КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Предыдущий термин:
КОРРЕКТИВНЫЙ

Следующий термин:
КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

Содержание:

Найдено 1 определение:

КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Понятие введено Александером (Alexander F. G., 1965), который рассматривал К. э. о. как главный терапевтический фактор в психоанализе и в психоаналитически-ориентированной психотерапии.

В то время как другие психоаналитики традиционно подчеркивали значение аналогии патогенной ситуации в раннем детстве и переноса в аналитической ситуации, автор указывал на терапевтическую ценность различия между конфликтными отношениями в детстве и актуальными отношениями "психотерапевт-пациент". Это различие и создает возможности для развития К. э. о. Новое разрешение старого, вытесненного конфликта в условиях переноса возможно не только благодаря тому, что интенсивность конфликта переноса менее значительна, чем детского конфликта, но и потому, что фактическая реакция психотерапевта на эмоциональное реагирование пациента совершенно не похожа на первоначальную реакцию родителей. Это различие в отношениях "психотерапевт-пациент" и "родитель-ребенок" открывает перед пациентом возможности модифицировать прежние, дезадаптивные эмоциональные стереотипы. Так, если в основе исходной, детской ситуации, которую пациент повторяет при переносе, лежат отношения между строгим отцом и напуганным сыном, то психотерапевт должен вести себя мягко, давая пациенту свободу действий. Если же отец занимал по отношению к сыну позицию слепой, всепрощающей любви, психотерапевту следует держаться более жестко.

Различные психотерапевтические направления, особенно психодинамической ориентации, использовали феномен К. э. о. Он рассматривался обычно не в контексте эдипова конфликта, а в рамках сформировавшегося дезадаптивного стереотипа межличностных отношений пациента. При проведении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии К. э. о. учитывается на этапах установления психотерапевтического контакта и реконструкции нарушенной системы отношений личности больного. Пациент обычно неосознанно стремится вызвать у психотерапевта реакции, которые были бы повторением его прежних межличностных контактов. Для психотерапевта важно не оказаться вовлеченным в такого рода общение. У пациентов с астеническим стилем реагирования, как правило, проявляются тенденции агрессивности или пассивности и подчиняемости. Реакции окружающих на поведение больного обычно выражаются в раздражении, конфликтах с ним либо в доминировании и проявлении опеки. Психотерапевт, естественно, должен вести себя иначе. Агрессивный больной встречает со стороны психотерапевта мягкий, сдержанно-спокойный подход. Пациенту с ожиданием опеки и руководства психотерапевт предлагает разделить ответственность, проявить активность, подводит к необходимости принятия самостоятельных решений в трудных ситуациях. При истерической структуре характера отмечается стремление к доминированию в общении с окружающими, связанное с зависимостью от них и тенденцией к манипулированию с целью контроля над своим окружением, завоевания признания, внимания и привязанности. Одни пациенты стремятся достичь этих целей посредством требовательности, сопротивления, борьбы, агрессивной манеры в общении с психотерапевтом, другие добиваются одобрения психотерапевта своей мягкой, зависимой манерой поведения. Психотерапевту важно избежать навязываемого пациентами стиля общения. Для поведения личности с обсессивно-психастенической структурой характерен усиленный самоконтроль, осторожность, сдержанность в выражении чувств, зависимость. Окружающие реагируют на этот коммуникативный стиль так же сдержанно, недоверчиво, избегая в конечном счете контактов с больным. Психотерапевт же, напротив, должен проявить теплое, доброжелательное отношение, открыто и спонтанно выражая свои реакции в общении с пациентом. Использование К. э. о. в психотерапии позволяет перестроить самофрустрирующий стереотип поведения пациента на модели его отношений с психотерапевтом и выработать новое, более адаптивное поведение.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональный опыт как предиктор рецидива онкологических заболеваний

Бергфельд Александра Юрьевна
Представлены результаты пилотажного исследования рефлексивных возможностей в проработке содержания своего эмоционального опыта у лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Полученные данные дают основание утверждать, что эмоциональный опыт человека необходимо рассматривать в качестве одного из предикторов рецидива онкологических заболеваний.
Скачать PDF

Эмоциональный опыт как теоретический конструкт

Бергфельд Александра Юрьевна
Обсуждается идея изучения эмоционального опыта как интегрального образования посредством исследования рефлексивных возможностей субъекта, используемых им в проработке эмоциональных явлений. Ставится проблема определения понятийного статуса эмоционального опыта в психологии эмоций. На основе теоретического анализа рассматривается содержание конструкта «эмоциональный опыт».
Скачать PDF

Опыт проективной диагностики эмоционального интеллекта учителей

Бусыгина Татьяна Александровна, Ихсанова Светлана Геннадьевна
В статье представлен метод психологической диагностики эмоционального интеллекта учителей. Обоснована необходимость проективной диагностики педагогов. Показана возможность использования фрустрирующих реплик. Приведены данные собственных исследований.
Скачать PDF

Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта

Матвеева Лариса Геннадьевна, Горшенин Дмитрий Владимирович
The concept of «emotional intelligence» is one of the most discussed in modern psychology. Emotional intelligence tests are published in scientific and popular literature but it is not always obvious whether they measure namely intelligence or, however, a definite set of personality traits. The authors have made an attempt to create a measure for diagnostics of emotional intelligence as an ability to solve divergent and specific tasks which are concerned with emotions. As a result of several stages of experts' evaluation a set of questions has been formed which were approved in a pilot study which revealed the existence of gender specificity and no professional specificity of emotional intelligence. Two groups of schoolchildren were compared with respect to the mentioned indices: the first of which studied according to a profound curriculum in some subjects and the other one studied according to the general curriculum. The differences between the two groups were obtained in respect to all of the mentioned phenomena. Part of them is evidence to a better sociopsychological adaptation of schoolchildren from specialized classes whereas the other differences stand for a higher level of adaptation of children with special educational needs who study in usual classes. The obtained results allow formulating practical recommendations on how to increase the level of socio
Скачать PDF

Выявление и отреагирование эмоциональных травм: опыт разработки методики

Кузина Н.В.
Излагается ход и результаты опыта по выявлению у подвергшихся психодиагностическому исследованию, условно здоровых респондентов возраста юности негативных и позитивных эмоциональных стимулов и их подтверждения в письменном тексте респондента от руки, а также через фиксацию реакции микроциркуляторного русла в ответ на вербальное / визуальное предъявление указанного стимула.
Скачать PDF

Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании: опыт организ

Влах Надежда Ивановна
В исследовании участвовало 968 человек. Это были граждане, обратившиеся в Центр психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. В качестве методов психологической диагностики применялись как малоформализованные (социально-психологическое анкетирование, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье»), так и высокоформализованные (тестовые) методы. С помощью методов психологической помощи осуществлялось социально-психологическое воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием в двух направлениях: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия реабилитация).
Скачать PDF

Практика эмоциональной мотивации: опыт психологического анализа

Пырьев Евгений Александрович
В настоящей работе эмоции рассматриваются как мотивы поведения человека. Эмоциональные детерминанты поведения людей представлены в форме психологического анализа конкретных жизненных ситуаций. Мотивационная функция эмоций выводится из особенностей связи человека с явлениями (предметами) окружающей среды. Эмоции, являясь отражением состояния связи с предметами, активируют в их адрес непреднамеренные действия. В зависимости от модальности переживаемых базовых эмоций одни непреднамеренные действия укрепляют связь, другие ее разрывают, третьи препятствуют наметившемуся разрыву и т. д. Многообразие базовых эмоций приводит к разнообразию мотивационных схем с их участием.
Скачать PDF

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Левит Леонид Зигфридович
В публикации проводится теоретический анализ и экспериментальное исследование по выяснению взаимосвязей между понятиями «эмоциональное выгорание», «эгоизм» и «альтруизм». С этой целью используются диагностическая методика MBI и авторский опросник «ЭЛУ Плюс». На основе полученных результатов делается вывод о влиянии «базового» эгоизма человека на степень его эмоционального выгорания. В то же время высший уровень системы «Эгоизм» (зрелый индивидуализм) и связанная с ним самоактуализация являются факторами, препятствующими выгоранию. Разные уровни системы «Эгоизм» по-разному влияют на эмоциональное выгорание, способствуя, либо, наоборот, препятствуя ему. Показано, что высокие показатели индивида по шкале «Базового» эгоизма опросника «ЭЛУ Плюс» могут отныне расцениваться как противопоказание к работе в профессиях системы «человек-человек». Ранее имевшиеся представления относительно связи эгоизма специалиста помогающей профессии с его эмоциональным выгоранием получили частичное экспериментальное подтверждение.
Скачать PDF

Опыт в контексте проблемы личностнопрофессионального развития

Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков свидетелей и участник

Егоркина Таисия Васильевна
Вооруженный межэтнический конфликт является источником психотравмирующих переживаний, этот опыт фиксируется в системе отношений личности и может быть легко актуализирован. В основном подростки достигают нормального уровня адаптации к условиям послевоенной жизни, основной ресурс адаптации и для сербских, и для албанских подростков поддержка семьи и сообщества. В ряде случаев интенсивность эмоциональных переживаний, озабоченность будущим требуют психологической коррекции может быть рекомендована психопрофилактическая и коррекционная работа с эмоциональным и когнитивным компонентами системы отношений личности.
Скачать PDF

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О.И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Скачать PDF

Опыт развития коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в обучении иностранному язык

Канаркевич А.С.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!