ИНТЕНЦИЯ ИНТЕР

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ

Найдено 7 определений термина ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ

психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни. Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ

греч. paradoxos - невероятный, странный). См. Франкля метод парадоксальной интенции.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Парадоксальная интенция

Словообразование. Происходит от греч. рaradоxоs - странный и лат. intentiо - стремление.

Автор. В.Франкл (1927 г.).

Категория. Прием психотерапии, разработанный в рамках логотерапии и экзистенциального анализа.

Специфика. Заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней - хотя бы на несколько минут - захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя "парадоксальную интенцию" - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Для большего эффекта "парадоксальная интенция" может быть сформулирована в юмористической форме.

Контекст. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как "возбуждение тревоги", "имплозивная терапия", "индуцированная тревожность".

Литература. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ

Психотерапевтическая методика, использовавшаяся в логотерапии Виктора Франкла, в соответствии с которой индивида поощряют (с соответствующим юмором – момент, который Франкл настоятельно подчеркивал и который некоторые другие, на собственный страх и риск, не достаточно оценили) делать именно то, что он боится делать, или воображать, что его самые плохие невротические опасения действительно сбылись. Эта методика применяется прежде всего в работе с навязчивыми идеями; например, в случае с человеком, который боялся выходить из дома из-за навязчивой идеи сердечного приступа. Ему сказали: "Продолжайте выходить из дома, пусть у вас будет сердечный приступ, пусть будет два, сейчас раннее утро; вы могли бы и хорошо провести день, и получить сердечный приступ". Ясно, что эту процедуру нужно применять рассудительно; она не рекомендуется для тех, кто не прошел подготовку в рамках подхода Франкла.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ

специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний.

   Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. В систематическом виде эта техника была представлена им в 1960 г. Она основывалась на двойном факте, зафиксированном логотерапией и состоящем в том, что, с одной стороны, тревога пациента порождает именно то, чего он боится, а с другой стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным достижение того, чего пациент хочет. Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога, или подавить, побороть угрожающие идеи только усиливает невротические симптомы. Исходя из подобного понимания патогенеза невротического заболевания, техника парадоксальной интенции состоит в том, что испытывающему тревогу пациенту предлагают осуществить именно то, чего он боится и от чего он спасается «бегством в болезнь».

   Если удается привести пациента в состояние, когда он способен перестать избегать свои невротические симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами по себе. Если же удается преувеличить их, то они вообще перестают преследовать и беспокоить пациента.

Понимание существа парадоксальной интенции можно проиллюстрировать следующим примером, почерпнутым из терапевтической практики В. Франкла. В течение последних трех лет тридцатипятилетняя пациентка была парализована боязнью бактерий: она постоянно мыла руки из-за страха перед бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью. Используя метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке подражать его действиям. Он начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать грязи, чтобы получить достаточное количество бактерий. При поощрении аналитика пациентка последовала его примеру. Это привело к тому, что в дальнейшем она стала работать со всевозможными грязными вещами, чтобы как можно чаще соприкасаться с микробами. Через несколько дней пациентка могла обнимать и ласкать своих детей без боязни заразить их. Навязчивость мытья рук исчезла. Женщина могла выполнять все повседневные дела, на которые раньше была не способна.

   Метод парадоксальной интенции предполагает использование специфической человеческой способности, а именно юмора, с которым индивид может относиться к самому себе. Юмористическая организация ситуации позволяет придерживаться установки менее серьезного отношения к своим невротическим симптомам. Пациент оказывается способным посмеяться над самим собой. Он как бы обретает возможность отделиться от невроза, дистанцироваться от него, воспринять происходящее в шутливой форме. Метод парадоксальной интенции как раз и основывается на том, что обучение пациента юмористическому отношению к самому себе, своим симптомам и невротическому заболеванию в целом является важным и необходимым условием для возможного его выздоровления.

   Если, например, человек страдает излишней застенчивостью и в присутствии вышестоящего должностного лица его охватывает дрожь, в результате чего одна только мысль о предстоящей встрече с ним вызывает у него панический страх, то он может прибегнуть к следующему приему. Он может сказать самому себе: «Наконец-то я вновь вижу должностное лицо. Сейчас я начну так дрожать перед ним, что никто не сможет сравниться со мной по степени дрожания. Я самый великий дрожатель в мире. Я могу так долго дрожать, что мой рекорд дрожания занесут в Книгу рекордов Гиннесса». Или если пациент страдает невротическим страхом сердечных приступов и боится один ездить в лифте, так как в случае приступа никто не сможет ему помочь, то он может сказать своему собственному страху: «Вчера я спускался по лестнице пешком вместе с соседом, а сегодня я один не только воспользуюсь лифтом, но даже специально поднимусь на пять этажей выше, чтобы у меня было несколько сердечных приступов». Практика логотерапии показывает, что и в том и в другом случае происходит совсем не то, к чему стремится человек: «дрожателю» не суждено попасть в Книгу рекордов Гиннесса, поездка на лифте несколькими этажами выше не сопровождается у человека сердечным приступом.

   По мнению ряда логотерапевтов, метод парадоксальной интенции особенно эффективен при лечении различного рода фобий, особенно в том случае, когда аналитику удается научить пациента с юмором и смехом относиться к собственным страхам, тревогам, волнениям, переживаниям.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Интенция парадоксальная

лат. intentio + греч. paradoxos - странный, невероятный) - термин В. Франкла, обозначает психотерапевтический прием представлять себе желаемым нечто, вызывающее страх или тревогу, но посредством помещения объекта тревоги и страха в некий юмористический контекст.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Парадоксальная интенция

парадокс + лат. intentio – стремление) – термин В.Франкла, обозначает метод психотерапии навязчивостей, особенно эффективный относительно фобий. Терапевт поощряет пациента к тому, чтобы он «с юмором» делал то, чего так сильно боится. Примером такого «юмора» является фраза, которая может быть адресована пациентам с агорафобией:»Я выйду из дома и смогу прекрасно провести день, получить превосходный сердечный приступ, а, если мне провезет, то и несколько таких приступов». Использовать данный метод не рекомендуется тем, кто не прошел специальную подготовку по программе обучения, основанную на подходе В.Франкла.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
В статье затронута актуальная проблема отношений между разными направлениями в психотерапии и психологической супервизии (психосупервизии) проблема необходимости и возможности интеграции различных подходов в интересах клиента и пациента. Г. Арковиц, Дж. Норкросс и К. Ньюмен считают, что существует три способа интеграции в психотерапии: методологический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы, т.е. эти авторы допускают возможность теоретической интеграции. А. Лазарус, создатель краткосрочной мультимодальной психотерапии, относится к возможности теоретической интеграции не только с подозрением, но и «с презрением». Считая, что A. Лазарус не совсем прав, авторы приводят мнение основателя логотерапии B. Франкла, считающего, что предложенные им методы «парадоксальной интенции» и «дерефлексии» успешно работают для пациентов с неврозом страха и навязчивостями; эти методы получили серьезную экспериментальную проверку и в поведенческой терапии. Авторы стоят на той позиции, что интеграция в психотерапии возможна в разной степени и на трех уровнях, это отвечает интересам клиента и пациента.
Скачать PDF

Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса

Кубрак Т.А.
Рассматриваются исследования самопрезентации, являющейся регулярной составляющей коммуникации. Развивается представление о направленности на самопрезентацию как сложной интенциональной структуре. Представлены результаты исследования интенции самопрезентации в политическом и психотерапевтическом дискурсах.
Скачать PDF

Взаимосвязь интенциональных характеристик масс-медийного дискурса и используемых в нем приемов речев

Григорьева Арина Андреевна
В статье исследуются три вида масс-медийного дискурса: предвыборные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Выявляются сходства и различия в интенциональных структурах этих дискурсов, сравниваются используемые в них приемы речевого воздействия. С использованием алгоритмов ограниченного перебора (метод WizWhy) обнаруживаются связи между интенциями и приемами речевого воздействия.
Скачать PDF

Интенциональный предмет и эстетическое переживание

Филиппов Сергей Михайлович
В статье дано описание структуры переживания искусства и аспекты конституирования и функционирования эстетического предмета. Показано значение интенционального предмета и «категориального созерцания» в процессе понимания искусства. Представлен тип чувствования на примере произведений М.Пруста.
Скачать PDF

Интенции субъектов общения в повседневном диалоге

Афиногенова Виктория Алексеевна, Павлова Наталия Дмитриевна
Работа нацелена на изучение интенциональной структуры повседневного диалога. Было показано, что преобладающими являются категории интенций, отражающие направленность субъекта на собеседника и на окружающую действительность. Отреагирование выражаемых в речи интенций партнером может происходить непосредственно либо отсрочено. Возможны также случаи игнорирования интенций собеседника. С ростом числа участников диалога интенциональная согласованность высказываний субъектов общения снижается.
Скачать PDF

Социально-психологические интенции учения Вильгельма Райха

Бороненкова Я. С.
Статья посвящена анализу социально-психологических компонентов учения Вильгельма Райха. Его идеи оказали значительное влияние на становление современного психоанализа, на исследование проблем типологии характера, психологических оснований фашизма, различных аспектов человеческой сексуальности и др.
Скачать PDF

Динамика параметров ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологич

Бондарук Александр Феодосьевич, Голянич Валерий Михайлович, Шаповал Валентин Анатольевич
В работе представлены результаты исследования динамики показателей ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения. Приведены данные динамики показателей внутриличностного конфликта в общей выборке и специфика указанной динамики у испытуемых с различными психоэмоциональными состояниями. Обсуждаются взаимосвязи параметров ценностно-интенционального конфликта и показателей социально-психологической адаптации обследованных.
Скачать PDF

Интенциональные особенности конфронтации в коммуникативном диалоге

Виноградова Наталья Владимировна, Гаврилова Нина Владимировна
Статья посвящена особенностям интенциональной составляющей конфронтационного взаимодействия в коммуникативном диалоге. Изучение интенциональной специфики конфронтационного диалога позволит понять механизм неадекватных ситуативных реакций, выявить причины искажения понимания друг друга субъектами конфронтационного диалога, обосновать условия эффективности коммуникативного взаимодействия в ситуациях конкретного личностного общения. Авторами описываются результаты исследования интенциональных особенностей конфронтационного диалога.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая коррекция трудностей воспитанников детского дома в условиях интенциональной

Уфимцева Н. В.
Скачать PDF

Личностные смыслы интенции Конституции в обыденном политическом сознании современных студентов

Мышкина М.С.
Статья посвящена анализу личностных смыслов интенции Конституции в обыденном политическом сознании студентов в условиях вариативности современного российского высшего образования. Анализируются характер совпадений официального значения и личностных смыслов, их содержательные особенности у студентов систем «бакалавриат» и «специалитет». Показано, что личностные смыслы интенции конституции студентов специалитета отличаются от аналогичных у студентов-бакалавров количественным преобладанием, семантической точностью и содержательным разнообразием. Это косвенно характеризует их как значительно более активных участников конкретных содержательных отношений с государственной властью, свидетельствует об их достаточно адекватных представлениях и оценках политических реалий, более широкой, чем у студентов системы «бакалавриат», гражданской позиции, о большем потенциале политического поведения, осознания возможностей и ответственности за их принятие или отвержение, за личностный выбор.
Скачать PDF

Интенциональные факторы этнопсихологического своеобразия и адаптивных возможностей малочисленных кор

Гольдшмидт Евгений Семенович, Поддубиков Владимир Валерьевич
Статья посвящена проблеме психологической адаптированности и интеграции в современные социально-экономические условия социально уязвимых малых коренных народов юга Западной Сибири (шорцев, кумандинцев, тубалар и телеутов). Анализируются результаты исследования интенциональных факторов этнопсихологического своеобразия в поведении. Обсуждаются сходство и различия спектра доминирующих инстинктов, эмоциональных направленностей и особенностей функциональной асимметрии мозга у представителей коренных малочисленных этносов с представителями некоторых профессий, студентами и школьниками из числа носителей современной доминирующей культуры. Авторы обсуждают необходимость дальнейшего углубленного изучения проблемы.
Скачать PDF

Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества

Статья посвящена юмору как одной из содержательных характеристик мотивационно-смысловой интенции личности в аспекте динамики его становления у современных студентов, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриат» и «специалитет»). Эмпирически показано, что особенности чувства юмора связаны с осмысленностью жизни и личностной зрелостьюThe article is devoted to humour as a substantional feature of motivational and meaning intention of a person in the aspect of dynamics of its formation at modern students also in conditions of studying in different systems («Bachelor’s programme» and «specialist programme»). The peculiarities of the sense of humour are connected with comprehending of life and personal maturity that is shown by means of experiment.
Скачать PDF