ОПЫТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

опыт

результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике обьективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Опыт
совокупность знаний, представлений, умений и навыков, накопленных человеком при жизни. Различают внешний и внутренний опыт. Под внешним опытом понимают приобретенные формы поведения, а под внутренним опытом - психологические качества, свойства и особенности.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Опыт
это результат взаимодействия человека с объективным миром. Опыт включает формы и результаты теоретической и практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые человеком законы (в процессе деятельности, общения и взаимодействия люден, развития общества и др.).

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ОПЫТ
в философии — основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; в психологии — качество (подструктура) личности, групп ы, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки.
Синоним (устаревающий) — О. как эксперимент.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОПЫТ
1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.
2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражение в сознании законов этого мира и общественной практики.
3. Примерно то же, что эксперимент: воспроизведение некоего явления, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью испытания, исследования.
4. Попытка выполнить нечто, пробное осуществление чего-либо.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОПЫТ
В основном, способы употребления этого термина соответствуют употреблению в обычном языке. Это: 1. Любое событие, которое кто-то пережил. 2. Знание, полученное от такого участия в этом событии. 3. Общее количество накопленных знаний. Однако недавно возобновившийся интерес к некоторым классическим философским проблемам эпистемологии в изучении познания имеет нюанс. А именно, некоторые теперь используют этот термин в отношении реального мира, где опыт характеризуется в терминах того, что является за пределами этого, а другие используют этот термин только для обозначения личных субъективных явлений, и опыт характеризуется в терминах того, что находится "в голове". Для того чтобы оценить это различие, подумайте, можно ли считать "розового слона", которого видит алкоголик, опытом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОПЫТ
в педагогической психологии понятие О. употребляется в нескольких смыслах: 1) О. учебный – система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания. При усвоении нового материала О. облегчает усвоение новых знаний, умений, навыков, а ранее усвоенные знания дополняются, дифференцируются, обобщаются; 2) О. – знания, умения и навыки, приобретаемые детьми вне систематически организованного обучения: в общении между собой и с взрослыми, из неучебной литературы, из радио и телепередач, из повседневных наблюдений и др.; 3) О. (эксперимент) как один из приемов обучения состоит в практическом или теоретическом преобразовании условий, в к–рых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения; 4) научные наблюдения изучаемого явления в строго учитываемых условиях с целью выявления его педагогических и психологических закономерностей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОПЫТ
способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. Эволюция понимания О. привела к утверждению идеи об органическом сочетании в научном О. как данных непосредственного наблюдения, так и факторов, которые м. б. познаны опосредованно. В конфликтологии понятие «О.» имеет два смысла. Во-первых, О. как практические знания о конфликтах, накопленные у любого человека в процессе жизни. Чем продолжительнее или богаче конфликтами жизнь, тем больше О. Он м. б. позитивным и негативным. Негативный О. заключается в том, что человеку удается достичь целей, в т. ч. и неправедных, за счет конфликтов, путем нанесения ущерба др. людям. Во-вторых, О. как практические знания конфликтолога в области исследования и регулирования конфликтов. Чем опытнее конфликтолог, тем более сложные научные и управленческие проблемы он в состоянии успешно решить.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ОПЫТ
1. Любое реальное событие, произошедшее раньше или происходящее в данный момент времени в жизни человека. 2. Совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, хранящихся в его памяти. 3. Общая сумма разнообразных знаний, умений и навыков, приобретенных человеком в процессе его жизни. Так понимаемый О. в психологии XVI—XVII вв. противопоставлялся тому, что человек имеет при рождении, т. е. врожденному (не приобретенному опытным путем). Сторонники так понимаемого О. призывали к тому, чтобы сделать психологию опытной наукой, и противопоставляли такое ее пониманию психологии как философствующей науке, лишь рассуждающей о душе. До начала ХХ в., внутренним О. называли совокупность всех психологических явлений, присущих человеку. Сама психология этого времени рассматривалась как наука о внутреннем О. человека. См. интроспекция, опыт внешний, опыт внутренний, опыт жизненный, опыт жизненный пиковый (переживание жизненное пиковое), опыт непосредственный, психология интроспективная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Опыт
собств. рус. – пытати) – 1. любое событие, которое кто-то пережил и впечатления о котором сохранил в своей памяти; 2. знание действительности, полученное от личного участия индивида в том или ином событии его жизни; 3. общее количество накопленных знаний; 4. в философии – а) категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли; б) в теории познания – источник достоверного знания (в противоположность рационализму, отрицающему значение опыта в происхождении знания); 5. в психопатологии - знание пациента о пережитом им во время собственного болезненного расстройства (о проявлениях дисфункции поврежденных болезнью психологических систем, своего поведения в болезни, своих переживаний, наблюдений об отношении к себе со стороны разных людей, о социальных аспектах болезни, о размышлениях и выводов по поводу ценностей своей жизни и т.п.). Опыт болезни оказывает существенное влияние на мотивацию и поведение человека в ситуациях, связанных с заболеванием, причем это влияние не всегда бывает позитивным. Некоторые творчески одаренные и альтруистически настроенные индивиды опыт собственного психического расстройства обобщают в имеющих немалое значение и для врача-психиатра литературных трудах.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОПЫТ

En.: Experience
1. Гипнотический сеанс - это прежде всего опыт. Это опыт телесный, опыт эмоциональный и опыт межличностной встречи. Он затрагивает всю психику. Такой опыт может быть очень оригинальным, например, когда оживают диссоциированные воспоминания. Это также опыт, от которого ждут результата. Научиться испытывать важнее, чем пытаться понять (Rosen, 1982/1986). И очень важно говорить об опыте, когда мы обращаемся к нашим пациентам, чтобы их установки были ориентированы в этом направлении.
Гипнотический опыт не является ни статичным, ни незыблемым. Его можно представить себе как поток взаимодействующих образов, ощущений, чувств, личных ассоциаций, связанный с полученными внушениями. В этом потоке опыта сосуществуют конкретные и абстрактные помыслы, основанные на реальности и на фантазиях, они нагромождаются друг на друга и могут действовать одновременно, вызывая ответы, связанные с потребностями и ожиданиями пациентов (Sheehan & McConkey, 1982).
2. Пациент должен нечто испытать и таким образом, может быть, обнаружить глубокие корни. Испытывать, вместо того чтобы понимать, часто представляет собой путь к разблокированию в психотерапии. Вацлавик (Watzlawick, 1974/1975) с юмором рассказывал историю одной пары, у которой давно прекратились сексуальные отношения, пока однажды у друзей их общая кровать не оказалась у стены и муж, как обычно, не захотел встать с кровати... О дальнейшем умолчим.
Психотерапия не всегда столь проста, но прохождение через опыт остается необходимостью, и гипноз уже по одной этой причине оказывается наилучшим подходом.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ОПЫТ
ВОПЫТ / EXPERIENCE– совокупность знаний и умений, приобретенных человеком в процессе взаимодействия с внешним миром и осмысления собственных внутренних переживаний. О. формируется на основе знаний и умений. Одна часть О. является сознательной и формируется за счет рефлексии, она может быть вербализуема и передана другим людям. Втора часть О. является неосознаваемой, и ее осмысление и передача затруднены. Выделяют различные виды О. 1. Физический (чувственный) О.– формируется на сновании данных ощущений, восприятия и представлений. Данные физического О. осмысливаются и обобщаются посредством мышления и рефлексии. 2. Эмоциональный О.– многообразие переживаемых чувств, состояний в различных ситуациях межличностного общения (любовь, ненависть, злоба и т. д.) либо предметного взаимодействия (восхищение пейзажем). Эмоциональный О. может быть не доконца осознан и отрефлексирован в силу его высокой личностной значимости. 3. Ментальный О.– предполагает результаты работы мышления, интеллекта и сознания, предполагающий развитие комбинаций мыслительных единиц, создание идеальных мысленных объектов (планы, мечты, фантазии и др.). 4. Религиозный (духовный, мистический) О.– предельно субъективен, базируется на фактах реигиозного, экстатического переживания, как следствие, непередаваем. 5. Социальный О.– предоставляет индивиду навыки, необходимые для участия в жизни общества, т. к. общество формируется через обмен О., обычаи, ценности, традиции, социальные роли и язык. 6. Профессиональный О.– формируется в процессе профессионального обучения и освоения, выполнения профессиональной деятельности, совершенствования мастерства и др., включает навыки, умения, привычки, рациональное осмысление накапливаемого О., анализ успехов и неудач, отделение случайного от существенного. Системно связывая результаты своей деятельности с применяемыми методами и средствами, своими индивидуальными особенностями, человек может предлагать новые решения задач. Формирование О. у обчаемых выступает особой педагогической задачей. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Опыт
Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. опыт человека есть сложная функция от целого социального опыта человечества и его отдельных групп. (3.1, 67 – 68) Поведение животного можно условно обозначить как наследственный опыт плюс наследственный опыт помноженный на личный. Этой формулой исчерпывается поведение животного. Иначе обстоит дело с человеком. Здесь необходимо ввести новые члены в формулу. Чрезвычайно расширенный наследуемый опыт человека по сравнению с животными. Широчайшее использование опыта прежних поколений, не передаваемого через рождение. Условно обозначим его как исторический опыт. Опыт социальный, опыт других людей, входит очень значительным компонентом в поведение человека. Обязательно для человеческого труда удвоение опыта. Труд повторяет в движениях рук и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала. Назовем условно этот вид поведения удвоенным опытом. Исторический и социальный опыт не представляют из себя чего-либо психологически различного, так как они в действительности не могут быть разделены и даны всегда вместе. Соединим их знаком +. Механизм их совершенно тот же, что и механизм сознания, потому что и сознание следует рассматривать как частный случай социального опыта. Поэтому обе эти части легко обозначить тем же индексом удвоенного опыта. (1.1.3, 84, 97) Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. (11.1, 10 – 11) воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. (11.1, 12) См. Воображение, Поведение, Развитие, Сознание

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.99 кб

Продуктивность в психолого-педагогическом дискурсе: опыт контент-анализа энциклопедического текста

Степанова Е. Д.
В статье уточняется значение и смысл употребления понятия «продуктивность» в современном психолого-педагогическом дискурсе.
Читать PDF
140.79 кб

Опыт исследования психологических особенностей студентов вуза с алекситимическими проявлениями

Никулина Д. С.
Читать PDF
258.39 кб

Опыт в контексте проблемы личностнопрофессионального развития

Банщикова Т. Н.
Читать PDF
151.17 кб

Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков свидетелей и участник

Егоркина Таисия Васильевна
Вооруженный межэтнический конфликт является источником психотравмирующих переживаний, этот опыт фиксируется в системе отношений личности и может быть легко актуализирован.
Читать PDF
153.75 кб

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О. И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Читать PDF
206.66 кб

Опыт развития коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в обучении иностранному язык

Канаркевич А. С.
Читать PDF
250.96 кб

Инновационные процессы в образовании: опыт психологической рефлексии

Березин А. Ф.
Читать PDF
383.38 кб

Опыт разработки и использование аппаратно-програмного комплекса для аудио-визуальной коррекции функц

Звоников В. М., П Потапов В., Трушников В. А., Шаулов Г. А.
Читать PDF
177.90 кб

Опыт обследования военнослужащих участников военных конфликтов с непсихотическими соматизированными

Бабаян Э. А.
Читать PDF
113.91 кб

Детский опыт матери и ее отношение к собственному ребенку

Борисова Анна Егоровна, Ижванова Елена Михайловна
Данная статья посвящена изучению особенностей связи детского опыта женщины с отношением к собственному ребенку в контексте материнско-детского взаимодействия.
Читать PDF
354.99 кб

История как личный опыт

Нуркова Вероника Валерьевна
Изложена концепция, объясняющая функционирование исторического компонента индивидуальной автобиографической памяти как формы личностного знания. Рассмотрен функциональный репертуар индивидуальных исторических воспоминаний.
Читать PDF
202.08 кб

Опыт применения программно-аппаратной модели операторской деятельности в составе комплекса «Реакор»

Городецкий И. Г., Захаров Е. С., Пономарёва Е. С.
Читать PDF
0.00 байт

Возрастные особенности восприятия смерти: опыт психолого-философских обобщений

Мордовцева Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт применения методики «Круги взаимоотношений» в психологической диагностике однополых и разнополы

Читать PDF
173.83 кб

Опыт комплектования подразделений курсантов с учетом психологической совместимости

Круткин С. В.

Похожие термины:

  • Опыт Ломбара–Барани

    Метод выявления симуляции глухоты. Во время чтения обследуемым вслух на оба его уха передается громкий звук. Если глухота притворная, обследуемый начинает читать громче, если она истинная – громк
  • Опыт близких к смерти состояний

    near-death experiences) О. б. к с. с., некогда относимый к разряду лишенных смысла галлюцинаций, стал предметом серьезного изучения медиков и др. исследователей. Это растущее профессиональное внимание в опред
  • ОПЫТ СЛЕПОЙ ДВОЙНОЙ

    особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый не знает о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит (=> метод слепой двойной). Благ
  • КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

    Понятие введено Александером (Alexander F. G., 1965), который рассматривал К. э. о. как главный терапевтический фактор в психоанализе и в психоаналитически-ориентированной психотерапии.В то время как други
  • ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ

    понятие, принятое для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие. Э.о. подобен родному языку, котором
  • ОПОСРЕДОВАННЫЙ ОПЫТ

    См. непосредственный опыт.
  • ОПЫТ РАБОТЫ

    совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в данной профессиональной деятельности.
  • Грасхей опыт

    (Grashey H., 18391911, нем. психиатр.) Речевое расстройство, при котором больной повторяет произнесенные буквы, но не может связать их в слова.
  • гендерный опыт

    Уникальные и индивидуальные способы, по которым человек переживает свой гендер в контексте гендерной роли, определенной обществом.
  • ОПЫТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

    общее количество времени, в течение которого психолог работает консультантом; разнообразие проблем и клиентов, с которыми ему, как психологу-консультанту, уже приходилось иметь дело; успехи и неу
  • Мистический опыт

    кратковременные состояния сознания, которые трудно описать словами и которые переживаются как исключительно позитивные и осмысленные, часто имеющие духовное или религиозное значение. Воспомин
  • НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОПЫТ

    события, переживаемые в результате собственных контактов с окружающей средой.
  • Профессиональный опыт

    это распредмеченная человеком область общественной практики (прежде всего одного из видов профессиональной деятельности) и представленная в субъективированных (профессия, специализация, специа
  • Александера коррективный эмоциональный опыт

    (Alexander F. G.). Александер рассматривал А. к. э. о. как главный терапевтический фактор в психоанализе и в психоаналитически ориентированной психотерапии. В то время как другие психоаналитики традицион
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

    знания, которые получены человеком в процессе наблюдения за окружающей природой с помощью имеющихся органов чувств; знания, основанные на опыте. Эмпирический опыт человек стал приобретать в проц
  • ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (ЗНАНИЯ)

    (от лат. irrationalis неразумный) — находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному — рациональное. Знан
  • Куссмауля-Тенера опыт

    (Kussmaul-Tenner A.). Развитие генерализованной судороги при одновременном прижатии обеих каротидных и подключичных артерий (соотв. вертебральных артерий) из-за раздражения двигательной области мозга вс
  • Опыт Аристотеля

    (иллюзия Аристотеля). При осязании плотного шарика боковыми и ладонными поверхностями перекрещенных указательного и среднего пальцев кисти возникает ощущение двух шариков. См. Иллюзия.
  • ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых учителем в процессе практической учебно-воспитательной работы; основа педагогического мастерства учителя; один из важных источников развития
  • ОПЫТ СУБЪЕКТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

    системное психическое образование, сформировавшееся непосредственно в процессе деятельности как результат собственных усилий и проявляемой активности субъекта, призванное обеспечить устойчив