ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования. Основной объект психологии профессионального обучения и воспитания; связан с самоопределением профессиональным.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ПРАФЕСІЙНАЕ РАЗВІЦЦЁ АСОБЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY– процесс социализации личности, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. П. р. л. предполагает профессиональное самоопределение личности и сопровождается развитием профессионального самосознания и профессиональной идентичности. Существуют различные подходы к определению этапов П. р. л. Д. Сьюпер выделял пять этапов: 1) рост (от рождения до 14 лет, начало развития Я-концепции, появление интересов, успехов в какой-либо деятельности; 2) исследование (от 15 до 24 лет, поиск профессионального пути и начало освоения профессии); 3) упрочение карьеры (от 25 до 44 лет, тенденция к сохранению выбранного рода занятий, профессиональные успехи и рост); 4) сохранение достигнутого (от 45 до 64 лет); 5) спад (после 65 лет). Е. А. Климов определил основные фазы развития профессионала, не определяя четких временных границ, т. к. содержание этапа определяется условиями жизни, социокультурной средой человека. Первая фаза– оптации (человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор). Вторая фаза– развития приверженности к профессии и ее освоение (учащиеся учреждений профессионального образования). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж). Третья фаза– адаптации (молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи). Четвертая фаза– интернала (опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями). Пятая фаза– мастерства (работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи). Шестая фаза– авторитета (характерны высокие показатели квалификации: разряд, категория, ученая степень и пр.; легкость решения профессиональных задач). Последняя фаза– наставничества (у работника есть ученики и последователи). Стадии, предложенные Е. А. Климовым, обладают большей экологической валидностью, особенно на современном этапе, поскольку привязаны к содержательной стороне профессиональной деятельности, а не к возрастному периоду. Современный человек находится в ситуации открытой возможности (или необходимости) смены профессии, исходя из изменяющейся конъюнктуры рынка труда, и потому, например, в 40 лет может находиться как в фазе наставничества, по Е. А. Климову, так и в стадии исследования, по Д. Сьюперу. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.89 кб

Профессиональное развитие личности педагога

Панова Нина Васильевна
Анализируются роль и место содержательных основ понятия «профессиональное развитие личности педагога» через анализ этапов профессионального роста в контексте различных ресурсов его развития, качеств личности, обеспечивающих профес
Читать PDF
173.90 кб

Мотивация личностно-профессионального развития педагога

Полетаева Наталия Михайловна
Раскрывается проблема мотивации педагога к личностно-профессиональному развитию, внешние и внутренние условия профессионального самосовершенствования, управленческие механизмы мотивации профессионального развития
Читать PDF
5.15 мб

Андрагогические основы профессионального развития личности

Новицкая Лилия Ивановна
В статье рассматривается личность в сфере образования взрослых (андрагогика).
Читать PDF
787.41 кб

Психологические основы профессионального развития личности

Парамонов Д.Ю.
Профессия в современном обществе определяет статус человека, ведь от того как человек использует свои личностные и профессиональные навыки зависит успех в той или иной сфере деятельности и самореализация его как специалиста.
Читать PDF
528.99 кб

Развитие личности в профессиональном становлении специалиста

Караваев А. Ф., Обухова Е. С.
Читать PDF
1.11 мб

Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе

Чуйкова Т. С.
В статье представлен анализ особенностей современного рынка труда, связанных с нестабильной, негарантированной занятостью и безработицей.
Читать PDF
305.03 кб

Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины

Котоманова Ольга Владимировна
Рассматриваются особенности профессиональной самореализации женщин, конкурентные качества женщин в процессе становления карьеры, характеризуется мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.
Читать PDF
148.33 кб

Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе

Николаева Татьяна Петровна, Бичева Ирина Борисовна
В статье раскрыты научно-теоретические аспекты и ведущие тенденции в развитии устойчивости личности на двух взаимосвязанных уровнях проявления: личностного (индивидуального) развития и профессионального, рассмотрены интегративные
Читать PDF
349.29 кб

Развитие личности в профессионально-образовательном пространстве

Мешкова Ирина Владимировна
В статье рассматривается соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда», представлены результаты исследования взаимосвязей личностных особенностей студентов и типов образовательной среды колледжа, опр
Читать PDF
1.65 мб

Жизнеспособность как условие профессионального развития личности

Борисов Георгий Игоревич, Печеркина Анна Александровна
Статья посвящена рассмотрению категории «жизнеспособность» в контексте профессионального развития личности.
Читать PDF
774.15 кб

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

в статье обоснованы актуальность и перспективы изучения самореализации субъекта.
Читать PDF
178.50 кб

Мониторинг личностно-профессионального развития будущего педагога

Пырский Андрей Михайлович
В предлагаемой статье рассматриваются акмеологические индикаторы личностно-профессионального развития будущего педагога: профессиональная направленность, мотивация достижений, положительное отношение к обучению в вузе по своей спе
Читать PDF
2.31 мб

Факторы профессионально-личностного развития будущего специалиста

Алексеева Ирина Степановна
Читать PDF
6.06 мб

Профессиональное становление и развитие личности руководителя ОВД

М.В. Шайкова
Читать PDF
254.85 кб

Комплексный подход к личностно-профессиональному развитию педагога

Касаткин Сергей Фёдорович
В статье дается сущностное раскрытие комплексного научного подхода, позволяющего всесторонне и глубоко исследовать процесс личностно-профессионального развития педагога и возможности эффективного управления этим процессом в целях

Похожие термины: