Профессиональное развитие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

профессиональное развитие

процесс,характеризующий динамику необратимых изменений личности,ее основных мотивационно-потребностных,когнитивных,эмоционально-волевых,характерологических компонентов в ходе профессионализации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
процесс появления качественных прогрессивных изменений психики и личности человека труда в ходе овладения им профессией и выполнения профессиональной деятельности. Р.п. означает дифференциацию и интеграцию различных психических функций и свойств, появление психических новообразований на отдельных этапах профессионализации человека, возникновение новых психических структур, механизмов, процессов: готовности к труду, трудолюбия и работоспособности, профессионального самоопределения, позиции зрелого профессионала, устойчивых профессиональных притязаний, адекватной профессиональной самооценки, удовлетворенности трудом и др. Частным случаем Р.п. являются регресс, выпадение или искажение ранее имеющихся профессиональных качеств, появление новых негативных признаков и деформаций, распад профессиональной деятельности.
Р.п. тесно связано с личностным становлением субъекта труда, то опережая, то блокируя его.
Человек как субъект своего Р.п. характеризуется зрелым це- леполаганием, умением самостоятельно намечать и реализовывать планы своего профессионального совершенствования, адекватно оценивать свою профессиональную зрелость, обогащать свою личность опытом профессии, преобразовывать себя как профессионала по мере изменения требований профессии, созидать себя как творческую личность профессионала.
Акмеология изучает пути оптимизации профессионального развития, разрабатывает способы стимулирования человека как субъекта своего профессионального саморазвития, активизируя приемы его наиболее полной самореализации, достижения вершин профессионализма.

Источник: Акмеологический словарь.

Профессиональное развитие
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.
Категория. Происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.
Специфика. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).
На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека - по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) - к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития.
Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда.
Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Я-концепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка - на основе взаимодействия психологических инстанций Оно, Я, Сверх-Я - разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) - к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Я-идентичность (при идентификации с моральными нормами) - к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу.
Диагностика. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, "Роршах-диагностика"; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Я-концепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс).
Литература. Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956;
Super D., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971;
(Hrsg.) Seifert K.H., Eckhardt H.-H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 - 781 S.;
Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985;
Seifert K.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) Sarges W., Fricke R. Psychologie fur die Erwachsenbildung- Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.89 кб

Профессиональное развитие личности педагога

Панова Нина Васильевна
Анализируются роль и место содержательных основ понятия «профессиональное развитие личности педагога» через анализ этапов профессионального роста в контексте различных ресурсов его развития, качеств личности, обеспечивающих профес
Читать PDF
195.94 кб

К проблеме профессионального развития педагогов

Туренко Елена Анатольевна
В статье рассматривается проблема профессионального стресса педагогов на разных стадиях профессионального развития.
Читать PDF
826.22 кб

Роль массмедиа в развитии профессиональной среды

Смеюха Виктория Вячеславовна, Акопов Артур Каренович
В статье анализируется взаимодействие массмедиа и профессиональной среды.
Читать PDF
126.06 кб

О развитии профессионального мышления психологов

Баранова Ольга Владимировна
Рассматривается проблема развития профессионального мышления психологов, определяются признаки гуманитарных технологий, обосновывается возможность развития качеств социально-ориентированного мышления в условиях профессиональной по
Читать PDF
397.47 кб

Развитие профессионального образования в Монголии

Дэнжин Рэнчин
В Монголии идет поиск путей модернизации профессионального образования.
Читать PDF
264.50 кб

Стратегии профессионального развития преподавателя

Ларионова Марина Александровна
Теоретическое и экспериментальное исследование показало наличие двух стратегий профессионального развития преподавателя высшей школы: формализованной и преобразовательной.
Читать PDF
29.18 мб

Перспективы развития профессиональной коммуникации

Зуева Ирина Викторовна, Зуева Нина Ильинична
Инновационный подход к обучению всех уровней образования характеризуется в образовательных стандартах компетенциями, направленными на решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.
Читать PDF
171.04 кб

Методология развития профессионального образования

Ходусов Александр Николаевич, Кононова Светлана Александровна
В статье анализируются методологические основы развития современного профессионального образования, его идеология как ментальность.
Читать PDF
111.42 кб

О развитии профессионального самосознания студента

Воронцова Анна Александровна
В статье проведен анализ подходов к изучению проблемы развития профессионального самосознания в вузе, рассмотрено строение профессионального самосознания.
Читать PDF
84.81 кб

Развитие профессиональных умений рисования портрета

Медведев Леонид Георгиевич, Голосай Александр Викторович
В статье рассматривается комплексный подход к формированию умений и навыков в портретном рисунке в контексте современных психолого-педагогических исследований с целью развития способности к творческой продуктивной деятельности сту
Читать PDF
523.82 кб

Профессиональное развитие и образование специалиста

Анурин Владимир Федорович, Клочкова Татьяна Николаевна
На основании результатов проведенного исследования выявляется отношение государственных гражданских и муниципальных служащих к роли дополнительного профессионального образования в профессиональном развитии специалиста.
Читать PDF
697.80 кб

Профессиональное развитие старших медицинских сестер

Демина Эльмира Анвяровна
Исследование посвящено вопросам профессионального развития старших медицинских сестер как важной функции управления средним персоналом в медицинских учреждениях. Рассмотрены различные формы организации подготовки кадров.
Читать PDF
302.42 кб

Развитие профессионального сознания будущих учителей

Фрейман М.
Рассмотрено применение эффективных методов обучения будущих учителей техники и информатики на семинарских занятиях.
Читать PDF
178.54 кб

Драйверы развития профессионального медиаобразования

Макарова Наталия Яковлевна, Ярных Вероника Игоревна
Профессиональное медиаобразование одно из самых динамично развивающихся направлений. Какие факторы определяют его развитие в России?
Читать PDF
111.78 кб

Условия развития профессиональной идентичности в вузе

Родичкина Ирина Игоревна
Статья посвящена рассмотрению условий, влияющих на развитие профидентичности в вузе.

Похожие термины: