опыт
результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике обьективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Опыт
совокупность знаний, представлений, умений и навыков, накопленных человеком при жизни. Различают внешний и внутренний опыт. Под внешним опытом понимают приобретенные формы поведения, а под внутренним опытом - психологические качества, свойства и особенности.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Опыт
это результат взаимодействия человека с объективным миром. Опыт включает формы и результаты теоретической и практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые человеком законы (в процессе деятельности, общения и взаимодействия люден, развития общества и др.).
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
ОПЫТ
в философии — основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; в психологии — качество (подструктура) личности, групп ы, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки.
Синоним (устаревающий) — О. как эксперимент.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ОПЫТ
1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.
2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражение в сознании законов этого мира и общественной практики.
3. Примерно то же, что эксперимент: воспроизведение некоего явления, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью испытания, исследования.
4. Попытка выполнить нечто, пробное осуществление чего-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОПЫТ
В основном, способы употребления этого термина соответствуют употреблению в обычном языке. Это: 1. Любое событие, которое кто-то пережил. 2. Знание, полученное от такого участия в этом событии. 3. Общее количество накопленных знаний. Однако недавно возобновившийся интерес к некоторым классическим философским проблемам эпистемологии в изучении познания имеет нюанс. А именно, некоторые теперь используют этот термин в отношении реального мира, где опыт характеризуется в терминах того, что является за пределами этого, а другие используют этот термин только для обозначения личных субъективных явлений, и опыт характеризуется в терминах того, что находится "в голове". Для того чтобы оценить это различие, подумайте, можно ли считать "розового слона", которого видит алкоголик, опытом.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ОПЫТ
в педагогической психологии понятие О. употребляется в нескольких смыслах: 1) О. учебный – система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания. При усвоении нового материала О. облегчает усвоение новых знаний, умений, навыков, а ранее усвоенные знания дополняются, дифференцируются, обобщаются; 2) О. – знания, умения и навыки, приобретаемые детьми вне систематически организованного обучения: в общении между собой и с взрослыми, из неучебной литературы, из радио и телепередач, из повседневных наблюдений и др.; 3) О. (эксперимент) как один из приемов обучения состоит в практическом или теоретическом преобразовании условий, в к–рых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения; 4) научные наблюдения изучаемого явления в строго учитываемых условиях с целью выявления его педагогических и психологических закономерностей.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ОПЫТ
способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. Эволюция понимания О. привела к утверждению идеи об органическом сочетании в научном О. как данных непосредственного наблюдения, так и факторов, которые м. б. познаны опосредованно. В конфликтологии понятие «О.» имеет два смысла. Во-первых, О. как практические знания о конфликтах, накопленные у любого человека в процессе жизни. Чем продолжительнее или богаче конфликтами жизнь, тем больше О. Он м. б. позитивным и негативным. Негативный О. заключается в том, что человеку удается достичь целей, в т. ч. и неправедных, за счет конфликтов, путем нанесения ущерба др. людям. Во-вторых, О. как практические знания конфликтолога в области исследования и регулирования конфликтов. Чем опытнее конфликтолог, тем более сложные научные и управленческие проблемы он в состоянии успешно решить.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ОПЫТ
1. Любое реальное событие, произошедшее раньше или происходящее в данный момент времени в жизни человека. 2. Совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, хранящихся в его памяти. 3. Общая сумма разнообразных знаний, умений и навыков, приобретенных человеком в процессе его жизни. Так понимаемый О. в психологии XVI—XVII вв. противопоставлялся тому, что человек имеет при рождении, т. е. врожденному (не приобретенному опытным путем). Сторонники так понимаемого О. призывали к тому, чтобы сделать психологию опытной наукой, и противопоставляли такое ее пониманию психологии как философствующей науке, лишь рассуждающей о душе. До начала ХХ в., внутренним О. называли совокупность всех психологических явлений, присущих человеку. Сама психология этого времени рассматривалась как наука о внутреннем О. человека. См. интроспекция, опыт внешний, опыт внутренний, опыт жизненный, опыт жизненный пиковый (переживание жизненное пиковое), опыт непосредственный, психология интроспективная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Опыт
собств. рус. – пытати) – 1. любое событие, которое кто-то пережил и впечатления о котором сохранил в своей памяти; 2. знание действительности, полученное от личного участия индивида в том или ином событии его жизни; 3. общее количество накопленных знаний; 4. в философии – а) категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли; б) в теории познания – источник достоверного знания (в противоположность рационализму, отрицающему значение опыта в происхождении знания); 5. в психопатологии - знание пациента о пережитом им во время собственного болезненного расстройства (о проявлениях дисфункции поврежденных болезнью психологических систем, своего поведения в болезни, своих переживаний, наблюдений об отношении к себе со стороны разных людей, о социальных аспектах болезни, о размышлениях и выводов по поводу ценностей своей жизни и т.п.). Опыт болезни оказывает существенное влияние на мотивацию и поведение человека в ситуациях, связанных с заболеванием, причем это влияние не всегда бывает позитивным. Некоторые творчески одаренные и альтруистически настроенные индивиды опыт собственного психического расстройства обобщают в имеющих немалое значение и для врача-психиатра литературных трудах.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОПЫТ
En.: Experience
1. Гипнотический сеанс - это прежде всего опыт. Это опыт телесный, опыт эмоциональный и опыт межличностной встречи. Он затрагивает всю психику. Такой опыт может быть очень оригинальным, например, когда оживают диссоциированные воспоминания. Это также опыт, от которого ждут результата. Научиться испытывать важнее, чем пытаться понять (Rosen, 1982/1986). И очень важно говорить об опыте, когда мы обращаемся к нашим пациентам, чтобы их установки были ориентированы в этом направлении.
Гипнотический опыт не является ни статичным, ни незыблемым. Его можно представить себе как поток взаимодействующих образов, ощущений, чувств, личных ассоциаций, связанный с полученными внушениями. В этом потоке опыта сосуществуют конкретные и абстрактные помыслы, основанные на реальности и на фантазиях, они нагромождаются друг на друга и могут действовать одновременно, вызывая ответы, связанные с потребностями и ожиданиями пациентов (Sheehan & McConkey, 1982).
2. Пациент должен нечто испытать и таким образом, может быть, обнаружить глубокие корни. Испытывать, вместо того чтобы понимать, часто представляет собой путь к разблокированию в психотерапии. Вацлавик (Watzlawick, 1974/1975) с юмором рассказывал историю одной пары, у которой давно прекратились сексуальные отношения, пока однажды у друзей их общая кровать не оказалась у стены и муж, как обычно, не захотел встать с кровати... О дальнейшем умолчим.
Психотерапия не всегда столь проста, но прохождение через опыт остается необходимостью, и гипноз уже по одной этой причине оказывается наилучшим подходом.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ОПЫТ
ВОПЫТ / EXPERIENCE– совокупность знаний и умений, приобретенных человеком в процессе взаимодействия с внешним миром и осмысления собственных внутренних переживаний. О. формируется на основе знаний и умений. Одна часть О. является сознательной и формируется за счет рефлексии, она может быть вербализуема и передана другим людям. Втора часть О. является неосознаваемой, и ее осмысление и передача затруднены. Выделяют различные виды О. 1. Физический (чувственный) О.– формируется на сновании данных ощущений, восприятия и представлений. Данные физического О. осмысливаются и обобщаются посредством мышления и рефлексии. 2. Эмоциональный О.– многообразие переживаемых чувств, состояний в различных ситуациях межличностного общения (любовь, ненависть, злоба и т. д.) либо предметного взаимодействия (восхищение пейзажем). Эмоциональный О. может быть не доконца осознан и отрефлексирован в силу его высокой личностной значимости. 3. Ментальный О.– предполагает результаты работы мышления, интеллекта и сознания, предполагающий развитие комбинаций мыслительных единиц, создание идеальных мысленных объектов (планы, мечты, фантазии и др.). 4. Религиозный (духовный, мистический) О.– предельно субъективен, базируется на фактах реигиозного, экстатического переживания, как следствие, непередаваем. 5. Социальный О.– предоставляет индивиду навыки, необходимые для участия в жизни общества, т. к. общество формируется через обмен О., обычаи, ценности, традиции, социальные роли и язык. 6. Профессиональный О.– формируется в процессе профессионального обучения и освоения, выполнения профессиональной деятельности, совершенствования мастерства и др., включает навыки, умения, привычки, рациональное осмысление накапливаемого О., анализ успехов и неудач, отделение случайного от существенного. Системно связывая результаты своей деятельности с применяемыми методами и средствами, своими индивидуальными особенностями, человек может предлагать новые решения задач. Формирование О. у обчаемых выступает особой педагогической задачей. Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Опыт
Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. опыт человека есть сложная функция от целого социального опыта человечества и его отдельных групп. (3.1, 67 – 68) Поведение животного можно условно обозначить как наследственный опыт плюс наследственный опыт помноженный на личный. Этой формулой исчерпывается поведение животного. Иначе обстоит дело с человеком. Здесь необходимо ввести новые члены в формулу. Чрезвычайно расширенный наследуемый опыт человека по сравнению с животными. Широчайшее использование опыта прежних поколений, не передаваемого через рождение. Условно обозначим его как исторический опыт. Опыт социальный, опыт других людей, входит очень значительным компонентом в поведение человека. Обязательно для человеческого труда удвоение опыта. Труд повторяет в движениях рук и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала. Назовем условно этот вид поведения удвоенным опытом. Исторический и социальный опыт не представляют из себя чего-либо психологически различного, так как они в действительности не могут быть разделены и даны всегда вместе. Соединим их знаком +. Механизм их совершенно тот же, что и механизм сознания, потому что и сознание следует рассматривать как частный случай социального опыта. Поэтому обе эти части легко обозначить тем же индексом удвоенного опыта. (1.1.3, 84, 97) Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. (11.1, 10 – 11) воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. (11.1, 12) См. Воображение, Поведение, Развитие, Сознание
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004