ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования. Основной объект психологии профессионального обучения и воспитания; связан с самоопределением профессиональным.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ПРАФЕСІЙНАЕ РАЗВІЦЦЁ АСОБЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY– процесс социализации личности, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. П. р. л. предполагает профессиональное самоопределение личности и сопровождается развитием профессионального самосознания и профессиональной идентичности. Существуют различные подходы к определению этапов П. р. л. Д. Сьюпер выделял пять этапов: 1) рост (от рождения до 14 лет, начало развития Я-концепции, появление интересов, успехов в какой-либо деятельности; 2) исследование (от 15 до 24 лет, поиск профессионального пути и начало освоения профессии); 3) упрочение карьеры (от 25 до 44 лет, тенденция к сохранению выбранного рода занятий, профессиональные успехи и рост); 4) сохранение достигнутого (от 45 до 64 лет); 5) спад (после 65 лет). Е. А. Климов определил основные фазы развития профессионала, не определяя четких временных границ, т. к. содержание этапа определяется условиями жизни, социокультурной средой человека. Первая фаза– оптации (человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор). Вторая фаза– развития приверженности к профессии и ее освоение (учащиеся учреждений профессионального образования). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж). Третья фаза– адаптации (молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи). Четвертая фаза– интернала (опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями). Пятая фаза– мастерства (работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи). Шестая фаза– авторитета (характерны высокие показатели квалификации: разряд, категория, ученая степень и пр.; легкость решения профессиональных задач). Последняя фаза– наставничества (у работника есть ученики и последователи). Стадии, предложенные Е. А. Климовым, обладают большей экологической валидностью, особенно на современном этапе, поскольку привязаны к содержательной стороне профессиональной деятельности, а не к возрастному периоду. Современный человек находится в ситуации открытой возможности (или необходимости) смены профессии, исходя из изменяющейся конъюнктуры рынка труда, и потому, например, в 40 лет может находиться как в фазе наставничества, по Е. А. Климову, так и в стадии исследования, по Д. Сьюперу. Г. А. Фофанова