ПАРАДОКС
ПАРАДОКС
1. Мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым или "очевидным", противоречащее смыслу здравому (иногда - лишь на первый взгляд).
2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений.
3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений.
2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений.
3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Парадокс
(греч. paradoxes неожиданный, странный) — мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым. Парадоксальную фазу сна характеризует глубокий сон, сопровождаемый вздрагиваниями, движениями глазных яблок, сновидениями. По аналогии со стадиями парабиоза И. П. Павлов (1926) обозначил две стадии гипнотических состояний — уравнительную и парадоксальную.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
ПАРАДОКС
paradox) - (в семейной терапии) неожиданная интерпретация или предположение, к которому обращаются во время курса лечения, чтобы лучше продемонстрировать взаимосвязь между психологическим симптомом и отношениями в семье. Например, ребенка могут попросить продолжать делать что-либо украдкой от своих родителей, так как проявляемый ими интерес к такому поведению ребенка является единственным, что удерживает их от разрушения семьи.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Парадокс
(Paradox). Понятие, употребляемое главным образом в семейной терапии - сводится к нетрадиционным интерпретациям или рекомендациям, при которых раскрывается связь между данным психологическим симптомом и взаимоотношениями в семье. Напр., можно порекомендовать ребенку продолжать воровать у своих родителей, так как только эта проблема поддерживает связь между ними и может воспрепятствовать их разводу. Не имеет широкого применения в психиатрической и психотерапевтической практике.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Парадокс
Любая ситуация, не существующая с логической точки зрения. Большинство так называемых парадоксов в психологии возникает из-за временного непонимания или в тех ситуациях, которые можно легко понять, если выйти на другой уровень объяснения. Примером служит парадокс альтруизма у животных, когда животное подвергает себя опасности, не получая от этого никаких видимых преимуществ для себя. С точки зрения дарвиновской теории эволюции, оно поступает парадоксальным образом, однако на ином уровне объяснения (например, с точки зрения родственного отбора) парадокс исчезает.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Парадокс
высказывание, кажущееся на первый взгляд противоречащим логике, но в определенных случаях верное. Ср. известные высказывания: Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Ср. речь персонажей «Школы злословия» Шеридана. Украшают речь особенно новые, собственные парадоксы. В устах женщины звучит более неожиданно и не способствует созданию ее положительного имиджа, усилению привлекательности. Не следует употреблять какие-либо парадоксы в разговоре с малокультурными, малообразованными людьми, так как они могут их не понять и будут плохого мнения о вас. Так, высказывание Ум хорошо, а два хуже (когда двое несогласных между собой умных человека спорят в ущерб делу) один из наших собеседников воспринял как странное и несуразное утверждение.
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Парадокс
греч. paradoxos – неожиданный, странный) – ситуация, когда на основании ряда предпосылок некоего суждения, обычно признающихся истинными, могут быть получены противоречащие им заключения без нарушения правил формальной логики. Например, это так называемый класс парадоксов отнесения к себе. Самым старым парадоксом данного класса является парадокс лгуна, когда Эпименид (житель Крита) заявил:»Все жители Крита – лгуны». Решение задачи парадоксов состоит в том, чтобы отыскать неточность в логических посылках. Очевидно, например, в упомянутом парадоксе Эпименид умолчал о том, лгал ли он сам, когда делал свое заявление. Парадоксы могут вытекать не только в ходе конструирования логических выводов, но также выводов из результатов экспериментов. С эмпирической точки зрения, как считается, научные парадоксы было бы более адекватным рассматривать как признак отсутствия достаточного знания или понимания. Так, выражение «парадоксальная фаза нервного торможения» лишь описывает внешние, наблюдаемые аспекты известного в нейрофизиологии феномена, но не объясняет его природу. Ученый, по словам А.С.Пушкина, - это «парадоксов друг».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПАРАДОКС
Ситуация, когда, на основании ряда предпосылок, обычно признающихся истинными, могут быть получены противоречивые заключения без нарушения логического дедуктивного рассуждения. Обратите внимание, что противоречие здесь может возникнуть не только из логических выводов, но также и из результата эксперимента, который "противоречит" (если использовать этот термин свободно) предсказаниям теоретического анализа, получившего общее признание. С эмпирической позиции многие научные парадоксы представляют собой не более чем состояния дел на определенный момент, которые лучше всего рассматривать как симптомы отсутствия понимания; то есть обычно предпосылки, из которых кто-то исходит, не должны приниматься за истину так некритично. См. эффект преимущества слова – это хороший пример до сих пор полностью не разрешенного парадокса в когнитивной психологии. С логической точки зрения, имеется большой и важный класс парадоксов, значительных для философии, математики и психологии – парадокс отнесения к себе. Наиболее знаменитым (и наиболее старым) парадоксом является парадокс лгуна, когда Эпименид (с Крита) заявил: "Все жители Крита – лгуны". Попытка определить, сказал ли Эпименид правду, приводит к парадоксу.
ПАРАДОКС
En.: Paradox
1. Парадокс - это средство, используемое для развития заблокированной психологической ситуации.
Милтон Эриксон рассказывал, что в возрасте восьми лет он жил на ферме своих родителей. Однажды теленок уперся перед входом в стойло, отказываясь войти туда, причем его сопротивление было прямо пропорционально усилиям, которые прилагались, чтобы заставить его войти. Юному Милтону пришла в голову гениальная догадка: спокойно подойти к теленку сзади и потянуть его за хвост. Побуждаемый с обеих сторон, теленок ворвался в стойло, втянув ребенка за собой. В последующем парадокс получил «право на существование» и в профессиональной сфере.
Эриксон использует его, чтобы вызывать гипноз у резистентных пациентов: «Постарайтесь не входить в гипноз... пока то или иное ...»(Erickson , 1983/1986). См. также пример Ноэми.
В то время, как изменение первого порядка всегда кажется основанным на здравом смысле, на рецептах типа «побольше того же самого», изменение второго порядка кажется странным, неожиданным, противоречащим здравому смыслу; в процессе изменения присутствует парадоксальный элемент (Watzlawick & coll., 1974/1975). Вот почему использование парадокса - главный элемент эриксоновской терапии, чему можно найти множество примеров у Хейли (1973/1984). «Парадокс, как и замешательство, способствует депотенциализации сознательных установок» (Erickson & Rossi, 1981). Парадокс присутствует в игре, в юморе и творчестве, которые являются составляющими частями нашей терапии (Watzlawick & coll., 1967-1972).
2. Парадоксальные вкрапления составляют загадку гипноза. Сообщение, адресованное пациенту, в действительности выглядит так: «Постарайтесь действовать непроизвольно...». Другими словами: «Будьте спонтанны» Чтобы разрешить этот парадокс, по словам Бейтсона (1975), нужно сменить уровень. Когда пациент не способен ответить на ситуацию, он может перейти на более высокий уровень абстракции, прибегнуть к благоразумию, к юмору, наконец, к психозу... (Erickson & coll., 1976). Здесь же пациент адаптируется, входя в гипнотический транс (Haley, 1984).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003