ПЕРЕМЕННАЯ это что такое ПЕРЕМЕННАЯ: определение — Психология.НЭС
Переменить тему разговора ПЕРЕМЕННАЯ ЗАВИСИМАЯ

ПЕРЕМЕННАЯ

Найдено 11 определений термина ПЕРЕМЕННАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРЕМЕННАЯ

одно из основных понятий для описания эксперимента, хотя оно может относиться и к наблюдению. Под переменной понимается любая реальность, коя может изменяться в экспериментальной ситуации. Переменные-все измеряемые факторы, кои предположительно будут или могут варьировать во время эксперимента.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Переменная

variable) - любая характеристика или событие, которое может изменяться в зависимости от времени, когда они возникают, места и у каких людей.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Переменная

Любой параметр, значение которого может изменяться. Так, в тесте на умственное развитие, переменной являются интеллектуальные способности человека; в эксперименте по оценке воздействия музыки на умственные вычисления переменной является громкость музыки. При разработке экспериментальных схем переменные подразделяются на зависимые, независимые и внешние.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ПЕРЕМЕННАЯ

1. Существительное. То, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени, короче говоря, то, что варьируется. Хотя большинство переменных рассматривается как некоторые "предметы", которые претерпевают изменения, это, строго говоря, абстракция, количество. Если утверждается, что переменной является интенсивность звукового тона, то это интенсивность, которая является операционной переменной; если трудность теста является переменной в исследовании, то реальная переменная – трудность. Тона и тесты – всего лишь способы, которыми выражаются интенсивность и трудность. В математике и логике это понятие выражается более явно посредством трактовки переменной как символа, который представляет не любой определенный предмет или значение, а класс предметов или область значений, которые соответствует указанным ограничениям. Ср. здесь с параметром, особенно (4). В социальных науках выделяются различные типы переменных, которые указаны в следующих статьях. 2. Прилагательное. Изменяющийся, варьирующийся, характеристика того, что подвержено изменениям или варьированию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

(А) Переменная

Измеримая характеристика, которая может принимать более одного значения (например, рост, пол, возраст, раса).

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Переменная

любая характеристика объективной или субъективной реальности, которая может принимать не менее двух значений, поддающихся измерению. В психологии переменная, которую произвольно изменяют соответственно задачам исследования, называют «независимая переменная». Интересующая исследователя характеристика поведения или деятельности испытуемого называется «зависимая переменная».

Источник: Современная психология труда: глоссарий

ПЕРЕМЕННАЯ

variable ) - основной термин словаря экспериментатора: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте;

— независимая П. (или фактор) — П., изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) уровней;

— зависимая П.—П., изменяющаяся при действии независимой П., принимая различные значения;

— побочная П. — П. (или фактор), порождающая ненадежность систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, например, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные различия испытуемых (или субъективный фактор) (см.);

— дополнительная П. — одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипотезы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уровню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы — проведение экспериментов при разных уровнях дополнительной П.;

— ключевая П.—дополнительная П„ наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения

— единичная ( unitary ) независимая П. - независимая П. в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.);

— вторичная П.—любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте дл1Я контроля действия первичной (независимой) П.;

— расширенная ( wider ) П.—результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения;

— качественная ( qualitative , ungraded ) П. — независимая П., условия состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом;

— количественная ( quantitative , graded ) — независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается “ многоуровневом эксперименте;

— базисная ( underlying , “лежащая в основе”) П. — П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента;

— контрольная П. — одна из дополнительных П., ставшая второй независимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.

Источник: Основы психологического эксперимента (термины)

ПЕРЕМЕННАЯ

любая характеристика объекта исследования, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. В конфликтологии П. м. б. тип, вид, уровень конфликта в целом или любая его характеристика. Наиболее всесторонне классификация П. разработана в психологии (Р. Готтсданкер). Известно 12 основных видов П.: независимая, зависимая, побочная, дополнительная, ключевая, единичная, вторичная, расширенная, качественная, количественная, базисная, контрольная. Ни одна их них пока не используется в конфликтологии. Однако по мере развития науки все они найдут применение, поскольку сложность конфликта трудно адекватно отразить посредством упрощенных моделей.

Источник: Словарь конфликтолога

ПЕРЕМЕННАЯ

величина, которая предположительно будет или может варьировать во время эксперимента или наблюдения. Различают следующие виды П.: 1) независимая П.— это та П., которая вводится экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться; 2) зависимые П.— величины, изменение которых зависят от воздействия независимой П., зависимая П. связана с поведением испытуемого и зависит от его состояния. Между зависимой и независимой П. может существовать функциональная или корреляционная зависимость; 3) контролируемая П.— та, что строго контролируется во время эксперимента для того, чтобы избежать ее вариации от одного испытуемого к другому и от одного экспериментального сеанса к другому; 4) промежуточная П.— переменная, которую нельзя контролировать, поскольку она составляет неотъемлемую часть испытуемого: его психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и вообще реакция на эксперимент. Эта П. лежит между независимой и зависимой П., и ее следует учитывать при интерпретации полученных результатов. Помимо рассмотренного понятие промежуточной П. использовалось в необихевиоризме (см. Бихевиоризм). Это понятие было введено с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесс, сводимый к формуле стимул —> реакция. Под П. понимали недоступные прямому наблюдению психические компоненты — значение, цель, мотив и др., выступающие как посредники между стимулом как независимой П. и ответной реакцией как зависимой П. Наряду с чисто психологической трактовкой промежуточных П. выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Переменная

то, что изменяется, меняет свое значение, вариирует с течением времени.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Переменная

это те факторы, посредством которых гипотеза репрезентирована, представлена в исследовании. Переменные делятся на зависимые и независимые.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме ПЕРЕМЕННАЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Агрессия в среде переменного состава

Богданчиков С.А., Иванов Л.Н.
Скачать PDF

Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом

Жарикова А.С.
В работе представлены результаты эмпирического исследования соотношения инициативности и креативности в старшем школьном и студенческом возрастах: раскрыты связи различных переменных инициативности с показателями креативности и выявлена возрастная динамика данных соотношений.
Скачать PDF

Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп

Волк Марина Игоревна, Акимова Анжелика Ринатовна
Статья посвящена изучению уверенности и общительности в системе личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода раскрыта специфика корреляционных структур уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов.
Скачать PDF

Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента

Дронов В.М., Крупнов Александр Иванович
Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности. Анализируется специфика связей свойств активности темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими составляющими настойчивости.
Скачать PDF

Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента

Крючкова Анна Борисовна
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10-11-х классов московских общеобразовательных школ.
Скачать PDF

Динамика развития различных переменных организованности личности в ходе тренинга

Остапец Е.В
Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. В статье анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.
Скачать PDF

Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских

Качурина Ольга Олеговна
В статье анализируется специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов. Раскрываются этнопсихологические особенности в соотношении динамических, эмоциональных и регулятивных признаков общительности у двух сравниваемых групп студентов.
Скачать PDF

Психологические характеристики мотивационносмысловых переменных ответственности у девушек и юношей в

Пархоменко Елена Александровна
Исследование посвящено изучению возможностей спорта как вида деятельности, способствующего становлению психологических характеристик мотивационно-смысловых переменных ответственности личности, и способов реализации этих возможностей на разных этапах их подготовки.
Скачать PDF

Специфика связей переменных трудолюбия и социально-психологической адаптации у иностранных и российс

Каменева Галина Николаевна, Рушина Марина Александровна, Анисимова Юлия Николаевна
Статья посвящена анализу специфики связей переменных трудолюбия как свойства личности и социально-психологической адаптации студентов. В представленных результатах эмпирического исследования показаны как общие, так и специфические связи для иностранных и российских студентов.
Скачать PDF

Гендерная структура переменного состава ведомственного вуза (опыт прикладного исследования на базе в

Комолова Э.В.
Скачать PDF

Измерение латентной переменной «Мотивация к успеху»

Жамалова Анастасия Руслановна, Маслак Анатолий Андреевич
В рамках теории латентных переменных на линейной шкале измерена латентная переменная «мотивация к успеху». Показано, что оценки индикаторных переменных (пунктов опросника) варьируются в довольно широком диапазоне, что позволяет достаточно точно измерить как низкий, так и высокий уровень мотивации к успеху. Проведен анализ мотивации к успеху в зависимости от пола и возраста сотрудников.
Скачать PDF

Этнопсихологические переменные как предикторы социально-экономического развития страны

Григорьев Андрей Александрович
В статье рассматриваются возможности предсказания социально-экономических показателей страны по национальному IQ и «личностным факторам», выделяемым в модели личности «Большая пятерка». Оценивается эффективность предсказания образовательных достижений, дохода на душу населения и уровня коррупции в стране. В качестве предикторов используются оценки национального IQ, представленные Р. Линном и Т. Ванханеном (Lynn, Vanhanen, 2012), и оценки по пяти личностным факторам, полученные в исследовании Д. Шмита с соавт. (Schmitt et al., 2007) для 56 стран и в исследовании Д. Бартрама (Bartram, 2013) для 29 стран. В исследовании Шмита с соавт. использовалась краткая методика оценки значений пяти личностных факторов (BFI), оценки Бартрама основывались на данных, полученных с помощью Профессионального личностного опросника (OPQ32). Результаты показывают следующее. 1. Оценки по пяти личностным факторам из исследования Шмита с соавт. сами не являются эффективными предикторами рассматриваемых социально-экономических показателей (значения нормированных квадратов коэффициентов корреляции ниже 0.1), и их присоединение к оценкам национального IQ ненамного повышает точность предсказания. 2. Оценки по пяти личностным факторам из исследования Бартрама являются удовлетворительными предикторами дохода на душу населения и уровня коррупции (нормированные квадраты коэффициентов корреляции равны 0.526 и 0.666); при объединении их с оценками национального IQ несколько увеличивается эффективность предсказания дохода на душу населения, но не уровня коррупции. 3. Национальный IQ является эффективным предиктором образовательных достижений страны (нормированный коэффициент корреляции равен 0.840 на выборке 49 стран и 0.845 на выборке 29 стран) и удовлетворительным предиктором дохода на душу населения (нормированный коэффициент корреляции равен 0.650 на выборке 52 стран и 0.411 на выборке 28 стран).The article observes the possibilities of predicting socio-economic characteristics of a country by national IQ and Big Five personality factors. The efficiency of predicting educational attainments, per capita income and corruption in a country are estimated. National IQs provided by Lynn and Vanhanen and estimates of five personality factors obtained in the study of Schmitt and al. for 56 countries and in the study of Bartram for 29 countries are used as predictors. In the study of Schmitt and al. the brief measure of five personality factors (BFI) was used; Bartram’s estimates were based on the Occupational Personality Questionnaire (OPQ32). The results show the following. 1. The estimates of five personality factors obtained by Schmitt and al. are not effective predictors of the analyzed socio-economic characteristics (the values of adjusted R squared are lower 0.1) and their aggregating with national IQ not by much increases accuracy of prediction. 2. The estimates of five personality factors obtained by Bartram are satisfactory predictors of per capita income and corruption (the values of adjusted R squared equal 0.526 and 0.666); their aggregating with national IQ somewhat increases efficiency of prediction of per capita income but not corruption. 3. National IQ is an effective predictor of educational attainments of a country (the value of adjusted R squared equals 0.840 for the sample of 49 countries and 0.845 for the sample of 29 countries) and satisfactory predictor of per capita income (the value of adjusted R squared equals 0.650 for the sample of 52 countries and 0.411 for the sample of 28 countries).
Скачать PDF