составление плана развития чего-нибудь, включение в план каких-нибудь работ.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПЛАНИРОВАНИЕ
вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Планирование
1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
ПЛАНИРОВАНИЕ
когнитивный и интеллектуально-волевой процесс создания образа предстоящей деятельности (ее целей, последовательности, ожидаемых результатов). В психологических исследованиях пытаются отделить план как продукт интеллектуальной деятельности от П. – процесса его создания. Однако произвести такое разделение нереально. В психологическом смысле план – это образ будущей деятельности, включающий основную и промежуточные цели, средства их достижения, возможные проблемы и препятствия на пути решения поставленной задачи, альтернативные варианты предполагаемых решений, условия и обстановку выполнения деятельности и т. д. То есть – это образ, имеющий целенаправленное предметное содержание.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНАВАННЕ / PLANNING– процесс постановки целей и задач, определения необходимых шагов по их реализации и распределение этих шагов во времени. Различают спонтанное и преднамеренное П. Преднамеренное П. изучается в рамках психологии личной эффективности и в организационной психологии, спонтанное П.– в психологии личности и кросс-культурной психологии. В психологии личной эффективности П. рассматривается как ценный навык для повышения эффективности достижения целей и общей результативности деятельности, а также формирования чувства контроля над собственной жизнью. Развитие навыков П. и целеполагания– популярное направление современного коучинга. Обычно обучение П. рассматривается как двухэтапный процесс: вначале формируется представление о необходимости и целесообразности П. и следования ранее сформированным планам, затем происходит обучение конкретным приемам эффективного П. В организационной психологии П. рассматривается как необходимая составляющая формализации бизнес-процессов и условие не только эффективности, но и прозрачности и предсказуемости управления. В психологии личности изучаются различия в склонности к спонтанному П. в зависимости от различных личностных черт. Так, внутренний локус контроля при прочих равных условиях предполагает большую склонность к П. В кросс-культурной психологии изучаются культурные различия в склонности к П. Так, одно из базовых измерений межкультурного сравнения– культурный синдром по Г. Хофстеду– дифференцирует культуры по степени избегания неопределенности. В культурах с высокой степенью избегания неопределенности П. рассматривается как необходимое условие поддержания социального порядка, а планы– как обязательства, которые необходимо соблюдать. В культурах с низкой степенью избегания неопределенности внешняя среда рассматривается как преимущественно непредсказуемая и неподконтрольная, а спонтанность и гибкость на фоне меняющихся внешних обстоятельств ценятся больше, чем жесткое следование планам, которые рассматриваются не как обязательства, а как выражение намерения на момент П. Помимо различий в склонности к П., в современной психологии и других социальных науках также изучаются различия в том, насколько длительный период времени охватывается П.,– так называемый горизонт П.Больший горизонт П. отражает большую уверенность в относительной стабильности и предсказуемости внешней среды и одновременно большую уверенность в способности реализации собственных проектов. М. С. Фабрикант