ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

Предыдущий термин:
ЗНАКОВОЕ НАУЧЕНИЕ

Следующий термин:
ЗНАКОВЫЙ ИНДИКАТОР

Содержание:

Найдено 3 определения термина ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

базовое понятие культурно-исторической теории Л.С.Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

англ. sign mediation) - способ организации человеком собственного поведения и высших психических функций.

3.О. - ключевое понятие культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), рассматривающей психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак (преобразование натуральных и непосредственных процессов в культурные и опосредствованные).

Знак как психологический инструмент не имеет готового значения. Значение средства знаку всегда придается, оно не является физическим (природным) свойством самой вещи. Придание значения происходит в интерпсихическом действии, где знак занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, служит посредником в их отношениях, средством координации совместной деятельности. 3. о. включает моменты обнаружения значения - акты изменения видения ситуации, соответствующие преодолению стереотипов прежнего опыта, и процессы удерживания значения, в которых знак выполняет функцию связывания прошлой и наличной ситуаций действия. См. также Медиатор, Опосредствование. (Е. А. Бугрименко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Знаковое опосредствование

Категория. Основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Специфика. Способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности

Веракса Александр Николаевич
In the article the problem of sign and symbolic forms of mediation is posed as well as the problem of symbolic and other forms of imagery reflection.
Читать PDF

Об универсальной структуре знаково-символической деятельности

Цветков Андрей Владимирович
Знаково-символическая деятельность анализируется как система опосредствования, представления и отношения, направленных на отражение и преобразование действительности, и в то же время входящая как дейс
Читать PDF

Когнитивные предпосылки орнаментальной культуры как знаково-символического ритуала

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает когнитивные предпосылки и принципы орнаментальной культуры, которая в знаках и символах культурно-исторического контекста, реализуется как знаково-символический ритуал культуры.
Читать PDF

Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования

Чуганская Анфиса Анваровна
Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии.
Читать PDF

Музыкальное сознание как знаково-символическая функция психики

Торопова Алла
Статья посвящена осмыслению сущности и специфики феномена музыкального сознания, который рассматривается сквозь призму общего, особенного и единичного.
Читать PDF

Знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных у

Алёхин Анатолий Николаевич, Богдановская Анна Борисовна, Королева Наталья Николаевна, Богдановская Ирина Марковна, Кошелева Александра Николаевна, Проект Юлия Львовна
Читать PDF

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КУЛЬТУРЫ

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает предпосылки ритуальности в «хронотопе» культуры, где человек погружен своими модальностями в знаково-символический контекст.
Читать PDF

Знаково-символическая деятельность в образовательном пространстве: семиотический подход к формирован

Брыксина О.Ф., Шарьизданова М.В.
В статье рассмотрена специфика знаково-символической деятельности в информационно оразовательном пространстве, описаны содержательные и методические аспекты реализации семиотического подхода к формиро
Читать PDF

Знаково-символическая деятельность в образовательном пространстве: семиотический подход к формирован

Брыксина О.Ф., Шарьизданова М.В.
В статье рассмотрена специфика знаково-символической деятельности в информационно оразовательном пространстве, описаны содержательные и методические аспекты реализации семиотического подхода к формиро
Читать PDF

Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой нагля

Быбина Наталья Николаевна
В статье раскрыта методика обучения физике на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности, предполагающая не только усложнение дидактического инструментария, но и изменение ви
Читать PDF

Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой нагля

Быбина Наталья Николаевна
В статье раскрыта методика обучения физике на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности, предполагающая не только усложнение дидактического инструментария, но и изменение ви
Читать PDF

Повышение качества усвоения биологических понятий средствами знаково-символической наглядности

Зорков Иван Александрович
В статье рассматриваются дидактические особенности знаково-символических средств, анализируются некоторые их аспекты применительно к обучению биологии, приводятся основные принципы проектирования знак

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!