ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ Парадокс Ауберта-Флейшла

ПАРАДОКС

Найдено 7 определений термина ПАРАДОКС

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРАДОКС

1. Мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым или "очевидным", противоречащее смыслу здравому (иногда - лишь на первый взгляд).

2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений.

3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Парадокс

Любая ситуация, не существующая с логической точки зрения. Большинство так называемых парадоксов в психологии возникает из-за временного непонимания или в тех ситуациях, которые можно легко понять, если выйти на другой уровень объяснения. Примером служит парадокс альтруизма у животных, когда животное подвергает себя опасности, не получая от этого никаких видимых преимуществ для себя. С точки зрения дарвиновской теории эволюции, оно поступает парадоксальным образом, однако на ином уровне объяснения (например, с точки зрения родственного отбора) парадокс исчезает.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ПАРАДОКС

paradox) - (в семейной терапии) неожиданная интерпретация или предположение, к которому обращаются во время курса лечения, чтобы лучше продемонстрировать взаимосвязь между психологическим симптомом и отношениями в семье. Например, ребенка могут попросить продолжать делать что-либо украдкой от своих родителей, так как проявляемый ими интерес к такому поведению ребенка является единственным, что удерживает их от разрушения семьи.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ПАРАДОКС

Ситуация, когда, на основании ряда предпосылок, обычно признающихся истинными, могут быть получены противоречивые заключения без нарушения логического дедуктивного рассуждения. Обратите внимание, что противоречие здесь может возникнуть не только из логических выводов, но также и из результата эксперимента, который "противоречит" (если использовать этот термин свободно) предсказаниям теоретического анализа, получившего общее признание. С эмпирической позиции многие научные парадоксы представляют собой не более чем состояния дел на определенный момент, которые лучше всего рассматривать как симптомы отсутствия понимания; то есть обычно предпосылки, из которых кто-то исходит, не должны приниматься за истину так некритично. См. эффект преимущества слова – это хороший пример до сих пор полностью не разрешенного парадокса в когнитивной психологии. С логической точки зрения, имеется большой и важный класс парадоксов, значительных для философии, математики и психологии – парадокс отнесения к себе. Наиболее знаменитым (и наиболее старым) парадоксом является парадокс лгуна, когда Эпименид (с Крита) заявил: "Все жители Крита – лгуны". Попытка определить, сказал ли Эпименид правду, приводит к парадоксу.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПАРАДОКС

En.: Paradox

1. Парадокс - это средство, используемое для развития заблокированной психологической ситуации.

Милтон Эриксон рассказывал, что в возрасте восьми лет он жил на ферме своих родителей. Однажды теленок уперся перед входом в стойло, отказываясь войти туда, причем его сопротивление было прямо пропорционально усилиям, которые прилагались, чтобы заставить его войти. Юному Милтону пришла в голову гениальная догадка: спокойно подойти к теленку сзади и потянуть его за хвост. Побуждаемый с обеих сторон, теленок ворвался в стойло, втянув ребенка за собой. В последующем парадокс получил «право на существование» и в профессиональной сфере.

Эриксон использует его, чтобы вызывать гипноз у резистентных пациентов: «Постарайтесь не входить в гипноз... пока то или иное ...»(Erickson , 1983/1986). См. также пример Ноэми.

В то время, как изменение первого порядка всегда кажется основанным на здравом смысле, на рецептах типа «побольше того же самого», изменение второго порядка кажется странным, неожиданным, противоречащим здравому смыслу; в процессе изменения присутствует парадоксальный элемент (Watzlawick & coll., 1974/1975). Вот почему использование парадокса - главный элемент эриксоновской терапии, чему можно найти множество примеров у Хейли (1973/1984). «Парадокс, как и замешательство, способствует депотенциализации сознательных установок» (Erickson & Rossi, 1981). Парадокс присутствует в игре, в юморе и творчестве, которые являются составляющими частями нашей терапии (Watzlawick & coll., 1967-1972).

2. Парадоксальные вкрапления составляют загадку гипноза. Сообщение, адресованное пациенту, в действительности выглядит так: «Постарайтесь действовать непроизвольно...». Другими словами: «Будьте спонтанны» Чтобы разрешить этот парадокс, по словам Бейтсона (1975), нужно сменить уровень. Когда пациент не способен ответить на ситуацию, он может перейти на более высокий уровень абстракции, прибегнуть к благоразумию, к юмору, наконец, к психозу... (Erickson & coll., 1976). Здесь же пациент адаптируется, входя в гипнотический транс (Haley, 1984).

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Парадокс

высказывание, кажущееся на первый взгляд противоречащим логике, но в определенных случаях верное. Ср. известные высказывания: Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Ср. речь персонажей «Школы злословия» Шеридана. Украшают речь особенно новые, собственные парадоксы. В устах женщины звучит более неожиданно и не способствует созданию ее положительного имиджа, усилению привлекательности. Не следует употреблять какие-либо парадоксы в разговоре с малокультурными, малообразованными людьми, так как они могут их не понять и будут плохого мнения о вас. Так, высказывание Ум хорошо, а два хуже (когда двое несогласных между собой умных человека спорят в ущерб делу) один из наших собеседников воспринял как странное и несуразное утверждение.

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

Парадокс

греч. paradoxos – неожиданный, странный) – ситуация, когда на основании ряда предпосылок некоего суждения, обычно признающихся истинными, могут быть получены противоречащие им заключения без нарушения правил формальной логики. Например, это так называемый класс парадоксов отнесения к себе. Самым старым парадоксом данного класса является парадокс лгуна, когда Эпименид (житель Крита) заявил:»Все жители Крита – лгуны». Решение задачи парадоксов состоит в том, чтобы отыскать неточность в логических посылках. Очевидно, например, в упомянутом парадоксе Эпименид умолчал о том, лгал ли он сам, когда делал свое заявление. Парадоксы могут вытекать не только в ходе конструирования логических выводов, но также выводов из результатов экспериментов. С эмпирической точки зрения, как считается, научные парадоксы было бы более адекватным рассматривать как признак отсутствия достаточного знания или понимания. Так, выражение «парадоксальная фаза нервного торможения» лишь описывает внешние, наблюдаемые аспекты известного в нейрофизиологии феномена, но не объясняет его природу. Ученый, по словам А.С.Пушкина, - это «парадоксов друг».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологический механизм как методологический парадокс

Михайлов Игорь Анатольевич
Поставлена проблема понятийного содержания психологического механизма. Разобраны семантическое поле и определения понятия «механизм». Поставлен вопрос о месте и роли «механизма» в научно-методологическом осмыслении природных, социальных, психологических феноменов; показана необходимость уточнения определения психологического механизма. Сформулирован культурно-исторический и методологический парадокс «механизма». Прослежены два различных этимологических корня понятия «механизм». Благодаря тому, что «природа» механизма берет начало из двух противоречивых источников, его объяснительная сила не ограничивается какой-то одной предметной областью, а распространяется на разнообразные объекты научного познания, в том числе и на область методологии науки. В статье показано, как психологический механизм обуславливает постоянное обращение психологической мысли к природе связи элементов психологического опыта.
Скачать PDF

Партнерство в бизнесе: мировой опыт и Российский парадокс

Петрова Валерия Николаевна, Блинов Владимир Николаевич
Описывается идеология партнерского соглашения как форма организации эффективного дискурса между партнерами и инструмент достижения общих целей в бизнесе. Дается анализ различий мировой практики партнерства и специфики его российской модели. Авторы описывают парадоксы применения партнерского соглашения в нашей стране и основные проблемы, возникающие при заключении партнерских соглашений в РФ.
Скачать PDF

Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс

Аллахвердов Виктор Михайлович, Аллахвердов Михаил Викторович
В статье утверждается необходимость логического объяснения получаемых эмпирических феноменов. Данный подход демонстрируется на примере анализа интерференционного эффекта Струпа, который является одним из самых воспроизводимых эффектов в психологии, однако до сих пор не получил внятного объяснения. Выдвигается предположение о том, что интерференция возникает не в результате постулируемых мифических ограничений на возможности познавательной деятельности, а в результате проверки правильности выполнения парадоксального задания: не осознавать (игнорировать) результат автоматически совершаемых преобразований. Авторы показывают, что такое объяснение является эвристичным для описания результатов множества исследований. Библиогр. 39 назв.
Скачать PDF

Социокультурный парадокс (антиномия) различения «я - Другой»

Рягузова Елена Владимировна
Сформулирован социокультурный парадокс различения «Я Другой», заключающийся в том, что, с одной стороны, многоголосье и полифония Других способствуют гармонизации и амплификации развития личности, группы, культуры, а с другой стороны, многообразие Других способно актуализировать страх, тревожность, враждебность и агрессивность, приводить к взаимному антагонизму, конфронтации, противостоянию и дискриминации. Утверждается, что обозначенный парадокс связан с различными способами категоризации фигуры Другого и конструированием репрезентаций взаимодействия «Я Другой» на уровнях: личность социум культура. Прикладной аспект исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при разработке тренинговых программ, ориентированных на межкультурную коммуникацию, формирование этнокультурной компетентности и сензитивности.
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Парадоксы и закономерности ментальных трансформаций российского социума

Антропянская Лилия Николаевна
Рассмотрен вопрос о стержневых изменениях в устройстве современного российского социума, а также особенности его развития.
Скачать PDF

Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления

Панов Виктор Иванович
Автор исследует вопрос: что изучает психология и действительно ли ее предметом является психика? Он рассуждает о том, что есть собственно психика, а что ее продукт ее деятельности. Рассмотрены разные взгляды на предмет научной психологии, на психику как таковую и ее проявления.
Скачать PDF

Психологические парадоксы субъектности личности: бессубъектная личность или обезличенный субъект

Осмина Елена Викторовна
В рамках традиционного для отечественной психологии структурного анализа природы человека рассматривается соотношение его личностных и субъектных свойств. Аргументация эмпирической неочевидности последних позволяет говорить о субъектности как определенном функциональном статусе личностных свойств, проявление которого сопровождается повышением регуляторного уровня жизнедеятельности, трансформацией личностных свойств и становлением рефлексивной позиции личности.
Скачать PDF

Психологические парадоксы субъектности личности: бессубъектная личность или обезличенный субъект

Осмина Елена Викторовна
В рамках традиционного для отечественной психологии структурного анализа природы человека рассматривается соотношение его личностных и субъектных свойств. Аргументация эмпирической неочевидности последних позволяет говорить о субъектности как определенном функциональном статусе личностных свойств, проявление которого сопровождается повышением регуляторного уровня жизнедеятельности, трансформацией личностных свойств и становлением рефлексивной позиции личности
Скачать PDF

Роль парадоксального стиля мышления в формировании пост-неклассической стратегии исследования

Зильберман Татьяна Валерьевна
В статье рассмотрены основные подходы к типологии стилей мышления, предпринята попытка определения онтологического статуса парадоксального стиля мышления и парадокса
Скачать PDF

Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности

Панов В.И.
В статье обозначены понятийный, диагностический и теоретико-методологический парадоксы, которые заставляют поставить вопрос о единой природе одаренности. В качестве ответа предлагается экопсихологический подход к одаренности, позволяющий представить развитие одаренности как переход одаренности из потенциальной формы в явную одаренность индивида. Выделены семь этапов становления субъектности индивида как субъекта одаренности определенного вида.
Скачать PDF

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
В статье затронута актуальная проблема отношений между разными направлениями в психотерапии и психологической супервизии (психосупервизии) проблема необходимости и возможности интеграции различных подходов в интересах клиента и пациента. Г. Арковиц, Дж. Норкросс и К. Ньюмен считают, что существует три способа интеграции в психотерапии: методологический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы, т.е. эти авторы допускают возможность теоретической интеграции. А. Лазарус, создатель краткосрочной мультимодальной психотерапии, относится к возможности теоретической интеграции не только с подозрением, но и «с презрением». Считая, что A. Лазарус не совсем прав, авторы приводят мнение основателя логотерапии B. Франкла, считающего, что предложенные им методы «парадоксальной интенции» и «дерефлексии» успешно работают для пациентов с неврозом страха и навязчивостями; эти методы получили серьезную экспериментальную проверку и в поведенческой терапии. Авторы стоят на той позиции, что интеграция в психотерапии возможна в разной степени и на трех уровнях, это отвечает интересам клиента и пациента.
Скачать PDF