ОБУЧАЕМОСТЬ
способность человека к усвоению новых знаний и одновременно — уровень его интеллектуального развития.
Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006
ОБУЧАЕМОСТЬ
категория педагогической психологии, восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ОБУЧАЕМОСТЬ
способность человека к научению, к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков. О. – одна из главных способностей человека.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
обучаемость
индивидуальная способность, выражающиеся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Обучаемость
одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуаций; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
ОБУЧАЕМОСТЬ
способность человека к научению, т. е. к достаточно быстрому и качественному освоению новых знаний, умений и навыков. Высокая О. человека – это один из признаков его одаренности. См. одаренность.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Обучаемость
совокупность способностей, способствующих быстрому и успешному овладению человеком знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. О. – потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной с взрослыми работе (Б.В.Зейгарник).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Обучаемость
Характеристика индивидуальных возможностей человека к усвоению учебной информации и выполнению учебной деятельности: запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению требований учебного контроля и самоконтроля и т. д. Различают общую О. как способность к усвоению любого материала и специальную – к усвоению материала определенной направленности. О. формируется с раннего детства.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Обучаемость
Категория. Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).
Специфика. Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусства, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационноволевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). Наиболее значительными психологическими условиями формирования обучаемости являются: а) управление познавательными процессами (восприятие, внимание, память и т. д.); б) речевые качества человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической); в) поддержание познавательных интересов; г) овладение приемами самообучения. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.
Различаются:
1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;
2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.
В основе обучаемости лежат:
1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;
3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОБУЧАЕМОСТЬ
восприимчивость к обучению, учебные способности, которые не сводятся к объему знаний и умственных операций. Различают общую О. - способность к усвоению любого учебного материала и специальную О. как способность к усвоению отдельных видов материала (наук, искусства, практики). Психологическими показателями О. являются активность ориентировки человека в новых условиях, перенос усвоенных способов действия в новые условия, готовность к сотрудничеству и к принятию помощи другого человека, переключаемость с одного способа работы на другой, быстрое образование новых понятий и способов действий, темп и работоспособность, выносливость и др. О. формируется и расширяется в условиях обучения, приводя к качественным сдвигам в умственном развитии обучающегося. Профессиональная О. есть активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность и способность к профессиональному обновлению.
Акмеология изучает профессиональную О. в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму.
Источник: Акмеологический словарь.
ОБУЧАЕМОСТЬ
эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей обучаемого к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач (в т. ч. и практических), выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. О. в широком смысле слова выступает как проявление способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая характеристика психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Как эмпирическая характеристика возможности человека к обучению О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи); особенности личности— мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношение обучаемого к учебному материалу, к учебной группе и преподавателям (инструкторам). Наиболее существенными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению, являются: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения. Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками — более высокими познавательными возможностями к самоконтролю — включает и некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Понятие О. оператора включает в себя и многие специальные (профессиональные) навыки.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
Обучаемость
сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов(восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентации, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй — какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т.п. Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С. Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума. А.А.Вербицкий
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
Обучаемость
в физиологии: способность живых организмов к обучению, т. е. приобретению собственного индивидуального опыта, позволяющему на какой-то срок фиксировать в памяти элементы обучения. В психологии под О. понимают познавательную способность, которая включает совокупность свойств познавательных процессов, обеспечивающих успешность научения, в том числе и формирование навыков.
Совокупность этих свойств составляют:
-Обобщенность мыслительной деятельности — ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.
-Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон.
-Гибкость мыслительной деятельности.
-Устойчивость мыслительной деятельности.
-Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи (3. И. Калмыкова).
Судить о наличии у человека высокой или низкой О. возможно по таким показателям, как:
-Соотношение между затратами (временными, нервно-психическими, физическими) и конечным результатом. Высокую О. характеризует соотношение, при котором затраты минимальны, а результат высокий.
-Широта и легкость переноса знаний и навыков, полученных в определенной ситуации, в условия, близкие или далекие от нее. Например, при высокой О. человек, наученный играть на одном из струнных инструментов, легко переносит это знание и навык на овладение другими инструментами. Или человек, имеющий высокую О. в области математики, также успешно осуществляет перенос знаний и навыков с одной математической дисциплины на другую и т. п.
-Быстрый темп овладения знаниями и навыками, который возникает за счет восприимчивости к новому, запоминания «с одного показа, объяснения», включения новой информации в уже сложившуюся систему знаний и навыков, что обеспечивает легкость их актуализации.
Расширенный перечень показателей О. включает:
активность ориентировки в новых условиях;
инициативу в условиях выбора более трудных, творческих заданий;
настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость», т. е. умение сохранять высокую работоспособность в условиях, мешающих выполнению намеченного;
готовность к восприятию помощи другого, отсутствие сопротивления (А. К. Маркова).
Литература
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. 3. И. Калмыковой. М., 1975.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ОБУЧАЕМОСТЬ
англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость" в применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)
О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).
Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).
О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.
Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.
О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ОБУЧАЕМОСТЬ
НАВУЧАЛЬНАСЦЬ / TEACHABILITY– сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. Различают общую О. как способность усвоения в процессе обучения и самообразования любого материала и специальную О., обозначающую легкость и глубину усвоения конкретного социального опыта в сфере науки, производства, искусства и т. п. Термин О. стали широко использовать Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Одновременно с этим началось исследование О. (Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова)– параметра, характеризующего умение школьников самостоятельно решать задачи. Параметр О. позволял дать обобщенную характеристику мыслительных приемов, с помощью которых достигается решение проблемы. Они характеризовались такими свойствами, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность, восприимчивость к помощи. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З. И. Калмыкова). Количественно О. выражается в показателе «экономичность мышления»– мере помощи, необходимой ученику для самостоятельного усвоения нового понятия в процессе решения задач, для которых нет заранее заданного способа действия. О. как совокупность интеллектуальных свойств личности имеет следующие основные компоненты: обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Основным условием становления О. является своевременное формирование нужных способов учебной работы и их свойств. В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. А. К. Маркова и соавт. к критериям О. относят поисковую познавательную активность, способную проявляться в незнакомых условиях, а также инициативность в нахождении необязательных решений и самостоятельный выбор более трудных задач, что вполне может удовлетворять понятию интеллектуальной инициативы (по Д. Б. Богоявленской) как единицы творческой активности. В отличие от обученности, которую можно соотнести с уровнем актуального развития, О. соотносится с зоной ближайшего развития (А. К. Маркова, В. В. Давыдов). Используя данные многочисленных исследований З. И. Калмыковой, А. К. Марковой, Н. А. Менчинской и других, можно выделить уровни развития обучаемости от высокого уровня (самостоятельное выделение всех существенных признаков, верное соотнесение частных и общих признаков, владение анализом, правильные суждения как по содержанию, так и по форме, большое количество сэкономленных ступеней обучения) до низкого (неумение выделять признаки, использовать помощь, невладение терминологией). Н. А. Менчинская, разграничивая О. и мотивационную сферу личности, считает, что О. сложнее поддается изменению, чем мотивация учащихся.
Заслуживает внимания точка зрения зарубежных психологов на структуру О. Так, например, Г. Клаус различал обучаемых по стилям между двумя полюсами: «позитивный– негативный». Выделенные им параметры основываются, прежде всего, на О. Это: когнитивная организация (осознанность, рациональность, экономичность мышления); скорость (устойчивость во времени, легкость, гибкость и тщательность); регуляция действия (самостоятельность, настойчивость, независимость и планомерность); мотивация (добровольность, включенность, самостоятельность). В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). Особенно важное значение имеет повышение возможностей к обучению на сензитивных возрастных этапах при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению. Наиболее значительными психологическими условиями формирования О. являются: управление познавательными процессами (восприятием, вниманием, памяти и т. д.); речевые качества человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической); поддержание познавательных интересов; овладение приемами самообучения. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в том числе навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и другими текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Понятие О. наряду с общими характеристиками, более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника– возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента– возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения. Высокие показатели О. являются признаками общей или специальной одаренности индивида. Пониженная О. выражается в разобщенности и неустойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами познавательных действий и слабой податливости коррекционным воздействиям.
О. определяется не только уровнем развития активного самостоятельного познания, но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего соответствующими знаниями и умениями. По характеру включенности в процесс познания выделяют имплицитную О. (способность обучаться без сознательных усилий обучающегося) и эксплицитную, основанную на активных целенаправленных сознательных действиях со стороны обучающегося. Профессиональная О. есть активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность и способность к профессиональному обновлению. Акмеология изучает профессиональную О. в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму. Зоопсихология рассматривает О. как податливость животного дрессировке. Диагностика О. и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. Методику обучающего эксперимента на модели «Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету» для исследования потенциальных возможностей детей 7–10 лет предложила А. Я. Иванова. Технологию обучающего эксперимента традиционно используют для оценки О. и выявления зоны ближайшего развития любых познавательных функций детей разного возраста. Э. В. Самарина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.