ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ
1. В гносеологии-косвенное познание человеком какого-либо явления посредством анализа связей этого явления с другими явлениями, а также посредством изучения влияния, которое данное явление оказывает на другие, связанные с ним явления. 2. В логике-определение понятия через его связи или отношения с другими понятиями. 3. В психологии-использование тех или иных приемов и средств для получения знаний о воспринимаемых вещах (явлениях) или для управления психическими процессами и состояниями, например опосредствованное внимание, опосредствованная память. См. опосредствованная память, опосредствованное внимание, опосредствованный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ
англ. mediation). О. психики в самом общем смысле слова "О." означает включенность всех психических актов (функций, процессов) в культурный контекст жизни и деятельности индивида. (Иногда синонимично применяется слово "опосредование".) В качестве средств выступают орудия труда, утварь, знаки, слова (язык), символы, овеществленные смыслы, мифы, культура в целом. Имеются и персонифицированные посредники - медиаторы. Августин назвал Исуса Христа Главным Медиатором между Богом и людьми. Персонифицированными посредниками, напр., между ребенком и миром, в т. ч. миром культуры, являются родители, учителя.
О. в более узком смысле состоит в том, что все психические акты взаимоопосредствуют друг друга, каждый испытывает на себе влияние других, поэтому выделение к.-л. одного из них в сколько-нибудь чистом виде представляет собой проблему для экспериментальной психологии. Применительно, напр., к памяти это означает, что она испытывает на себе не только влияние самых разнообразных внешних средств от узелка, завязанного "на память", до компьютера и шпаргалки, но и от др. психических процессов, напр, внимания, мышления, эмоций и пр. В свою очередь, память также выступает в качестве средства поведения, деятельности, протекания др. психических процессов. Т. о., перцептивный, мнемический, интеллектуальный и др. акты могут выступать либо в качестве цели, либо средства. В 1-м случае они необходимо опосредствованы, во 2-м - опосредствующи. Самое интересное и трудное для исследования, что обе формы О., так сказать, пассивная и активная, вполне совместимы одна с др. во времени. Их относительно раздельное изучение возможно лишь в перспективе развития психических процессов. См. также Знаковое опосредствование. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Опосредствование как перспектива развития психологического образования

Хозиев В. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Опосредствование и спонтанность в модели «Культурного развития»

Нежнов П. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности

Веракса Александр Николаевич
In the article the problem of sign and symbolic forms of mediation is posed as well as the problem of symbolic and other forms of imagery reflection.
Читать PDF
0.00 байт

Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (н

Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартыненко
Целью исследования выступило сравнение эффективности использования символического опосредствования и знаковых средств в дошкольном и младшем школьном возрасте при освоении нового содержания.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование микрогенеза опосредствования в процессе формирования понятия "мера" у дошкольников

Мамкина Т. М.
Статья описывает экспериментальное исследование макрои микрогенеза опосредствования на материале формирования понятия «мера» у дошкольников, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л. Н., Нафтульев А. И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема соотношения непосредственного и опосредствованного знания в учениях Сократа и Платона

Лебедев С.Л.
Автор статьи пришел к выводу о том, что отождествление Сократом знания с отвлеченным мышлением не позволило ему представить знание в качестве основы для практической деятельности, чем и была обусловлена его «ирония».
Читать PDF
0.00 байт

Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере ос

Веракса Александр Николаевич
Статья посвящена анализу возможностей применения символа для освоения математического определения функции младшими школьниками.
Читать PDF
0.00 байт

Развивающее значение модельной формы опосредствованного познания в дошкольном возрасте

Павлова Татьяна Львовна
Освещается роль модельной формы опосредствованного познания в достижении развивающего эффекта обучения в дошкольном возрасте.
Читать PDF
0.00 байт

Культурно-исторические основания для опосредствования развития женщины

Леденцова Светлана Леонидовна
Статья представляет описание гендерного опосредствования развития женщины, применяемого для консультирования женщин в кризисных состояниях.
Читать PDF
0.00 байт

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение непосредственности и опосредствования в теории познания Ф. Г. Якоби

Шевченко И. В.

Похожие термины:

  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского

    Известная в социальной психологии теория деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе (теория ДОМОГ), предложенная А. В. Петровским, первоначально называлась «стра
  • ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

    базовое понятие культурно-исторической теории Л.С.Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается
  • Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция

    специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Разра
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ

    социально-психологическая теория межличностных отношений в малых группах и коллективах, созданная и разработанная А.В. Петровским. Центральное звено этой теории составляет принцип деятельностн
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП

    от лат. principium – основа, начало) – один из методологических принципов психологии, объясняющий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А. Н. Леонтьев), а также межличностных процессо
  • Межличностное общение опосредствованное

    В межличностном О. (М. о.) происходит не просто обмен информацией, состояниями, идеями, но порождение новой информации, нового общего состояния, новых идей. Это осуществляется на уровнях: экологичес
  • ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ

    внимание, которое регулируется с помощью специальных средств, напр., жестов, указательных знаков, предметов и т.п
  • АССОЦИАЦИЯ ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ

    ассоциация, которая устанавливает косвенную связь со стимулом, опосредствованную каким-либо другим стимулом, с которым, в свою очередь, связаны ассоциируемые стимулы. При этом предполагается, что
  • НАБЛЮДЕНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ

    разновидность наблюдения, при проведении которого наблюдатель использует для наблюдения кроме собственных естественных органов чувств еще какие-либо иные, искусственные, например, технические
  • ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ТЕОРИЯ

    психологическая теория, в которой доказывается, что высшие психические процессы и виды социального поведения человека имеют опосредствованный характер. См. культурно-историческая теория формир
  • ОПОСРЕДСТВОВАННЫЙ

    1. Характеристика психических процессов, которые не представляют собой прямых или непосредственных реакций на внешние воздействия (стимулы), а, скорее, являются реакциями на некоторые другие факт
  • ОПОСРЕДСТВОВАТЬ

    1. Быть посредником, оказывать влияние на процесс, который, в свою очередь, возникает под влиянием других стимулов или процессов. 2. Происходить между двумя или более действиями, событиями, процесса
  • УСТАНОВКА ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ

    установка, которая через что-либо (с помощью какого-либо средства) управляет процессами, происходящими в организме и психологии человека, и порождается актом объективации. См. объективация, устано