Юлия Александровна
В статье представлен научно-теоретический анализ отечественных теорий профессионального развития. Анализируются подходы к определению этапов, механизмов, условий профессионального развития на разных этапах онтогенеза.
Скачать PDF

Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность

Толочек Владимир Алексеевич
Обсуждается проблема тезауруса психологии способностей (возрастания числа понятий, отражающих эффективность деятельности и успешность субъекта). Предлагается способ упорядочивания системы понятий (задатки, способности, специальные способности, профессиональные способности, профессионально важные качества, компетенции, компетентность).
Скачать PDF

Похожие термины: