Развитие профессиональной карьеры

Найдено 1 определение:

Развитие профессиональной карьеры

career development) Р. п. к. охватывает процесс, этапы и задачи продвижения от одной должности к др.. Теории, исслед. и вытекающие из них приложения к психологии профессий можно подразделить на 4 осн. категории: согласовывающие подходы, феноменологические подходы и подходы с позиций развития и принятия решений. Согласовывающие подходы Эта категория включает теории и методы, опирающиеся на дифференциальную психологию и ситуационные теории; к последним относятся структурный подход, контекстуальный подход и подход с позиций социализации. Дифференциальные подходы Свое практ. оформление эти подходы получили в ходе I мировой войны, когда психологи армии США, работавшие с групп. тестами, обнаружили значимые различия между мужчинами разными гражданских профессий, что позволило разраб. приблизительную иерархию профессий, осн. на уровнях интеллектуальных способностей. Это, в свою очередь, привело к изучению специальных способностей, кульминацией к-рого в 1930-х гг. стало составление профилей способностей мужчин и женщин для разнообразных рабочих, конторских, управленческих и свободных ("интеллектуальных") профессий. Этот подход оказался особенно полезен в краткосрочном консультировании и классиф. персонала, что проявилось во время работы с ветеранами, возвращавшимися к гражданской жизни и пытавшимися найти себе применение в условиях мирного времени. Однако специальные способности, напр. те, к-рые представлены в GABT и DAT, не могут служить единственной основой для согласования людей и профессий. Психоаналитики постоянно подчеркивали, что одни лишь способности не в состоянии объяснить причины успешности или неуспешности в работе; в действительности никто этого никогда не утверждал, хотя нек-рые и отмечали, что способности легче измерять и изучать, чем личность. Первым, кто не ограничился простым указанием на важность личности, а предпринял практ. шаги, была Анна Роу, к-рая применила положения теории Маслоу и рез-ты исслед. детского развития к выбору профессий. Несмотря на четкость и привлекательность теории Роу, постулирующей важность психол. климата в детстве, она не нашла своего подтверждения в последующих исслед., как отмечает С. Г. Осипов в "Теориях развития профессиональной карьеры" (Theories of career development). Как выяснилось, переживания позднего детства и юности - в противоположность выводам З. Фрейда и А. Маслоу - играют не менее важную роль и в гораздо большей степени модифицируют эффекты раннего детства, нежели это допускалось теорией Роу. Ситуационные теории. То, что социоэкономический статус родителей служит важной детерминантой будущего взрослого профессионального статуса ребенка, яв-ся документально подтвержденным трюизмом. Исслед. У. Сьюэлла и др. подтверждают, что хотя статус родителей и яв-ся важной детерминантой объема получаемого молодым чел. образования, а следовательно, и той "двери", через к-рую он получит пропуск в мир труда, своей учебой в школе и колледже молодые люди во многом закладывают фундамент для обретения собственного независимого социоэкономического статуса и самостоятельного продвижения вверх по карьерной лестнице. Структурные подходы делают акцент на тех возможностях, к-рые оказываются доступными вследствие принадлежности к тому или иному соц. уровню. Контекстуальные подходы отражают попытку нек-рых теоретиков прийти к более сбалансированному представлению о влиянии ситуационных факторов путем введения индивидуальных качеств в соц. контекст. Подходы с позиций социализации в определенной степени преодолели этот разрыв после того, как в 1966 г. О. Брим определил, что социализация рассматривается как процесс, посредством к-рого индивидуум а) приспосабливается к об-ву, даже если для этого требуется нек-рая модификация соц. структуры, и б) согласует свое поведение с соц. ролевыми ожиданиями. Теория социализации преим. интересуется тем, как формируется работник, необходимый для реализации существующих в об-ве трудовых функций, и потому должна рассматриваться как относящаяся скорее к формированию работника, нежели к Р. п. к. Феноменологические подходы Супер и целый ряд др. исследователей применили к Р. п. к. теорию Я-концепции. Она концентрируется на индивидууме как субъекте принятия решения, признавая, что представления о себе - это не концепции себя в вакууме, но себя в ситуации. Люди действуют, исходя из их представлений не только о самих себе, но и о ситуации. Этот подход отвечал духу времени 1950- 60-х гг. и породил большое количество соотв. исслед. старшеклассников и студентов колледжей. Теория Я-концепции тж не избежала критики за то, что она в основном применима к мобильной и сравнительно автономной молодежи среднего класса, но не к тем ее представителям, к-рые менее свободны в своем выборе и особенности положения к-рых в лучшей степени учитываются структурной теорией. Теория конгруэнтности постулирует динамический, в определенной степени связанный с развитием, процесс выбора профессии, в ходе к-рого индивидуум осуществляет ряд последовательных приближений в приспособлении себя к предпрофессоиальной или профессиональной ситуации, подходящей чертам его личности, к-рые Холланд рассматривал в качестве устойчивых оснований выбора. Следовательно, выбор рассматривается как процесс согласования личностных черт чел. с теми, к-рые требуются для конкретной профессии. Если у чел., оказавшегося в неподходящей ему ситуации, появляется возможность выбора, он будет склонен перейти из нее в более подходящую ситуацию. Поэтому этот подход и наз. теорией конгруэнтности; она представляет собой частный случай согласовывающего подхода, теоретически более полного и, возможно, более мощного по сравнению с теорией Я-концепции. Подходы с позиций развития Все без исключения согласовывающие теории концентрировались на профессиональном выборе или, самое большее, на серии профессиональных выборов, в к-рой главный интерес представляет текущий выбор. Это означает, что они, в целом, пренебрегали характером самой серии выборов, молчаливо подразумевая, что последние - явления одного порядка, не учитывая тем самым личных и ситуационных событий или процессов, к-рые связывают эти выборы в серию определенным осмысленным и значимым образом. Неудовлетворенность таким пренебрежением к психологии развития, особенно к ее теорет. перспективам и методам, послужила причиной к возникновению в 1950-х гг. иных теорет. концепций и связанных с ними эмпирических исслед. Первые работы в области профессиональной карьеры носили исключительно эмпирический характер. П. Лазарсфельд и Шарлотта Бюлер собрали и проанализировали данные в отношении жизненной карьеры австрийцев, сфокусировавшись поначалу на юношеском возрасте, но впоследствии охватив в своем исслед. весь жизненный путь и включив в число рассматриваемых ими разнообразных жизненных ролей тж профессиональные роли. Д. Супер попытался объединить рез-ты этого исслед. и ряда др., менее обширных исслед., а тж своих собственных наблюдений в систематическую концепцию Р. п. к. После того, как Э. Гинзберг с соавторами опубликовали книгу "Профессиональный выбор" (Occupational choice), консультирующие психологи, профконсультанты и нек-рые др. специалисты стали рассматривать профессиональную карьеру с позиций развития. Супер концептуализировал карьеру в виде радуги, в к-рой каждая полоса цвета обозначает отдельную жизненную роль, связанную с карьерой, от первой роли ребенка (обычно - единственной ролью, начиная с рождения до поступления в школу), к ролям ученика, студента, неработающего, работника, супруга, домохозяина (домохозяйки), родителя, гражданина и, наконец, пенсионера. Ширина окрашенного пространства или количество цветовых оттенков в полосе представляет время, уделяемое данной роли, тогда как интенсивность цвета или оттенков показывает степень личной вовлеченности в каждую из этих ролей. Эти роли взаимодействуют между собой и м. б. экстенсивными или поддерживающими, когда одна позволяет реализовать др. или получает помощь со стороны др. роли; комплементарными, когда способности, не задействованные в одной роли, успешно реализуются в др.; компенсирующими, когда некрая роль обеспечивает желаемые выходы, не реализуемые в обычной роли. Кроме того, любая из перечисленных ролей м. б. конкурирующей по отношению к др. ролям, создавая конфликт, если время или эмоциональное пристрастие, отдаваемое к.-л. роли, оказывает негативное влияние на др. важную роль. Это представление получило назв. подхода к Р. п. к. в перспективе времени жизни. Рост - это стадия детства, в ходе к-рой формируются Я-концепции, однако в представлениях о профессиях преобладают идентификации с ключевыми фигурами и фантазия. Исслед. реализуется посредством прохождения через ориентировочную и пробную стадии, приводящие, в свою очередь, к определению, начинающемуся с попытки, не связанной с принятием на себя серьезных обязательств, и впоследствии сопровождающейся все большим их увеличением в случае, если эта попытка получила желаемое вознаграждение. После того как состоялось определение, может происходить закрепление, продвижение или даже переход на др. работу, в случае чего процесс определения может начаться заново. Если все складывается нормально, за этим, в свою очередь, следует стабилизация в середине карьеры, когда мужчины и женщины достигают своего пика и переходят в стадию поддержания. Однако нек-рые из них никогда не достигают своего пика; они продолжают движение вверх, потому что они - новаторы, находящиеся в непрерывном творческом поиске. Одни люди, находясь на пике своей карьеры, постоянно совершенствуются и в подлинном смысле удерживают свои позиции в мире работы, тогда как др. начинают переживать застой, оставаясь на своей работе скорее в силу организационной и личной инерции, или превращаются в "сухостой" и, в свою очередь, мучаются так до самого выхода на пенсию. Такие мужчины и женщины преждевременно входят в стадию спада, к-рая в норме начинается после 60 лет и состоит из подстадий снижения активности, отхода от дел и приспособления к пенсионному образу жизни. Эта Радуга трудовой жизни (Life Career Rainbow) тж пытается описать различные соц. и личные детерминанты, влияющие на карьеру. Несмотря на то, что подобная модель может стать полезным графическим способом представления всей сложности временных и пространственных измерений карьеры, помимо нее были тж разраб. модели пути (Path Models) наряду с методами путевого анализа, опирающимися на регрессионный анализ, к-рые обладают большей эвристической и научной ценностью. Подходы с позиций принятия решений Эпоха 1970-х гг. ознаменовалась возникновением нового подхода к изучению Р. п. к. Джепсен выделил неск. типов решений, однако Херрен и Арроба использовали методы, позволившие им определить эти типы как стили решений, каждый из к-рых может использоваться в определенный момент времени данным чел., даже если ему в большей степени присущи контекстно- или содержательно-ориентированные стили. Так, чел., записавшийся на факультативный курс в колледже под влиянием импульса, при выборе учеб. специализации или работы на время летних каникул может следовать классической, рациональной стратегии решения проблем, тогда как др. чел. может импульсивно принимать даже определяющие для карьеры решения. Не представляется неожиданным, что наиболее подробно в этой области изучены рациональные процессы принятия решений о карьере, однако в центре внимания большинства из них были скорее методы принятия решений, нежели их последствия. См. также Промышленная психология, Профессиональные интересы Д. Супер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины

Котоманова Ольга Владимировна
Рассматриваются особенности профессиональной самореализации женщин, конкурентные качества женщин в процессе становления карьеры, характеризуется мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.
Скачать PDF

Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры

Юндин Р.Н.
В настоящее время высшее профессиональное образование стоит перед необходимостью перехода от жесткой системы подготовки специалистов к более гибкой. Автор в своей статье исходит из предположения, что личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры рассматривается как сложное комплексное образование, а также обращает внимание на результаты корреляционного анализа, которые свидетельствуют о тесной взаимосвязи между структурными компонентами личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза.
Скачать PDF

Особенности профессионально-личностного потенциала и развития карьеры линейных менеджеров отечествен

Завьялова Е.К.
Работа посвящена организационным проблемам среднего менеджмента. Анализируются функции управленцев среднего звена, рассматриваются социально-психологические детерминанты эффективности трудовой деятельности. Приводятся экспериментальные данные исследования профессионально-личностного потенциала линейных менеджеров, основанного на модели Бламберга-Прингла. Демонстрируются возможности использования эмпирических данных в практических целях подбора и развития персонала.
Скачать PDF

Профессиональное развитие и профессиональная карьера: конфликт или синтагма

Митина Лариса Максимовна
В статье показано, что системный личностно-развивающий подход позволяет изучать процессы профессионального развития и профессиональной карьеры как функции эффективности их взаимодействий: или как успешное взаимное влияние, усиление, интеграция синтагма, или как ослабление, разрушение, снижение потенциала конфликт. Экспериментальным путем выделено четыре профессиональных типа личности, определяющих систему психологических воздействий разрешения конфликтных взаимодействий двух процессов. Профессионально-личностный тип высокий уровень профессионального развития, внутренняя детерминация жизнедеятельности, мотивация к профессиональной деятельности и собственному развитию как самоценная независимая мотивация. Карьерное продвижение при этом рассматривается лишь как средство личностно-профессионального развития или отторгается вообще. Профессионально-карьерный тип высокий уровень профессионально-карьерного развития, внутренняя и внешняя детерминации не просто равнозначны; они взаимодополняют друг друга, характерен высокий уровень притязаний. Обладает умениями показать, зарекомендовать себя перед руководством, строить отношения в рабочем коллективе, соблюдая принципы профессиональной карьеры. Традиционалистский тип готовность выполнять определенные обязанности за четко очерченный спектр компенсаций. Испытывает потребность в безопасности, в поведении обычно проявляет конформность. Карьеристский тип внешняя детерминация жизнедеятельности, нацелен на результат: власть, деньги и социальное положение. Ориентирован преимущественно на установление хороших отношений с «нужными» людьми, больше стремится к самоутверждению за счет обладания внешними атрибутами социального успеха, к выполнению профессиональных функций лишь ради получения внешних стимулов, к управлению деятельностью других людей. Выделены восемь подтипов с целью оптимизации профессионального и карьерного развития в последующей практической работе.
Скачать PDF

Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности

Корнеенков С.С.
Скачать PDF

Развитие представлений о профессиональной карьере у студентов вуза

Хаярова Л.Р., Кузнецов Г.В.
Проанализированы представления о профессиональной карьере студентов старших курсов ФСТС, обучающихся по специальности «социальная работа» и студентов старших курсов механического факультета, который показал, что и те и другие имеют весьма смутные представления о будущей специальности, представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и представления о собственном профессиональном будущем.По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на развитие у студентов представлений о профессиональной карьере и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности через построение профессиональных планов, образа будущей профессии.Analyzed beliefs about career CFTC senior students enrolled in the specialty "social work" and senior students of the mechanical department, which showed that they both have a very vague idea about their future profession, self-image as the subject of professional activities and perceptions of own professional future. The study makes recommendations aimed at developing students'' perceptions of career aspirations and realize themselves in their professional activities through the construction of professional plans, the image of the future profession.
Скачать PDF

Проблема гармоничного развития личности: потребность в карьере, права и обязанности

Корнеенков С.С.
Рассматриваются психологические проблемы гармоничного развития личности. Приводятся разные варианты взаимозависимости между развитием личности, деловой карьерой, правами и обязанностями.
Скачать PDF

Личностные детерминанты карьерного развития государственных и муниципальных служащих

Беклемищев Е.П., Панкратова И.А.
Скачать PDF

Игровые техники для развития карьеры. Приглашение к самодиагностике

Ладыжец Наталья Сергеевна
Рассматриваются игровые техники и тренажеры, полезные для развития карьеры.
Скачать PDF

Влияние межличностных отношений студентов вуза на развитие их карьерных устремлений

Канаматова А.К.
В статье анализируется проблема развития карьерных устремлений студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению влияния межличностных отношений студентов на развитие их карьерных устремлений, кратко описывается предложенная программа по развитию межличностных отношений, которая направлена на расширение представлений студентов о психологических аспектах построения и поддержания межличностных отношений людей.
Скачать PDF

Исследование факторов карьерного развития менеджера

Альбитер Л.М., Сатонина Н.Н.
В статье рассматриваются особенности карьерного роста в условиях современного российского рынка труда; анализируются основные социально-психологические факторы, оказывающее приоритетное влияние на построение управленческой карьеры. Выделен блок личностных компетенций, являющийся фундаментом карьерного развития. Проанализированы принципы и методы совершенствования персональных компетенций.
Скачать PDF

Организация поддержки развития карьеры в США

Ломакина Татьяна Юрьевна, Соколова Александра Сергеевна
В статье рассмотрены особенности организации консультирования и развития карьеры для различных групп населения в США.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!