ПОСТУПОК
— сознательный акт поведения индивида.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ПОСТУПОК
социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Поступок
сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007
Поступок
сознательное действие, совершенное Человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Поступок
Категория. Реакция личности.
Специфика. Форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, иногда противоречащий общепринятым правилам.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Поступок
действие, поскольку оно выражает осуществляемое посред¬ством вещей отношение человека к человеку, к другим людям. Для по¬ступка существенным и определяющим служит это последнее (СЛ.Рубинштейн).
Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003
ПОСТУПОК
разумное, сознательно спланированное и целенаправленное действие человека, рассчитанное на то, чтобы вызвать определенную реакцию у окружающих людей. П. регулируется волей человека и основывается на его убеждениях, ценностях, нормах морали.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Поступок
1. в интерпретации Г.Мюррея – сложная, имеющая начало и окончание единица поведения с некими важными последствиями для индивида и других людей; 2. решительное, активное действие человека в сложных обстоятельствах; 3. намеренное действие человека.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПОСТУПОК
сознательное, заранее продуманное, спланированное и разумное действие человека, рассчитанное на то, чтобы вызвать определённую реакцию у окружающих людей. П. основывается на убеждениях, ценностях человека, принятых им моральных нормах, регулируется его волей.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
поступок
совокупность взаимосвязанных сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели в определенной социальной среде, оцениваемая их субьектом (а иногда и окружающими) как акт нравственного самоопределения, в котором он утверждает себя как личность.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПОСТУПОК
сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в к–ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом. Серия поступков в разных ситуациях создает нравственный облик личности. Воспитание предполагает выработку потребности в П., наполненных во всех частях (от мотива до исполнения) нравственным содержанием и переживанием.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПОСТУПОК
действие личности, социальное значение которого ею самой понято. Положительные П.— результат нравственного воспитания и правильного руководства. П. определяют моральный уровень направленности личности. Однако самооценка П. и оценка его другими могут не совпадать (напр., борьба Дон Кихота с мельницами), становясь причиной трагического или комического. Оценка П. (напр., Д. Бруно) разными людьми и в разное время также различна. П.— элемент нормативного поведения.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПОСТУПОК
Термин Генри Мюррея для обозначения сложной "единицы" поведения. Поступки включают взаимодействия либо между людьми, либо между людьми и объектами; они имеют начало и конец и рассматриваются как психологические "единства" в том смысле, что они координируются только элементарными фрагментами любой последовательности моделей поведения. В теории Мюррея (см. персонология) это основные данные анализа, хотя, по общему мнению, на практике часто бывает трудно определить, где начинается один поступок и заканчивается другой, так как они обычно пересекаются; см. сериал.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПОСТУПОК
в психологии, важнейшая единица поведения человека, через которую проявляется и посредством осуществления которого формируется личность человека. П. – это всегда акт нравственного выбора и самоопределения человека, в котором он проявляет моральный уровень своей личности. Возникновению П. предшествует план прогнозируемого действия, содержащий сознательно выработанное намерение, ожидаемый результат и его последствия для окружающих лиц и социума. В экстремальных ситуациях важно, чтобы поступки проявлялись в действиях, осознанно направленных на преодоление и устранение физических и психологических факторов, усугубляющих состояние, а также угрожающих жизни и здоровью людей.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ПОСТУПОК
социально значимое действие, имеющее нравственную оценку. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения. Например, внешние условия героического П. – это динамичная, крайне напряженная, экстремальная ситуация, требующая для своего разрешения инициативных, смелых, решительных и самоотверженных действий. Внутренние условия героического П. – это прежде всего доминирование мотива, определяющего выбор поведения и активно-действенное психическое состояние. Интенсивно функционируют интеллектуальные процессы, испытывается эмоциональный подъем, мобилизуются все силы. В психике происходит такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которая позволяет совершить, на первый взгляд, невозможное. Для героического П. характерны альтруизм, бескорыстие.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Поступок
сознательное действие, определяемое тем или иным отношением человека к другому человеку, группе, обществу, какому-либо объекту природного мира, мира предметов, самому себе, к нормам морали. П. — основная единица поведения. Он следует за актом выбора целей и поведенческих средств, прогнозом результатов и последствий. В П. человек проявляется и утверждается как личность, как член группы (общины, коллектива и т. д.), общества, этноса, как гражданин государства. С одной стороны, в П. отражаются особенности личности (отношения, доминирующие потребности, принятые нравственные ценности). С другой — формируются отдельные личностные качества и личность в целом.
П. может быть понят и оценен адекватно только в контексте социальных, религиозных, идеологических норм, этнических традиций, социально-экономического положения страны, в контексте конкретной ситуации. Одни и те же действия могут означать различные П., и различные действия — один и тот же П. П. может быть совершен действием или бездействием, высказыванием или молчанием, жестами или неподвижностью, направлением взгляда, тоном речи и т. д.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ПОСТУПОК
сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека.
Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.
Поступок может быть выражен:
1) действием или бездействием;
2) позицией, высказанной в словах;
3) отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
4) действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.
При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них - в систему всех общественных отношений.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Поступок
всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений) (К.ф.э. - С.356). В нашем понимании поступок означает всегда выход (шаг, поступь) в сторону от какого-либо обычного поведения. Мы не разделяем ту точку зрения, что поведение есть сумма поступков. В начале каждого акта поведения мог быть поступок, но поведение всегда привычно и может быть неосознаваемо (поведение инстинктивное, автоматическое, привычное). Поступок имеет несколько особенностей: 1. Поступок всегда осознается и всегда социален. 2 Поступок возникает в связи с потребностью изменить привычное течение поведения или отношения. Поступок - выход из круга отношений. 3 Потребности совершить поступок всегда противостоит другая потребность воздержаться от его совершения в связи с возможным дискомфортом (неудобством, переживанием, напряжением, изменением состояния) и опасением санкций (при отрицательном; поступке), т.е. в связи с возмездием со стороны социума. 4. Поступок всегда вызывает изменение в трех сферах - сознания, эмоций, воли.
В сознании в связи с противоречием и противостоянием потребности он сознается как борьба мотивов. Мотив совершения поступка борется с мотивом воздержания от поступка. (Значимо, что в процессе борьбы происходит трансформация мотивов. Мотив из социально значимого (воровство, хулиганство) в результате борьбы превращается в мотив, имеющий личностный смысл, т.е. мотив, необходимый для оправдания человека («взять», «пошутить»).
В сфере эмоций также происходят изменения. Борьба мотивов всегда вызывает аффект. Аффект в свою очередь сужает сознание. В результате суженного сознания в поле зрения попадает только то, что вызвало его или его поддерживает.
В волевой сфере сам аффект, в результате которого принято определенное решение (совершить поступок или воздержаться), всегда связан с волевым усилием. Волевое решение, вызванное аффектом, всегда способно к преодолению достаточно значимых препятствий (которые непривычны для человека).
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
ПОСТУПОК
УЧЫНАК / ACT– осознанное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность (в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе и миру в целом). В психологии П. рассматривают как: действие над порогом ситуативной необходимости, «действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации» ; разрешение мотивационного конфликта; действие с осознанным проявлением в нем отношения. Для В. В. Петухова и В. В. Столина квалифицирующим признаком П. выступают неопределенность ситуации и рискованность П., неявность его следствий. В. П. Зинченко соотносит П. с целостной, «собранной» личностью. Все эти характеристики складываются в понимание П. как действия, не обусловленного данными в ситуации побудительными силами и причинами, а, напротив, трансцендирующего влияния ситуации благодаря активной роли «участного сознания». В. П. Зинченко отмечает, что П. могут прерывать деятельность. Вместе с тем они не случайны, напротив, П. служит особым моментом проявления личности. Определяя приоритет П. в формировании личности, А. Н. Леонтьев выдвинул тезис, что П. выступает своеобразной мерой личности. По П. А. Мясоеду, «личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью». Это единый процесс, который формируется в ходе усложнения связей человека с миром. Совершению П. предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения (системы ценностей и принципов совершающего П., его эмоционального состояния, оценки им ситуации совершения П., а также системы социальных норм, принятых в обществе и/или референтной группе). Г. А. Фофанова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ПОСТУПОК
индивидуально-личностная форма поведения субъекта, комплекс его осознанно-рефлексивных действий, кои можно оценивать-критериеизировать как акты социально-нравственной ориентации, само-реализации, самоопределения, самоутверждения; в моделях П. субъект демонстрирует-транслирует-репрезентатирует свое отношений к другим субъектам, к социуму, к экстеросреде, к обществам-альянсам-союзам; П. можно рассматривать, как детерминантно-социально-онтологическую единицу поведения индивида, а в самих мультидифференциальных актах П. формируется-эволюционизируется личность человека, его установки, эгосоциоориентации; интерпретации-реализации П. способствует имманентный абрис-план действия субъекта, а в самом действии репрезентатируется-репродуцируется осознанно-рефлексивное намерение в корреляции с определенной программой индивида, спроецированной на сам ожидаемый результат, на реализацию поставленных целей-задач; матрицы П. могут быть отражены-воспроизведены активностью или же пассивностью, дифференциальными диспозициями, кои продуцируются в суждениях-аргументациях-выводах-эгоаффирмациях-эгоратификациях; в формах П. дефиницируются-модальноизируются отношения, корреляции субъекта к кому-либо, чему-либо, кот. демонстрируются-транслируются-мониторизируются в форме жестов, поз, мультиаттитюд, взглядов, в вербальных актах, в аллюзиях, соматическо-индукционных интерпретациях тела, мультипоз, ручных жестикуляций-манипуляций, в акциях, сынтенционированных на деструкцию или же преодоление каких-либо препятствий; при аксиологизации-критериезации П. важно-генерально дискурсосмысливать-верифицировать систему соционорм, социопредписаний, этические принципы, онтологическо-ситуативные факторы, а сами поступки необходимо эксплицировать-рассматривать как модусы-способы осуществления субъектом конкретных действий, обязательно в конкретно-онтологической социоситуации; мультимодели П. можно трактовать-герменевтизировать, с нашей точки зрения, и как индивидуально-осмысленные, концептуально-личностно стектонизированные формы поведения, спроецированные-направленные на разрешение каких-либо эксцессов, на реализацию значимо-ценностных для субъекта программ-проектов, а П., согласно нашей трактовке-герменевтике, это модель, имеющая по своим контурам-абрисам интроплан и экстероплан действия-мультидействий, кот. генерируют-репродуцируют сам поступок., как осознанно-рефлексивно-ментальное действие, — в отличие от непроизвольно-импульсивных действий индивида — и сам П., детерминируется, т.о., чувственно-эмотивно-мотивационной сферой субъекта, его индивидуально-целевыми критериями.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ПОСТУПОК
англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.
В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.
Успешный П. и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.
После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали Л. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.
Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают "работать" на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004