ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ это что такое ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ: определение — Психология.НЭС
ЗНАКОВОЕ НАУЧЕНИЕ ЗНАКОВЫЙ ИНДИКАТОР

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

Найдено 3 определения термина ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

базовое понятие культурно-исторической теории Л.С.Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

англ. sign mediation) - способ организации человеком собственного поведения и высших психических функций.

3.О. - ключевое понятие культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), рассматривающей психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак (преобразование натуральных и непосредственных процессов в культурные и опосредствованные).

Знак как психологический инструмент не имеет готового значения. Значение средства знаку всегда придается, оно не является физическим (природным) свойством самой вещи. Придание значения происходит в интерпсихическом действии, где знак занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, служит посредником в их отношениях, средством координации совместной деятельности. 3. о. включает моменты обнаружения значения - акты изменения видения ситуации, соответствующие преодолению стереотипов прежнего опыта, и процессы удерживания значения, в которых знак выполняет функцию связывания прошлой и наличной ситуаций действия. См. также Медиатор, Опосредствование. (Е. А. Бугрименко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Знаковое опосредствование

Категория. Основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Специфика. Способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Источник: Психологический словарь

Найдено рефератов по теме ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности

Веракса Александр Николаевич
In the article the problem of sign and symbolic forms of mediation is posed as well as the problem of symbolic and other forms of imagery reflection. The issues of functions of symbolic mediation and symbolic and sign mediation sequence of appearance during ontogeny are discussed. The conditions of emergence of symbolic mediation are viewed.
Скачать PDF

Об универсальной структуре знаково-символической деятельности

Цветков Андрей Владимирович
Знаково-символическая деятельность анализируется как система опосредствования, представления и отношения, направленных на отражение и преобразование действительности, и в то же время входящая как действие в структуру высших психических функций.
Скачать PDF

Когнитивные предпосылки орнаментальной культуры как знаково-символического ритуала

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает когнитивные предпосылки и принципы орнаментальной культуры, которая в знаках и символах культурно-исторического контекста, реализуется как знаково-символический ритуал культуры.
Скачать PDF

Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования

Чуганская Анфиса Анваровна
Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии. Раскрываются взаимосвязи данного понятия с понятиями ценностей, социального познания, категоризации. Определяется социально-психологические характеристики и структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникации. Особое внимание уделяется орнаменту как специфическому знаку невербальной коммуникации в социальных группах различной этничности.
Скачать PDF

Музыкальное сознание как знаково-символическая функция психики

Торопова Алла
Статья посвящена осмыслению сущности и специфики феномена музыкального сознания, который рассматривается сквозь призму общего, особенного и единичного. Представлены: авторское понимание генезиса музыкального сознания, его психосемантической структуры, истоков музыкального смыслообразования.The article covers conception of matter and specificity of music consciousness which is examined in the light of general, special and singular. Presented: author's interpretation of genesis of music consciousness, its psychosemantiс structure, origins of music sense generation.
Скачать PDF

Знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных у

Алёхин Анатолий Николаевич, Богдановская Анна Борисовна, Королева Наталья Николаевна, Богдановская Ирина Марковна, Кошелева Александра Николаевна, Проект Юлия Львовна
Скачать PDF

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КУЛЬТУРЫ

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает предпосылки ритуальности в «хронотопе» культуры, где человек погружен своими модальностями в знаково-символический контекст. Единый когнитивный процесс человека по восприятию, оценке и пониманию знаков и символов культуры инициирует сознание в «семиосферу». Символы-заместители реальных предметов, а также их материальные знаки, передают значения символических действий, поэтому сами ритуалы культуры это целые комплексы символов в действии. Знаково-символический контекст культуры ритуален по определению, имеет характеристики «психологического принуждения» и «ускоренности бытия». Ритуалы, знаки и символы культуры включены в традицию и являются ее наиболее очевидными векторами. В целом, они стремятся сделать иллюзорным разрыв между прошлым и настоящим, обеспечить преемственность, и задача облегчается благодаря постоянно идущему процессу «сверхдетерминации символов» Вывод: Рассмотрев ритуальность различных хронотопов и модальностей культуры, как совокупность знаковых систем, подчеркнем, что культурно-исторический контекст выступает объединяющим началом мифа, знака и символа в ритуалах. Исследование ритуалов в культуре позволяет выделить знаково-символическое пространство, границы, ритм, структуру, а в целом стилистику самой культуры, что и определяет сложившуюся символику знаков искусства и отражение «когитосферы», «духосферы» самого человека в знаково-символической интерпретации.
Скачать PDF

Исследование микрогенеза опосредствования в процессе формирования понятия "мера" у дошкольни

Мамкина Т.М.
Статья описывает экспериментальное исследование макрои микрогенеза опосредствования на материале формирования понятия «мера» у дошкольников, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Основой для планирования и осуществления данной работы стали теоретические позиции П. Жане, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперина, П. Рабарделя и др.
Скачать PDF

Опосредствование и спонтанность в модели «Культурного развития»

Нежнов П. Г
Скачать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Культурно-исторические основания для опосредствования развития женщины

Леденцова Светлана Леонидовна
Статья представляет описание гендерного опосредствования развития женщины, применяемого для консультирования женщин в кризисных состояниях. В начале статьи предлагается новый подход к пониманию гендрного опосредствования женского развития, обозначаются критерии, по которым производятся процедуры верификации. В заключение описываются полученные результаты консультирования и оценка успешности практического применения нового метода в психологической консультации.
Скачать PDF

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Теоретикоэмпирической базой для планирования и осуществления эксперимента стала клас сическая работа А.Н. Леонтьева, проведенная под руководством Л.С. Выготского, посвященная сравнительному анализу непосредственной и опосредствованной памяти. Применение методики двойной стимуляции в рамках экспериментальногенетического метода для исследования возрастной динамики использования внешних вспомогательных средств в процессе запоминания позволило сформулировать предположение о том, что индивидуальное освоение деятельности внутри возрастной группы может иметь значительные отклонения от макрогенетических показателей. Прослеживание микрогенеза опосредствования было обращено на открытие разных степеней владения вспомогательными средствами испытуемыми, относящимися к одной возрастной группе в зависимости от уровня развития опосредствования.
Скачать PDF